город Ростов-на-Дону |
|
20 апреля 2016 г. |
дело N А53-25912/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей А.Н. Герасименко, А.Н. Стрекачёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
А.П. Баевой,
при участии:
от Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога: представитель Канукова М.В. по доверенности от 12.01.2016,
от конкурсного управляющего МУП "Таганрогэнерго" Белозеровой О.Ю.: представитель Комиссаренко Н.Ю. по доверенности от 11.01.2016,
от ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону": представитель Самойленко Е.В. по доверенности от 01.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога на определение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2015 по делу N А53-25912/2013
об отказе во включении в реестр требований кредиторов по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога
(ИНН 6154074349, ОГРН 1036154002422) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности 39 960 625 руб. в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Таганрогэнерго" (ИНН 6164085894, ОГРН 1036154014093), принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Таганрогэнерго" (далее - должник) Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога (далее - заявитель, УЖКХ г. Таганрога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 39 960 625 руб. задолженности.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2015 по делу N А53-25912/2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с определением суда от 17.12.2015 по делу N А53-25912/2013 УЖКХ г. Таганрога обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда о пропуске срока исковой давности необоснованны. Судом неправомерно отказано в удовлетворении требования, без учета того обстоятельства, что должником не представлен приказ КУИ г. Таганрога, которым могло бы быть подтверждено освоение выделенных ему бюджетных инвестиций; материалами дела доказано, что бюджетные инвестиции не освоены, доказательств увеличения уставного фонда не представлено, в связи с чем выделенные средства подлежат возврату.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2015 по делу N А53-25912/2013 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель УЖКХ г. Таганрога поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда отменить.
Представитель конкурсного управляющего МУП "Таганрогэнерго" Белозеровой О.Ю. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2014 (резолютивная часть оглашена 06.02.2014) в отношении МУП "Таганрогэнерго" введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве) - наблюдение; временным управляющим утверждена Белозерова Ольга Юрьевна, член некоммерческого партнерства "Объединение арбитражных управляющих "Авангард".
Сведения о введении в отношении муниципального унитарного предприятия процедуры наблюдения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 15.02.2014 N 26, объявление N 77031046550.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2014 (резолютивная часть оглашена 15.07.2014) в отношении должника введена процедура внешнего управления, исполнение обязанностей внешнего управляющего возложены на Белозерову О.Ю.
Сведения о введении в отношении муниципального унитарного предприятия внешнего управления опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 26.07.2014 N 130, объявление N 77031192714.
Определением суда от 30.01.2015 (резолютивная часть оглашена 29.01.2015) внешним управляющим МУП "Таганрогэнерго" утверждена Белозерова Ольга Юрьевна.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2015 (резолютивная часть оглашена 15.07.2015) МУП "Таганрогэнерго" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утверждена Белозерова Ольга Юрьевна.
Сведения о признании муниципального унитарного предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 01.08.2015 N 137, объявление N 77031573506.
В рамках конкурсного производства УЖКХ г. Таганрога обратилось в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 39 960 625 руб. задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также - Закон о банкротстве) в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
Согласно статье 142 Закона о банкротстве на стадии конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 данного Закона. В силу названной нормы закона при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
Пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" также определено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Кроме того, при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
По существу заявленного требования установлено, что главным распорядителем бюджетных средств - УЖКХ г. Таганрога заключено соглашение N 7/с от 28.03.2011 с МУП "Таганрогэнерго" на предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования "Город Таганрог" в форме капитальных вложений в основные средства МУП "Таганрогэнерго" с последующим увеличением уставного фонда предприятия, по объектам: - на замену трубопроводов теплосетей с использованием предварительно изолированных трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией, - переподключение тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет". Данным соглашением определены порядок и сроки финансирования, порядок проведения проверок, порядок и сроки предоставления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, ответственность сторон.
Бюджетная инвестиция предоставлялась за счет бюджета города на финансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности города, находящиеся в хозяйственном ведении Предприятия.
