г. Чита |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А19-14350/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 января 2016 года по делу N А19-14350/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" (ОГРН 1133801002521, ИНН 381125046, 665821, Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон Байкальск, ул. Песчаное кольцо, 11) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877, 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А) о признании недействительным предписания N 3705/15 от 29.07.2015,
(суд первой инстанции: судья Ананьина Г.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" (далее - заявитель, ООО "Ангарская жилищная компания", ООО "АЖК" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также - Служба) N 3705/15 от 29.07.2015.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 января 2016 года в удовлетворении заявленного обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на общество правомерно возложена обязанность по принятию необходимых мер для устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Из апелляционной жалобы общества следует, что на момент проведения проверки, многоквартирный дом 21 9 микрорайона г. Ангарска не был включен Службой государственного жилищного надзора по Иркутской области в реестр многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "АЖК". Из чего следует, что на момент проведения проверки ООО "АЖК" не имело законных оснований для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и тем более, не имело законных оснований для осуществления работ по устранению имеющихся нарушений.
В связи с чем, ООО "АЖК" полагает, что на момент проверки не являлось субъектом данных правоотношений, поскольку указанный дом, на момент проверки был включен в реестр домов, обслуживаемых прежней управляющей организацией ООО "УК "ЖУ", которая на момент проверки обладала всей технической и иной документацией, связанной с управлением данным домом, и которая на момент проведения проверки не выполнило требование по исключению информации о вышеуказанном многоквартирном доме на официальном сайте для раскрытия информации (www.reformagkh.ru).
Кроме того общество указывает, что заявление, поступившее от собственников многоквартирного дома в адрес Депутата Законодательного Собрания Иркутской области от избирательного округа N 8 Лобанова А.Ю. содержит информацию о бездействии ранее обслуживающей многоквартирный дом 21 9 микрорайона г. Ангарска организации. Заявление подписано председателем совета дома Соловьевой - кв. 158 и не содержит дату его составления, а также указанное заявление не содержит дату его регистрации. О данном факте также свидетельствует тот факт, что инициатором собрания, которое оформлено протоколом от 15.06.2015, являлось лицо, подписавшее заявление.
Более того, указанное заявление жителей не содержит адреса заявителя, имени отчества жителя, направившего данное обращение, даты.
В связи с чем, ООО "АЖК" полагает, что проверка проведена без законных на то оснований.
Также согласно доводам апелляционной жалобы выявленные нарушения не относятся к нарушениям, допущенным непосредственно ООО "АЖК", поскольку заявитель приступил к обслуживанию многоквартирного дома 21 9 микрорайона г. Ангарска только 19.06.2015 и не мог допустить разрушений, тем более тех, которые имеют признаки для проведения работ по капитальному ремонту.
Одним из критериев законности предписания является конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для лица в силу закона. Как следствие, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить, где и какие нормы права были нарушены, в чем конкретно выражены данные нарушения, какие действия следует совершить для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства.
Кроме того, важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности является исполнимость предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Таким образом, предписание порождает определенные правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, которым оно адресовано.
Из указанного, как отмечает общество, следует, что предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения и совершить действия по его устранению. В противном случае, предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Однако Службой не указано, какие действия необходимо произвести заявителю. Формулировка устранить, произвести ремонт является общей и не указывает на выполнение определенных действий.
В связи с чем, выданное предписание не является конкретным, четким, не позволяет однозначно установить наличие допущенного нарушения, также по многим пунктам неясно какие действия следует произвести заявителю для их устранения. Из чего можно сделать вывод, что предписание возлагает на заявителя, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Служба представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением N 3705-ср-п от 17.07.2015 Службой государственного жилищного надзора Иркутской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Ангарская жилищная компания" с целью проверки информации, содержащейся в обращении гражданина, поступившем 03.07.2015 вх 86-38-05677/15 о нарушение прав потребителя, выразившееся в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 9, дом N 21 (неисправное состояние: цоколя, отмостки).
В ходе проведенной проверки обследован жилой дом, находящийся в управлении ООО "Ангарская жилищная компания", расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 9, дом N 21.
