г. Владивосток |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А51-19107/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-10898/2015
на решение от 15.10.2015
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-19107/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАНЕКИ-РУС" (ИНН 7703759700, ОГРН 5117746020882, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.12.2011)
о признании незаконным решения Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) от 17.07.2015 о классификации товара.
при участии:
от Находкинской таможни: представитель Домина Е.А. по доверенности N 0532/78 от 14.09.2015 сроком действия на 1 год, удостоверение;
от ООО "МАНЕКИ-РУС": представитель Беликова Е.С. по доверенности N 28-10/15-С от 28.10.2015 сроком действия на 3 года, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАНЕКИ-РУС" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось с требованиями о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 17.07.2015 о классификации товара в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТН ВЭД ТС) Единого таможенного тарифа Таможенного союза, регистрационный номер РКТ-10714040-15/000296.
Решением от 15 октября 2015 года суд первой инстанции удовлетворил требования общества - признал незаконным оспариваемое решение таможни как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции таможня указала, что, исходя из результатов таможенной экспертизы ввезенного декларантом товара, а также положений Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 N 156 "О классификации подгузников детских одноразовых по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (далее - Решение N 156), она верно определила товарную позицию 9619 00 ТН ВЭД для классификации спорного товара.
Как указал таможенный орган, в соответствии с Решением N 156 подгузники детские одноразовые, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, классифицируются в той подсубпозиции, в которой поименован материал изготовления абсорбирующего слоя, придающего подгузнику его основное свойство - впитывание жидкости.
Учитывая, что абсорбирующий слой спорного товара изготовлен из нескольких компонентов, классификация такого товара, по мнению таможни, должна производиться в подсубпозиции 9619 00 900 1 "из прочих материалов". Указанный вывод, по мнению таможни, соответствует Решению N 156 и правилам 3 (в) и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе представитель таможни поддержал в судебном заседании.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Доводы отзыва на апелляционную жалобу представитель заявителя поддержал в судебном заседании.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Заявителем на основании заключенного с компанией "MANEKI JAPAN CO., LIMITED" внешнеторгового контракта N MJ-MR/1 от 04.05.2012 на территорию Таможенного союза был ввезен товар, для декларирования которого заявитель подал ДТ N 10714040/150515/0013062, в которой указан товар N 1: санитарно- гигиенические изделия из целлюлолзно-бумажной массы: трусики- подгузники для детей "MANEKI", арт. BD 852, размера L (BABY DIAPERS SIZE L), 44 подгузника в упаковке, всего 4 132 упаковки / 1 033 картонных коробок, изготовитель "MANEKI JAPAN CO., LIMITED", товарный знак "MANEKI".
Ввезенный заявителем товар N 1 был классифицирован в подсубпозицию 9619 00 2100 ТН ВЭД ТС "женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы: - детские пеленки и подгузники и аналогичные санитарно-гигиенические изделия: - детские пеленки и подгузники", ставка таможенной пошлины 5%.
Таможней была проведена дополнительная проверка в целях идентификации товаров, задекларированных в ДТ N 10714040/150515/0013062.
В рамках проведения дополнительной проверки была назначена таможенная экспертиза образцов товара N 1, задекларированного по ДТ N 10714040/150515/0013062.
Согласно заключению таможенных экспертов экспертно- криминалистической службы - филиала Центрального экспертно- криминалистического таможенного управления г. Владивостока Новиковой Л.Р., Языниной Е.В. от 19.06.2015 N 12/016312 товар N 1, задекларированный по ДТ N 10714040/150515/0013062, является многослойным готовым санитарно-гигиеническим изделием одноразового применения - подгузниками - трусиками детскими, изготовленными из пяти слоев: верхний покровный слой из нетканого полотна из волокон полипропилена: пропускает жидкость; распределительный слой из нетканого полотна из волокон полиэтилена: распределяет жилкость; абсорбирующий слой, состоящий из двух материалов: волокон целлюлозного происхождения и частиц абсорбента на основе полиакрилата натрия (соли полиакриловой кислоты), целлюлозное полотно с частицами абсорбента полностью покрыто бумажными слоями: поглощает и удерживает впитываемую жидкость; защитный слой из полимерной пленки из полиэтилена, наполненного карбонатом кальция: создает защиту от протекания; нижний покровный слой из нетканого полотна из волокон полипропилена: предотвращает повреждения защитного слоя, препятствует контакту защитной пленки с кожей ребенка, придает форму изделию.