Основным условием предоставления бюджетных инвестиций являлось увеличение уставного капитала Предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.
В соответствии с протоколом совещания в 2013 году (проведенном в Управлении при участии представителя Предприятия и зам. начальника Финансового управления Администрации города Таганрога) по вопросу выполнения работ на объектах капитального строительства за счет средств бюджетных инвестиций, предприятию было поручено провести ряд мероприятий по завершению в полном объеме работ по включению в реестр муниципальной собственности объектов капитального строительства. В случае не проведения указанных мероприятий, предприятию рекомендовано возвратить в бюджет города предоставленные бюджетные инвестиции, в размере 34 000 000 рублей.
Как указывает заявитель, до настоящего времени данные мероприятия должником не проведены, а по итогам проверок выявлены факты нарушения целей и условий предоставления бюджетных инвестиций.
Заявитель полагает, что бюджетные средства подлежат возврату в бюджет муниципального образования "Город Таганрог" в сумме 34 000 000 руб.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя, исходя из следующего.
Согласно п. 1.1. соглашения N 7/с от 28.03.2011 предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования "Город Таганрог" в фирме капитальных вложений в основные средства МУП "Таганрогэнерго" осуществлено с целью:
-переподключение тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет";
-замена трубопроводов теплосетей с использованием предварительно изолированных трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией, на основе проведения оценки эффективности бюджетных инвестиций, с последующим увеличением уставного фонда предприятия.
Согласно п.2.1. соглашения стоимость соглашения устанавливается в пределах плановых ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Город Таганрог" 2011 года на эти цели в сумме 34 000 000 рублей.
Согласно п. 4.2. соглашения предприятие обязуется, предоставлять в Управление отчет об использовании поступивших денежных средств и ходе работ за год, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным годом.
Согласно п. 4.3. соглашения управление обязуется проводить проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств. В случае установления по итогам проверок проведенных органом осуществляющим полномочия учредителя, а также иными уполномоченными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий предоставления бюджетных инвестиций, а так же сумм неиспользованных в текущем финансовом году при отсутствии наличия потребности направления их на те же цели в соответствии с решением органа осуществляющего полномочия учредителя, бюджетные средства подлежат возврату в бюджет муниципального образования "Город Таганрог".
Согласно п. 5.2. соглашения выявление существенных нарушений условий настоящего соглашения в процессе его исполнения Предприятием влечет за собой расторжение настоящего соглашения Управлением в одностороннем порядке с уведомлением Предприятия за 30 дней до даты расторжения настоящего соглашения и взысканием в бюджет муниципального образования "Город Таганрог" штрафных санкций в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера соглашения, за каждый день просрочки исполнения обязательств.
Согласно п. 8.1. настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения обязательств, сторонами настоящего соглашения.
Дополнительным соглашением N 1 к соглашению от 28.03.2011 N7/с 16.06.2011 г. внесены изменения в соглашение:
п.4.3. изложить в следующей редакции:
"Управление обязуется проводить проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств после предоставления Предприятием отчета об использовании поступивших денежных средств и ходе работ за год. В случае установления по итогам проверок проведенных органом, осуществляющим полномочия учредителя, а также иными уполномоченными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий предоставления бюджетных инвестиций, а также сумм неиспользованных в текущем финансовом году при отсутствии наличия потребности направления их на те же цели в соответствии с решением органа, осуществляющего полномочия учредителя, бюджетные средства подлежат возврату в бюджет муниципального образования "Город Таганрог".
Дополнительным соглашением N 2 к соглашению от 28.03.2011 N 7/с от 30.12.2011 внесены изменения в соглашение:
п. 4.2. изложить в следующей редакции:
"Предприятие обязуется предоставлять в Управление отчет о поступивших денежных средствах и ходе работ не позднее 31.12.2012".