В результате проверки выявлены нарушения ООО "Ангарская жилищная компания" требований, установленных правовыми актами, а именно:
- не произведены мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (не содержится в исправном состоянии отмостка - по периметру здания: наличие глубоких трещин, частично негерметичное примыкания отмостки к цокольной части, частично отсутствует отмостка; провалы и вспучивание отмостки; местами провалы засыпаны гравием), что является нарушением пунктов 4.1.7, 4.10.2.1, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- осадка, перекос входных крылец подъездов N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, неисправность примыкания плиты входного крыльца к стене (зазор, в месте примыкания - разрушение бетона плиты входного крыльца и наружной стены здания, оголена арматура) подъезд N 4, что является нарушением требований пунктов 4.10.2.1, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- не устранены местные разрушения фактурного слоя цоколя, допущено их дальнейшее развитие. Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (неисправное состояние цокольных плит по фасаду здания - местами значительные разрушения бетонного слоя цокольных плит до арматуры в подвальном помещении и снаружи; местами цокольные плиты отошли от плоскости здания по вертикали; наличие глубоких трещин; излом цокольных плит; множественные следы ремонтов; у подъезда N 1 с торца здания цокольная часть здания ранее отремонтированная - разрушение и повреждение бетона, глубокие трещины в теле бетона, отклонение от здания по вертикали), что является нарушением требований пунктов 4.2.3.4, 4.2.3.1, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- герметизация стыков панелей не отвечает требованиям водозащиты (в стыках панелей местами: трещины, частичное разрушение поверхности штукатурного и герметизирующего слоя - со стороны дворового и уличного фасадов между 2 и 3 подъездами с 1-го по 5-ый этажи; со стороны уличного фасада между 5 и 4 подъездами с 1-го по 5-ый этажи; со стороны дворового фасада между 4 и 3 этажами подъезд N 7; с торца здания подъезда N 8 - следы ремонта стыков панелей и наличие мелких трещин у квартир N 157, N 158), что является нарушением требований пунктов 4.1.1.1, 4.2.1.7, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- не обеспечено исправное состояние наружных стен для восприятия нагрузок (конструктивная прочность) (разрушение фактурного слоя (трещина) - квартира N 137; с уличной стороны фасада между 7 и 6 подъездами на 4-ом и 5 -ом этажах - следы ремонта, отсутствие фактурного слоя и окраски; с уличной стороны фасада между 7 и 6 подъездами на 3-ем и 4-ом этажах местные разрушения фактурного слоя; квартиры N 49, N 56 - глубокие трещины в оконных откосах; со стороны дворового фасада местные разрушения между оконными проемами, оголена арматура, подъезд N 6; со стороны дворового фасада разрушение облицовочного слоя - частично отсутствует плитка, подъезд NN 3, 6, 8, что является нарушением требований пунктов 4.2.1.1, 4.2.3.2, 4.2.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- признаки повреждения стыков между плитами козырька над балконами квартир N 157, N 117, разрушение края козырька над балконом квартиры N 118, что является нарушением требований пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки составлен акт проверки N 3705/15 от 29.07.2015, ООО "Ангарская жилищная компания" выдано предписание от 29.07.2015 N 3705/15 по устранению выявленных нарушений в срок до 15.10.2015.
ООО "Ангарская жилищная компания" не согласившись с предписанием от 29.07.2015 N 3705/15 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Согласно статье 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Часть 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации ведена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ. В соответствии со статьей 12 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2015).
Как уже указывалось выше, внеплановая проверка в отношении общества назначена Службой на основании обращения гражданина, то есть в пределах полномочий, предоставленных частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное обращение поступило от Депутата Законодательного Собрания Иркутской области от избирательного округа N 8 Лобанова А.Ю. и зарегистрировано Службой 03.07.2015 за номером 86-38-05677/15
Статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что Лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением от 28.10.2014 N 1110 Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, регулирующих отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, определен состав общего имущества, в который включаются, в частности помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений, встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 установлено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющая организация является субъектом указанного правонарушения в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
На основании пункта 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Нормативно-правовым документом регулирования в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Указанные Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.1.7 Правил N 170, просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Как следует из пункта 4.2.1.1. Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с пунктом 4.2.1.7. Правил N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов. Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм. В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30 - 50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм. Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 предусмотрено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно пункту 4.2.3.2 Правил N 170 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Как следует из пункта 4.2.3.5. Правил N 170 фактурные слои блоков и панелей или штукатурку с усадочными мелкими трещинами необходимо защищать от разрушения затиркой жидким полимерцементным раствором с окраской.
В соответствии с пунктом 4.2.3.4 Правил N 170 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Пунктом 4.2.4.2. Правил N 170 предусмотрено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Согласно пункту 4.8.10. Правил N 170, входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
В силу требований пункта 4.10.2.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 16.06.2015 многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: Иркутская область, г. Ангарска, микрорайон 9, дом N 21 находится в управлении ООО "Ангарская жилищная компания".
По договору управления управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом в соответствии с приложениями к настоящему договору (пункт 2.2 договора).
