г. Санкт-Петербург |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А26-10205/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3632/2016) ООО "Карелэнергоресурс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2015 по делу N А26-10205/2015(судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ООО "Карелэнергоресурс"
к Администрации Калевальского городского поселения
о признании недействительным распоряжения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (ОГРН 1111001010108, адрес: 85035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 10, пом. 19; далее - общество, ООО "Карелэнергоресурс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Калевальского городского поселения (адрес: 186910, Республика Карелия, п. Калевала, ул. Советская, д. 11; далее - Администрация) от 22.09.2015 N 88-р.
Решением от 25.12.2015 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Карелэнергоресурс" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ООО "Карелэнергоресурс" указывает на незаконность обжалуемого распоряжения Администрации от 22.09.2015 N 88-р и на ошибочность выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.
ООО "Карелэнергоресурс" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. Администрация, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "Карелэнергоресурс" является поставщиком тепловой энергии на территории Калевальского муниципального района Калевальского городского поселения, Боровского и Юшкозерского сельских поселений.
22 сентября 2015 года Администрацией принято распоряжение N 88-р (далее - Распоряжение), пунктом 1 которого, в связи с неблагоприятными погодными условиями и наличием низких комнатных температур в жилых помещениях многоквартирных домов на территории городского поселения, ООО "Карелэнергоресурс" предписано начать регулярное отопление потребителей с 24 сентября 2015 года в 0 часов по московскому времени.
Полагая, что Распоряжение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права ООО "Карелэнергоресурс" в сфере экономической деятельности, общество обжаловало данное Распоряжение в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалованного акта Администрации, нарушения прав и законных интересов ООО "Карелэнергоресурс" Распоряжением не установил. В связи с изложенным, заявление ООО "Карелэнергоресурс" оставлено без удовлетворения судом первой инстанции.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность обеспечения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возлагается на органы местного самоуправления.
Одним из видов санитарно-эпидемиологических требований, соблюдение которых должно обеспечиваться в пределах соответствующей компетенции органами местного самоуправления, являются санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, дошкольных организациях, к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
Пунктом 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354)
Согласно пункту 5 Правил N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 оС или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 оС.
Согласно пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Министерства энергетики РФ N 115 от 24.03.2003) отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 оС и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 оС и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанными нормативными актами не ограничивается право органов местного самоуправления установить более ранние сроки начала отопительного периода. Принятие оспариваемого нормативного акта направлено на защиту прав населения городского поселения, в связи с неблагоприятными погодными условиями (продолжительная ненастная погода), многочисленными жалобами жильцов на холод и сырость в квартирах, обращением зам. главы Администрации Калевальского муниципального района, а также руководителей образовательных учреждений.
Доводы общества о том, что заключив договор аренды муниципального имущества с ООО "Карелэнергоресурс" Администрация фактически делегировала обществу полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как указанным договором предусмотрена обязанность общества за свой счет осуществить производство и передачу тепловой энергии потребителям, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы общества о том, что передача объектов теплоснабжения имела место 28 августа 2015 года, и общество не имело возможности своевременно подготовить данные объекты к отопительному сезону, рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Как следует из акта приема передачи объектов теплоснабжения от 28.08.2015, техническое состояние объектов недвижимого имущества удовлетворительное и позволяет использовать их в соответствии с назначением. Кроме того, указанное обстоятельство не является основанием к признанию ненормативного правового акта недействительным.
При этом, обществом, являющимся единственным поставщиком тепловой энергии на территории Калевальского муниципального района, не доказан факт нарушения оспариваемыми ненормативными актами его законных прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку поставка ресурса подлежит оплате покупателем (потребителем) вне зависимости от установленных сроков отопительного сезона.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о законности и обоснованности обжалуемого Распоряжения. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. подлежит возвращению ООО "Карелэнергоресурс" из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 декабря 2015 года по делу N А26-10205/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10205/2015
Истец: ООО "Карелэнергоресурс"
Ответчик: Администрация Калевальского городского поселения