28.03.2011 УФК по Ростовской области (УЖКХ г. Таганрога) перечислило предприятию бюджетные средства в размере 34 000 000 руб. с указанием на то, что данная сумма является бюджетной инвестицией, направленной во исполнение соглашения от 28.03.2011 N 7/с.
Во исполнение настоящего соглашения МУП "Таганрогэнерго" указано, что им заключались договоры, выполнялись, оплачивались следующие работы:
- переподключение тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10,111/11,111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет";
- замена трубопроводов теплосетей с использованием предварительно изолированных трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией, в том числе:
- замена трубопроводов теплосетей по адресу: Октябрьская, 44/5 до дома 18-й переулок, 1А - 3 507 562,10 руб.;
- замена трубопроводов теплосетей по адресу: Циолковского, 40 до ЦТП-2 - 25 375 157.00 руб.;
- переподключение тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет" - 5 117 281,30 руб.
Указанные расходы понесены МУП "Таганрогэнерго" в соответствии с соглашением N 7/с от 28.03.2011, заключенным между МУП "Таганрогэнерго" и УЖКХ г. Таганрога,
Относимость понесенных МУП "Таганрогэнерго" расходов к соглашению N 7/с от 28.03.2011 подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела и следует из содержания оказанных услуг.
В обоснование несения расходов на сумму 3 507 562.10 руб. должником указано следующее.
В соответствии с заданием на разработку проектно-сметной документации, утв. Зам. Главы администрации г. Таганрога, согласованного с УЖКХ г. Таганрога, в соответствии с постановлением администрации г. Таганрога N 909 от 28.03.2011 было необходимо заказать в ОАО "АПМ" г. Таганрога проектную документацию, документацию по инженерно-геодезические работы на объект по адресу:
ул. Октябрьская, 44/5 до жилого дома 18-й переулок, 1А.
Для выполнения вышеуказанного задания между МУП "Таганрогэнерго" и ОАО "АПМ" г. Таганрога заключен договор на выполнение проектной документации N 11-132 от 20.06.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 11-132 от 20.06.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ОАО "АПМ" (исполнитель) принимает на себя выполнение работ по изготовлению проектной документации на реконструкцию теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Октябрьская, 44/5 до жилого дома 18-й переулок, 1 А, стоимость работ составляет 209 269,30 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: смета на проектные и изыскательские работы, акт о приемке выполненных работ, накладная, платежное поручение.
Также между МУП "Таганрогэнерго" и ОАО "АПМ" г. Таганрога заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ N 76 от 05.04.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 76 от 05.04.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ОАО "АПМ" (исполнитель) принимает на себя выполнить инженерно-геодезические работы на реконструкцию теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Октябрьская,44/5 до жилого дома 18-й переулок, 1А, стоимость работ составляет 6 154,66 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: смета, акт о приемке выполненных работ, платежное поручение.
Также МУП "Таганрогэнерго" и ОАО "РостовДонТИЗИС" заключен договор на выполнение изыскательских работ N 4336 от 15.07.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 4336 от 15.07.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ОАО "РостовДонТИЗИС" (подрядчик) обязуется выполнить инженерно-геологические изыскания и подготовить техдокументацию по результатам изысканий на объекте "Подземные тепловые сети по ул. Октябрьская,44/5 по 18-й переулок, 1А, стоимость работ составляет 176 654,35 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: акт сдачи-приемки отчетно-тех. материалов изысканий по договору N 4336 от 15.07.2011, накладная N 66, платежное поручение, смета, счет-фактура.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ЗАО "Аксинья" заключен договор на выполнение раздела "Мероприятия по охране окружающей среды" проектной документации N 937-ООС/11 от 22.08.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 937-ООС/11 от 22.08.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ЗАО "Аксинья" (исполнитель) обязуется выполнить работу по разработке раздела проекта "Мероприятия по охране окружающей среды" объекта "Реконструкция теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Октябрьская,44/5 до жилого дома 18-й переулок, 1А, стоимость работ составляет 22 224,40 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: акт приемки технической документации N 137 от 30.08.2011, накладная N 239, платежное поручение, смета, счет-фактура.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" заключен договор на проведение государственной экспертизы N 0957/11 от 06.09.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 0957/11 от 06.09.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" (исполнитель) обязуется провести государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации на реконструкцию объекта: "Реконструкция теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу:
ул. Октябрьская, 44/5 до жилого дома 18-й переулок, 1А, стоимость работ составляет 130 899,39 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: расчет размера платы, акт сдачи-приемки работ от 07.10.2011, платежное поручение, счет-фактура.