На основании вышеуказанного экспертного заключения таможенный орган принял оспариваемое решение от 17.07.2015, регистрационный номер РКТ-10714040-15/000296, о классификации товара N 1, заявленного в ДТ N 10714040/150515/0013062, по коду 9619 00 9001 ТН ВЭД, ставка таможенной пошлины 10 %.
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации от 20.08.2013 N BY.50.51.01.012.Е.001855.08.13, декларация о соответствии N RU Д-JP.АГ03.В.10999 от 24.09.2013, согласно которым подгузники торговой марки "MANEKI" соответствуют техническому регламенту Таможенного союза 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797.
Согласно представленному арбитражному суду протоколу испытаний N 319-т от 19.08.2015, выполненному Испытательным центром "Океан" ФГАОУ "Дальневосточный федеральный университет", основное свойство трусиков-подгузников торговой марки "MANEKI" (впитывание жидкости) выполняет материал абсорбирующего слоя - целлюлозные волокна, который поглощает и удерживает впитываемую жидкость внутри подгузника, частицы абсорбента - на основе полиарилата выполняют вспомогательную функцию повышения впитывающей способности основного материала - целлюлозных волокон.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу.
В силу пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о товарах именование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно статье 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение).
Разделом III названного Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Положению (пункты 5 и 6) ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1: ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ ОПИ 3; 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ).
Из правила 3 (а) следует, что в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
В соответствии с правилом 3 (б) ОПИ ТН ВЭД ТС смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (Правило 3 (в)).
Как следует из материалов дела, при декларировании товаров N 1 и N 2 общество определило код ввезенных им товаров как 9619 00 210 0 ТН ВЭД, в то время как таможенный орган классифицировал данные товары в товарной субпозиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД.
Тексту товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 ТН ВЭД соответствует товар "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы: -- детские пеленки и подгузники и аналогичные санитарно-гигиенические изделия: --- детские пеленки и подгузники".
Тексту товарной подсубпозиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД соответствует товар "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из прочих материалов: -- детские пеленки и подгузники".
При классификации ввезенного товара декларант исходил из того, что товар является многослойным, однако основное свойство товару (впитывание жидкости) придает абсорбирующий слой, состоящий из волокон целлюлозы, в связи с чем при выборе подсубпозиции применению подлежит правило 3 (б) ОПИ ТН ВЭД, то есть товар классифицируется в зависимости от материала, который придает ему основное свойство.
Как следует из заключения таможенных экспертов от 19.06.2015, положенного в основу принятия таможней оспариваемых решений, представленные образцы товара являются готовыми многослойными санитарно-гигиеническими впитывающими изделиями одноразового применения - подгузниками-трусиками детскими. При этом функциональным назначением абсорбирующего слоя является поглощение и удерживание впитываемой жидкости. Материалами изготовления абсорбирующих слоев являются волокна целлюлозного происхождения и частиц абсорбента на основе полиакрилата натрия (соли полиакриловой кислоты), находящихся в массе волокон целлюлозного полотна (хаотично по всей толще). Целлюлозное полотно с частицами абсорбента полностью покрыто бумажными слоями.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, при характеристике качественного состава абсорбирующего слоя следует исходить как из его основного целевого использования, так и из возможности самостоятельного функционирования его составляющих материалов.
Материалами дела подтверждается, что ввезенные обществом подгузники соответствуют ГОСТу Р 52557-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Подгузники детские бумажные. Общие технические условия", утвержденному Приказом Росстандарта от 28.11.2011 N 625-ст, который распространяется на бумажные детские подгузники разового использования, предназначенные для ухода за детьми (далее - ГОСТ Р 52557-2011).
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52557-2011 подгузник детский бумажный - многослойное санитарно-гигиеническое изделие разового использования с абсорбирующим слоем из волокнистых полуфабрикатов древесного происхождения, содержащим гелеобразующие влагопоглощающие материалы (вещества) для впитывания и удержания мочи ребенка (далее - жидкость), предназначенное для ухода за детьми.
Абсорбирующий слой: внутренний основной впитывающий слой подгузника, который поглощает и удерживает впитываемую жидкость внутри подгузника (целлюлозные волокна, целлюлозная вата, целлюлозное полотно с добавлением химических волокон или без них, с содержанием суперабсорбента) (п. 3.4 ГОСТ Р 52557-2011).