Обязанности ООО "Ангарская жилищная компания" предусмотрены пунктом 3.1.1. договора управления многоквартирным домом, согласно которому управляющая организация от имени и за счет Собственников обязуется осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора, с наибольшей выгодой в интересах собственников, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствие с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических норматив и иных правовых актов; отказывать услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Приложением N 3 к настоящему договору. В случае оказания услуги и выполнения работ с ненадлежащим качеством Управляющая организация обязуется устранить все выявленные недостатки за счет Исполнителей.
Исходя из положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и анализа условий вышеуказанного договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае ООО "Ангарская жилищная компания" является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по содержанию жилого фонда, переданного ему в управление, приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию и ремонту жилого фонда в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, как следствие, в силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязано выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон N 9, дом N 21.
Таким образом, ООО "Ангарская жилищная компания" несет ответственность за содержание общего имущества вышеуказанного дома. Устранение нарушений, связанных с содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входит в исключительную компетенцию управляющей компании.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в результате проверки Службой в отношении указанного дома выявлены нарушения обществом вышеуказанных требований, установленных правовыми актами.
Факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается. Указанное свидетельствует о том, что названные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда подлежат устранению в установленном порядке управляющей организацией.
При этом в данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, не имеет значения, будут данные нарушения устраняться в штатном режиме обеспечения исполнения нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома или путем проведения работ и услуг, оказываемых управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Правила содержания жилого дома, не допускают фактического наличия выявленных нарушений, в связи с чем именно управляющая компания обязана принять меры к их устранению.
Более того, само предписание не устанавливает за счет каких средств должны быть устранены выявленные нарушения правил содержания жилого дома, за счет текущих платежей или дополнительных средств сособственников жилых помещений. Данный вопрос относится к компетенции общего собрания собственников, которое в силу закона обязано принять меры (в виде финансирования) по устранению выявленных нарушений, а управляющая компания принять меры по доведению до собственников требований и необходимости финансирования данных работ, которые управляющая компания обязана исполнить.
Управляющая компания обязана содержать жилой дом в соответствии с установленными правилами в любое время, финансируя такое содержание за счет собственников жилых помещений. При этом, управляющая компания и собственники жилых помещений вправе определить сверхнормативное финансирование такого содержания (ремонта), обусловленных либо ненадлежащим предшествующим текущим ремонтом либо ненадлежащим отношением собственников к общему имуществу жилого дома при его эксплуатации.
В любом случае закон не допускает содержания жилого дома с нарушением установленных правил содержания.
Довод заявителя о том, что выявленные нарушения не относятся к нарушениям, допущенным непосредственно ООО "Ангарская жилищная компания", поскольку ООО "Ангарская жилищная компания" приступило к обслуживанию многоквартирного дома 21, микрорайона 9 г. Ангарска только 19.06.2015, кроме того прежняя управляющая компания своевременно не передало ООО "Ангарская жилищная компания" техническую и иную документацию, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, данный факт не освобождает управляющую компанию от надлежащего содержания жилого дома и принятию мер по устранению выявленных нарушений.
Статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами N 000134 была выдана заявителю 29.04.2015, договор управления по спорному МКД заключен 16.06.2015, начало управления домом 19.06.2015; требования статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации на момент проведения проверки заявителем не соблюдены, обязанность по размещению измененного перечня МКД на официальном сайте для раскрытия информации не выполнена, соответственно изменения в реестр лицензий органом государственного жилищного надзора не внесены. Указанное подтверждается материалами дела, в том числе ответом Службы от 16.09.2015 N 86-37-8109/15.
Таким образом, спорный МКД на момент проведения проверки не был включен в реестр многоквартирных домов, в отношении которых обществом как лицензиатом осуществляется деятельность по управлению. Однако отсутствие указанного многоквартирного дома в реестре МКД, обслуживаемых ООО "Ангарская жилищная компания", как правильно указал суд, не освобождает заявителя от обязанности по содержанию спорного МКД, принятого к управлению по договору от 16.06.2015. и принятию мер по устранению выявленных нарушений.
На основании изложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что оспариваемое предписание от 29.07.2015 N 3705/15 принято Службой государственного жилищного надзора Иркутской области, в соответствии с требованиями законодательства, обоснованно возлагает именно на управляющую компанию обязанность по устранению выявленных нарушений по содержанию жилого многоквартирного дома, и не нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правомерному и мотивированному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 января 2016 года по делу N А19-14350/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14350/2015
Истец: ООО "Ангарская жилищная компания"
Ответчик: Служба государственного жилищного надзора по Иркутской области