06.10.2011 должником получено положительное заключение Государственной экспертизы N 61-1-5-0571-11 на объект "Реконструкция теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Октябрьская 44/5 до жилого дома 18-й переулок, 1А, выданное ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации".
Также между МУП "Таганрогэнерго" и МУП "ЖЭУ" заключен договор подряда N 126 от 13.09.2011.
Согласно п. 1.1. договора подряда N 126 от 13.09.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а МУП "ЖЭУ" (подрядчик) обязуется выполнить работы по реконструкции теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Октябрьская, 44/5 до жилого дома 18-й переулок, 1А, стоимость работ составляет 2 962 360 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: дефектная ведомость, акты о приемке выполненных работ от 28.12.2011, платежное поручение, счет-фактура.
В названных документах указано наименование работ и наименование объекта, конкретизированы виды работ и их стоимость.
Объект, на котором проведены работы указан в задании на выполнении работ в соответствии с постановлением администрации г. Таганрога N 909 от 28.03.2011, следовательно, все работы и затраты понесены предприятием в соответствии с соглашением N 7/с от 28.03.2011.
В обоснование несения расходов на сумму 25 375 157 руб. должником указано следующее.
В соответствии с заданием на разработку проектно-сметной документации, утв. Зам. Главы Администрации г. Таганрога, согласованного с УЖКХ г. Таганрога, в соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога N 909 от 28.03.2011 необходимо заказать в ОАО "АПМ" г. Таганрога проектную документацию, документацию по инженерно-геодезические работы на объект по адресу: ул. Циолковского,40 до ЦТП-2.
В целях выполнения вышеуказанного задания между МУП "Таганрогэнерго" и ОАО "АПМ" г. Таганрога заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ N 11-131 от 20.06.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 11-131 от 20.06.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ОАО "АПМ" (исполнитель) принимает на себя выполнение работ по изготовлению проектной документации на реконструкцию теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Циолковского, 40 до ЦТП-2, стоимость работ составляет 984 823,20 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: смета, акт о приемке выполненных работ, накладная, платежное поручение.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ОАО "АПМ" г. Таганрога заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ N 75 от 05.04.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 75 от 05.04.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ОАО "АПМ" (исполнитель) принимает на себя выполнение инженерно-геодезических работ "...по адресу: ул. Циолковского, 40 до ЦТП-2", стоимость работ составляет 36 927,95 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: смета, акт о приемке выполненных работ, платежное поручение, накладная, тех. задание.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ОАО "РостовДонТИЗИС" заключен договор на выполнение изыскательских работ N 4337 от 15.07.2011.