Суперабсорбент: химический влагопоглощающий материал (вещество) со способностью к гелеобразованию под влиянием впитывающей жидкости (п. 3.10 ГОСТ Р 52557-2011).
Таким образом, из положений указанного ГОСТа, следует, что все подгузники имеют двухкомпонентное наполнение абсорбирующего слоя: распушенную целлюлозу (волокна других полуфабрикатов) и суперабсорбент. Подгузников с иным составом абсорбирующего слоя действующий стандарт не предусматривает. При этом как следует из текста приведенных положений целлюлоза (волокна, вата, полотно) поглощает и удерживает впитываемую жидкость, в то время как суперабсорбент - способствует гелеобразованию под влиянием впитывающей жидкости.
Учитывая изложенное, коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что гелеобразующая добавка (суперабсорбент) является вспомогательным веществом, который вводится с целью усиления впитывающих свойств абсорбирующего слоя для удержания большего количества жидкости.
Это также подтверждается невозможностью использования данного вещества в качестве единственного самостоятельного материала влаговпитывающего слоя, тогда как без гелеобразующей добавки товар будет выполнять функцию впитывания и удержания жидкости за счет целлюлозных волокон.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что целлюлоза (волокно, вата, полотно) является тем материалом, который придает подгузнику его основное свойство - впитывание жидкости, в то время как суперабсорбент (гелеобразующая добавка) выполняет лишь вспомогательную функцию повышения впитывающей способности основного впитывающего слоя.
Так как основное свойство товару придает именно абсорбирующий слой из целлюлозных волокон, то в соответствии с Правилами 3 (б) и 6 ОПИ ввезенный товар правомерно классифицирован обществом в товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 "Детские пеленки и подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы".
Помимо ингредиента, придающего спорному товару основное свойство (правило 3 (б)), следует признать, что именно в данной подсубпозиции ввезенный обществом товар описан наиболее точно и полно (правило 6).
В свою очередь, таможенный орган, руководствуясь правилами 3 (в) и 6 ОПИ, исходя из того, что абсорбирующий слой подгузников изготовлен из различных материалов, неправомерно классифицировал спорный товар в подсубпозиции 9619 00 900 1 "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из прочих материалов: -- детские пеленки и подгузники".
При этом, в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ таможня не доказала и не обосновала невозможность применения ОПИ 3 (б), а исходила только из многокомпонентного состава товара и наличия в абсорбирующем слое детских подгузников частиц абсорбента на основе натриевой соли полиакриловой кислоты.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку заявителя жалобы на необходимость применения правил 3 (в), 6 ОПИ ТН ВЭД ТС и Решения N 156 при классификации спорного товара, поскольку в соответствии с правилом 3 (в), 6 ОПИ ТН ВЭД ТС товар подлежал бы классификации в товарной позиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД ТС только в случае если бы ни один из материалов не мог быть определен как основной или как выполняющий основную функцию, то есть основное назначение товара зависело бы от наличия в абсорбирующем слое как волокон целлюлозы, так и частиц абсорбента на основе натриевой соли полиакриловой кислоты.
Кроме того, по мнению апелляционной коллегии, из буквального толкования Решения N 156 следует, что спорный товар подлежал классификации в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 ЕТН ВЭД ТС, последней среди подсубпозиций, в которых поименованы материалы изготовления основного абсорбирующего слоя детских подгузников.
Такой последней подсубпозицией применительно к рассматриваемому товару является подсубпозиция 9619 00 210 0 ТН ВЭД ТС, где поименованы полотна из волокон целлюлозы. В данной ситуации именно волокна целлюлозы придают основное свойство спорному товару (поглощение и удержание впитываемой жидкости).
Таким образом, подсубпозиция "из прочих материалов", которой соответствует классификационный код 9619 00 900 1 ТН ВЭД ТС, не может рассматриваться как позиция, содержащая наименование основного материала изготовления - абсорбирующего слоя.
Руководствуясь вышеизложенным, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный товар правомерно классифицирован ООО "МАНЕКИ-РУС" по коду ТН ВЭД ТС 9619 00 210 0.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД не соответствуют ТК ТС и нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем признал эти решения незаконными.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2015 по делу N А51-19107/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19107/2015
Истец: ООО "МАНЕКИ-РУС"
Ответчик: НАХОДКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