г. Ессентуки |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А63-10510/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ставропольского края
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.02.2016 по делу N А63-10510/2015 (судья Быкодорова Л.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Голетиани Зинаиды Павловны (г. Кисловодск, ОГРН 262800922844, ИНН 311265111200248)
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Ставропольского края (г. Ставрополь)
о признании незаконным и отмене постановления от 24.08.2015 по делу об административном правонарушении N 109-П-04/2015 о привлечении к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ,
при участии:
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Ставропольского края - представитель Долгополов В.Ф. по доверенности от 11.01.2016 N 06-22/01,
от индивидуального предпринимателя Голетиани Зинаиды Павловны - представители: Аванесян К.С. по доверенности от 19.06.2014, Артемова П.В. по доверенности от 19.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Голетиани Зинаида Павловна (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ставропольского края (далее - Росздравнадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 24.08.2015 по делу об административном правонарушении N 109-П-04/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.02.2016 заявленные требования Предпринимателя удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств, подтверждающих обстоятельства, изложенных в оспариваемом постановлении.
Не согласившись с решением суда, Росздравнадзор обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предпринимателя. Также ходатайствует о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель возражает по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Росздравнадзора, считает решение суда законным и обоснованным.
От Росздравнадзора поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов.
В судебном заседании представитель Росздравнадзор поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Заявил отказ от ранее заявленного ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю.
Представитель Росздравнадзора поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Пояснил, что документы, приложенные к ходатайству о приобщении к материалам дела дополнительных документов, в суд первой инстанции не представлялись и представлены в суд апелляционной инстанции для сведения.
Представители Предпринимателя возразили по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просят решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования Предпринимателя, суд первой инстанции установил, что Росздравнадзор указал в постановлении от 19.06.2015 об отпуске лекарственного препарата "Лирика" гражданину Агамаляну А.А., вместе с тем из материалов дела, следует, что отпуск лекарственного средства производился гражданину Гуляеву Д.А. Указанные обстоятельства послужили основанием для признания оспариваемого постановления Росздравнадзора незаконным и его отмене.
Однако судом первой инстанции не учтено, следующее.
Частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении установленного порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско- акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из части 2 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N61-ФЗ) следует, что виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 2.1, 2.2 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" (далее - Порядок), закреплено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках утвержденной формы, аптечными учреждениями отпускаются, в том числе, лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665 (далее - Перечень N 665).
В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Закона N 61-ФЗ, пункта 9 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 N 746н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения" государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию.
В соответствии со сведениями, размещенными в Реестре, лекарственному препарату с торговым наименованием - "Лирика", международное наименование - "Прегабалин" присвоен номер регистрационного удостоверения - N ЛС-001752. Указанный препарат отнесен к фармако-терапевтической группе-противоэпилептическое средство. Согласно инструкции (аннотации) к лекарственному препарату "Лирика" данный препарат реализуется только по рецепту врача. Противоэпилептические препараты включены в Перечень N 665, в связи с чем их реализация осуществляется только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм. Пунктом 2.8 названного Порядка установлено, что в исключительных случаях при невозможности аптечным учреждением (организацией) выполнить назначение врача (фельдшера) допускается нарушение вторичной заводской упаковки. При этом лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу и предоставлением больному другой необходимой информации (инструкция, листок-вкладыш и т.д.). Не допускается нарушение первичной заводской упаковки лекарственных средств.
Из материалов дела следует, что в аптечной организации, принадлежащей Предпринимателю, осуществлялся безрецептурный отпуск лекарственного препарата "Лирика" в количестве 1 капсулы за 100 руб. гражданину Гуляеву Д.А в отсутствии у него рецепта врача и рецептурного бланка установленной формы и с нарушением целостности первичной заводской упаковки и без вторичной упаковки лекарственного препарата.
Факты реализации лекарственных препаратов с нарушениями требований Порядка подтверждаются материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.06.2015; копиями писем; протоколом осмотра от 28.04.2015, объяснениями Щепилова Ж.С., Малкаровой А.Т., Бадаловой И.А., Гуляева Д.А., Худякова А.В., Якубенко О.В. от 28.04.2015, фотокопиями с места проверки, копией акта добровольной выдачи и досмотра предметов (веществ) запрещенных к свободному обороту от 28.04.2015, объяснениями, копией рапорта от 28.04.2015, квитанцией о приеме вещественных доказательств от 28.04.2015.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств отсутствия вины Предпринимателем не представлено.
Судом апелляционной инстанции принимается довод Росздравнадзора об ошибочном указании в постановлении от 24.08.2015 фамилии покупателя Агамаляна А.А. Из пояснений представителя Управления следует, что Предпринимателем осуществлялась реализация препарата "Лирика" разным гражданам, в том числе гражданам Гуляеву Д.А. и Агамаляну А.А., и в отношении предпринимателя возбуждалось производство по административному делу по каждому случаю реализации. При составлении постановления о привлечении к административной ответственности от 24.08.2015 фамилия покупателя препарата "Лирика" была ошибочно указана иная - вместо покупателя Гуляева Д.А. указан покупатель Агамалян А.А., фигурирующий в другом деле о реализации Предпринимателем препарата "Лирика" без рецепта, которое рассмотрено арбитражным судом (дело А63-10506/2015).
Суд апелляционной инстанции считает, что фамилия покупателя не имеет в данном случае значения, так как имеет место факт реализации препарата "Лирика" без рецепта врача. Положения части 1 ст.14.4.2 КоАП РФ предусматривают ответственность за безрецептурную реализацию не какому-то определенному лицу с конкретной фамилией, а за реализацию любому лицу безотносительно его фамилии. Факт реализации Предпринимателем препарата "Лирика" в том месте и в то время, которые указаны в постановлении Управления подтверждается материалами дела, в связи с чем апелляционным судом не принимается указанная опечатка (ошибка) в фамилии покупателя препарата "Лирика", как основание для признания незаконным постановления Управления от 24.08.2015.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений прав и законных интересов Предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с нормами КоАП РФ.
Срок давности привлечения Предпринимателя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения Предпринимателя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В данном случае, по мнению апелляционного суда, предусмотренное частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 10000р с учетом установленных обстоятельств по делу соответствует тяжести совершенного Предпринимателем правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания. Основания для снижения размера административного штрафа отсутствуют.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу надлежит удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить, отказать в удовлетворении требований Предпринимателя об отмене постановления Росздравнадзора от 24.08.2015 по делу N 109-П-04/2015.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.02.2016 по делу N А63-10510/2015 отменить. Отказать в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Голетиани Зинаиды Павловны.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10510/2015
Истец: Голетиани Зинаида Павловна
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по СК
Третье лицо: Артемов Павел Вячеславович, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