Согласно п. 1.1. договору N 4337 от 15.07.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ОАО "РостовДонТИЗИС" (подрядчик) обязуется выполнить инженерно-геологические и подготовить тех. документацию по результатам изысканий на объекте "Реконструкция теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Циолковского, 40 до ЦТП-2, стоимость работ составляет 322 364,1 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: акт сдачи-приемки отчетно-тех.материалов изысканий по договору N 4337 от 15.07.2011, накладная N 104 от 30.11.2011, платежное поручение, смета.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ЗАО "Аксинья" заключен договор на выполнение раздела "Мероприятия по охране окружающей среды" проектной документации N 970-ООС/11 от 14.12.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 970-ООС/11 от 14.12.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ЗАО "Аксинья" (исполнитель) обязуется выполнить работу по разработке раздела проекта "Мероприятия по охране окружающей среды" реконструкция теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Циолковского, 40 до ЦТП-2, стоимость работ составляет 46 409,40 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: акт приемки технической документации N 239 от 21.12.2011, накладная, платежное поручение, смета, счет-фактура.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" заключен договор на проведение государственной экспертизы N 1446/11 от 16.12.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 1446/11 от 16.12.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" (исполнитель) обязуется провести государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации на реконструкцию объекта: "Реконструкция теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу:
ул. Циолковского, 40 до ЦТП-2, стоимость работ составляет 193 667,23 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: расчет размера платы, акт сдачи-приемки работ, платежное поручение, счет-фактура.
Должником 12.03.2012 получено положительное заключение Государственной экспертизы N 61-1-5-0163-12 на объект "Реконструкция теплотрассы от котельной МУП "Таганрогэнерго" по адресу: ул. Циолковского, 40 до ЦТП-2, выданное ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации".
Также между МУП "Таганрогэнерго" и ООО "ПК ДОНТЭС" заключен договор поставки N 194 от 25.11.2011.
Согласно п.1.1. договора поставки N 194 от 25.11.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) принимает, а ООО "ПК ДОНТЭС" (поставщик) обязуется передать в собственность трубы и фасонные изделия, стальные с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой, стоимость поставки составляет 9 819 996,58 руб.
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 10.01.2012 к договору поставки N 194 от 25.11.2011 ООО "ПК ДОНТЭС" обязалось изготовить и передать в собственность МУП "Таганрогэнерго" (заказчику) продукцию на сумму 1 209 122,40 руб.
Согласно дополнительному соглашению N 2 от 11.01.2012 к договору поставки N 194 от 25.11.2011 ООО "ПК ДОНТЭС" обязалось изготовить и передать в собственность МУП "Таганрогэнерго" (заказчику) продукцию на сумму 48 804,80 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие поставку материалов: спецификация, товарные накладные, платежное поручение, счет-фактура.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ООО "Ростовская Промышленная Компания" заключен договор поставки N 165 от 21.12.2011.
Согласно п. 1.1. договора поставки N 165 от 21.12.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) принимает, а ООО "Ростовская Промышленная Компания" (поставщик) обязуется передать в собственность (затворы), стоимость поставки составляет 257 654 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие поставку материалов: спецификация, график поставки, товарные накладные, платежное поручение, счет-фактура.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ЗАО фирма "ПРОКОНСИМ" заключен договор поставки N 169 от 28.12.2011.
Согласно п. 1.1. договора поставки N 169 от 28.12.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) принимает, а ЗАО фирма "ПРОКОНСИМ" (поставщик) обязуется поставить продукцию (фланцы), стоимость поставки составляет 48 912 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие поставку материалов: спецификация, товарные накладные, платежное поручение, счет-фактура.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ООО "Металлоторг" заключен договор подряда N 168 от 23.12.2011.
Согласно п. 1.2. договора подряда N 168 от 23.09.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает и оплачивает, а ООО "Металлоторг" (подрядчик) обязуется выполнить работы по реконструкции трубопроводов теплосетей с использованием предварительно изолированных трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией от ул. Циолковского, 40 до ЦТП-2, стоимость работ составляет 12 406 475.28 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат, платежное поручение, счет-фактура.
В названных документах указано наименование работ и наименование объекта, конкретизированы виды работ и их стоимость. Объект, на котором проведены работы указан в задании на выполнении работ в соответствии с Постановлением Администрации г. Таганрога N 909 от 28.03.2011, следовательно, все работы и затраты были понесены предприятием в соответствии с соглашением N 7/с от 28.03.2011.
В обоснование несения расходов сумме 5 117281,30 руб. из объема выделенных субсидий, обществом указано на проведение следующих мероприятий.
В соответствии с заданием на разработку проектно-сметной документации, утв. Зам. Главы Администрации г. Таганрога, согласованного с УЖКХ г. Таганрога, в соответствии с Постановлением Администрации г. Таганрога N 909 от 28.03.2011 необходимо заказать в ООО "ПКТИ "Технопроект" проектную документацию, документацию по инженерно-геодезическим работам по переподключению тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10,111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет".
Для выполнения вышеуказанного задания между МУП "Таганрогэнерго" и ООО "ПКТИ "Технопроект" заключен договор N 056 от 07.07.2011.
Согласно п.1.1. договора N 056 от 07.07.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ООО "ПКТИ "Технопроект" (исполнитель) принимает на себя выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по "Переподключению тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11,111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет", стоимость работ составляет 502 557,28 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: календарный план работ, смета, акт сдачи-приемки проектной документации N 256/056 от 20.07.2011, накладная, платежное поручение, счет-фактура.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ОАО "РостовДонТИЗИС" заключен договор на выполнение изыскательских работ N 4335 от 15.07.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 4335 от 15.07.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ОАО "РостовДонТИЗИС" (подрядчик) обязуется выполнить инженерно-геологические и подготовить тех.документацию по результатам изысканий на объекте "Переподключение тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет", стоимость работ составляет 293 559,93 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: Акт сдачи-приемки отчетно-тех.материалов изысканий по договору N 4335 от 15.07.2011, тех.задание, накладная N 114 от 20.12.2011, платежное поручение, смета.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ООО "ПКТИ "Технопроект" заключен договор N 056/1 от 20.07.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 056/1 от 20.07.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ООО "ПКТИ "Технопроект" (исполнитель) принимает на себя выполнить инженерно-геодезические работы на объекте "Переподключение тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет", стоимость работ составляет 86 636,15 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: календарный план, смета, акт о приемке выполненных работ, платежное поручение, тех. задание, накладная.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ООО "ПК ДОНТЭС" заключен договор поставки N 199/11 от 15.12.2011.
Согласно п. 1.1. договора поставки N 199/11 от 15.12.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) принимает, а ООО "ПК ДОНТЭС" (поставщик) обязуется передать в собственность трубы и фасонные изделия стальные с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой, стоимость поставки составляет 4 078 080 руб.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие поставку материалов: спецификация от 15.12.2011, товарная накладная, платежное поручение, счет-фактура.
Между МУП "Таганрогэнерго" и ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" заключен договор на проведение государственной экспертизы N 1540/11 от 30.12.2011.
Согласно п. 1.1. договора N 1540/11 от 30.12.2011 МУП "Таганрогэнерго" (заказчик) поручает, а ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" (исполнитель) обязуется провести государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации на реконструкцию объекта: "Переподключение тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет".
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение работ: расчет размера платы, акт сдачи-приемки работ, платежное поручение, счет-фактура.
Таким образом, как следует из представленной документации денежные средства в размере 34 000 000 руб. израсходованы по прямому назначению - на работы, которые проводились на объектах: Октябрьская, 44/5 до дома 18-й переулок, 1 А; Циолковского, 40 до ЦТП-2; по переподключению тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет" в соответствии с соглашением N 7/с от 28.03.2011.
В представленных в материалы дела документах указано наименование работ и наименование объекта, конкретизированы виды работ и их стоимость.
Объекты, на которых проведены работы, совпадают с заданием на разработку проектно-сметной документации в соответствии с постановлением администрации г. Таганрога N 909 от 28.03.2011, утвержденных Зам. Главы администрации г. Таганрога, согласованных с УЖКХ г. Таганрога, где в качестве заказчика указано МУП "Таганрогэнерго".
Таким образом, должником в материалы дела представлены документы, опровергающие доводы заявителя, и свидетельствующие о целевом использовании денежных средств; условия выдачи субсидии фактически достигнуты.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что несоответствие представленной предприятием информации следует из двух разных отчетах.
Как следует из материалов дела, в информационном отчете МУП "Таганрогэнерго" от 25.11.2015 п. 11 сумма израсходованных средств по предварительному договору N 143 от 01.11.2011, договору подряда N 168 от 23.12.2011 составила 12 406 475,28 руб., в информационном отчете МУП "Таганрогэнерго" от 03.07.2012 п. 12 сумма израсходованных средств по предварительному договору N 143 от 01.11.2011, договору подряда N 168 от 23.12.2011 составила 4 775 586 руб., т.к. согласно данным этого же отчета от 03.07.2012 итоговая сумма по ООО "Металлоторг" составляет 12 406 475,28 руб.
МУП "Таганрогэнерго" направляло в КУИ г. Таганрога, Финансовое управление г. Таганрога, администрацию г. Таганрога, УЖКХ г. Таганрога отчетную документацию, а именно счета, платежные поручения, договора, справки о стоимости работ и затрат, акт взаимозачета, технические задания, товарные накладные, счета-фактуры, акты.
В данном случае выполненные предприятием работы являются составной частью технологического процесса по переподключению тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет" и замены трубопроводов теплосетей с использованием предварительно изолированных трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией и направлены на достижение наилучшего результата с использованием определенного объема бюджетных средств.
Таким образом, МУП "Таганрогэнерго" выполнены условия соглашения, что подтверждено документально.
Довод УЖКХ г. Таганрога о том, что Главным управлением Министерства внутренних дел РФ по Ростовской области в рамках возбужденного уголовного дела по предоставлению бюджетной инвестиции МУП "Таганрогэнерго" в УЖКХ г. Таганрога запрошены все документы по делу не имеет значения для рассмотрению настоящего спора, поскольку заявитель в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказал нецелевого использование МУП "Таганрогэнерго" выделенных бюджетных инвестиций.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется и довод заявителя о том, что предполагавшийся результат предоставления денежных средств (переподключение тепловых нагрузок подвальных котельных по ул. Дзержинского, 111/10, 111/11, 111/25 на районную котельную ОАО "Тагмет" и замена трубопроводов теплосетей с использованием предварительно изолированных трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией) фактически получен не был, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что расходование денежных средств соответствовало предусмотренным целям, в свою очередь кредитор данные обстоятельства не опроверг. При этом конкурсный управляющий должника указывает, что невыполнение в полном объеме предполагаемых работ обусловлено недостаточностью предоставленных денежных средств. Данный довод кредитор также не опроверг.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Статьей 163 БК РФ на получателя бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать средства в соответствии с их целевым назначением. Согласно пункту 1 статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 2 ст. 78 БК РФ установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно; нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
Согласно ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их использование на цели, не соответствующие условиям получения.
Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.
Вместе с тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявитель в обоснование своих доводов не представил суду надлежащих доказательств того, что средства, полученные должником, использованы не в соответствии с условиями, предусмотренными соглашением, направлены на иные, не предусмотренные для этого цели, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" указали на истечение срока исковой давности для предъявления данного требования и суд первой инстанции согласился с его мнением, посчитав срок давности пропущенным.
В указанной части суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Как следует из материалов дела, дополнительным соглашением N 2 к соглашению от 28.03.2011 N 7/с пункт в 4.2 изложен в следующей редакции: "Предприятие обязуется предоставлять в Управление отчет об использовании поступивших денежных средств и ходе работ не позднее 31.12.2012".
Поскольку стороны предполагали сдачу результатов использования бюджетных инвестиций не позднее 31.12.2012, срок исковой давности необходимо исчислять с указанной даты. Соответственно, пропущенным он не является, поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности обратилось в суд 15.07.2015, что подтверждено отметкой органа почтовой связи.
Вместе с тем, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога документально не подтвердило факт наличия задолженности МУП "Таганрогэнерго" в заявленном размере.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2015 по делу N А53-25912/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.