Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2016 г. N Ф07-5742/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2016 г. |
Дело N А21-5605/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Колосовой Ж.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тюниным Н.Н.
при участии:
от истца: Кукушкина Е.А., доверенность от 16.11.2015;
от ответчика: не явились, извещены;
от 3-х лиц: 1. Шпенков И.В., доверенность от 10.12.2013; Кряжева В.А., доверенность от 19.05.2014; Курков А.А., доверенность от 26.02.2014; 2. Не явился, извещён;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3244/2016) Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2015 по делу N А21-5605/2015 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по иску Агентства по имуществу Калининградской области
к 1. Администрации городского округа "Город Калининград", 2.Муниципальное казенное предприятие "Калининград-ГорТранс",
3-и лица: 1. Государственное предприятие Калининградской области "Автовокзал", 2. Управление Росреестра по Калининградской области
о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности,
установил:
Агентство по имуществу Калининградской области (ОГРН 1023900767186, место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Д. Донского, 1; далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Администрации городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900770222, место нахождения: 236006, г. Калининград, пл.Победы, 1; далее - Администрация) и к Муниципальному казенному предприятию "Калининград-ГорТранс" городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1033904500332, место нахождения: 236039, г. Калининград, ул. Киевская, 17; далее - МКП "Калининград-ГорТранс"):
- о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Муниципального образования городской округ "Город Калининград" на земельный участок с кадастровым номером 39:15:150517:224 площадью 2230 кв.м., категория земли - земли населенных пунктом с разрешенным использованием - для организации стоянки троллейбусов, трамваев и автобусов конечной станции "Южный вокзал", расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Железнодорожная;
- о признании отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного предприятия "Калининград-ГорТранс" городского округа "Город Калининград" на указанный земельный участок;
- о признании права собственности Калининградской области на указанный земельный участок.
Решением суда от 20.11.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка, отведенного для строительства автовокзала решением горисполкома от 30.11.1964 N 500. По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждаются обстоятельства предоставления земельного участка для строительства сооружения (замощения).
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Калининградского городского совета депутатов трудящихся от 30 ноября 1964 года автоколонне 1115 был отведен земельный участок для строительства типовой автостанции.
В соответствии с Приказом Калининградского транспортного управления от 31.05.1972 N 176 в составе Калининградского транспортного управления на базе автовокзала автоколонны 1115 был организован хозрасчетный автовокзал
29 июня 1972 года был подписан акт на передачу автоколонной 1115 Калининградскому хозрасчетному автовокзалу (в последующем Калининградское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций, ОГП "Автовокзал", ГП КО "Автовокзал") комплекса автовокзала.
Согласно данному акту автовокзал г. Калининграда состоит из здания и платформы (площадью 23 764,2 кв.м.).
25.02.1993 произведена инвентаризация имущественного комплекса автовокзал.
Согласно техническому паспорту в состав имущественного комплекса автовокзал входят лит. А, лит. 1, лит. 2, лит. I (замощение), лит.II (замощение), лит. III (платформа). 01.04.1993 Калининградским бюро технической инвентаризации выдано регистрационное удостоверение о регистрации вышеуказанного имущественного комплекса на праве собственности за производственным объединением автовокзалов и пассажирских автостанций за инвентарным номером 18 159.
Впоследствии имущественный комплекс автовокзала, являясь федеральной собственностью в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" был передан в собственность Калининградской области.
На основании договора от 28.04.1997 N 84 имущество было передано на праве хозяйственного ведения ГП КО "Автовокзал".
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Калининградской области от 19.06.2002 N 779-р (с изменениями, внесенными приказом Агентства от 10.09.2009 N461-пр) за ГП КО "Автовокзал" было закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество Калининградской области, в том числе замощение общей площадью 12 928 кв.м (п.1 Перечня к Приказу N461-пр).
10.06.2014 по заказу ГП КО "Автовокзал" был подготовлен техплан, на основании которого сооружение замощение поставлено на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер - 39:15:150517:225 и получен кадастровый паспорт сооружения.
10.08.2014 в связи с допущенными ошибками, был подготовлен новый технплан, внесены необходимые изменения. В техплане в разделе "Характеристики сооружения" указано наименование сооружения - замощение, назначение сооружения - сооружение дорожного транспорта.
Право собственности Калининградской области на замощение было зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 11.11.2014, запись регистрации N 39-39-01/346/2014-595.
Право хозяйственного ведения на замощение ГП КО "Автовокзал" зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 12.11.2014 запись регистрации N 39-39-01/294/2014-662.
Сооружение дорожного транспорта (замощение) с кадастровым номером 39:15:150517:225 общей площадью 12881 кв.м, имеет многоконтурную структуру - состоит из 4 частей не граничащих между собой. При этом замощение располагалось следующим образом: - частично в границах участка областной собственности с кадастровым номером 39:15:150517:11, - частично на землях право собственности Калининградской области, на которые не прошло государственную регистрацию.
Земельный участок с КН 39:15:150517:11 передан ГП КО "Автовокзал" в аренду согласно договору N 003427 на передачу в аренду городских земель от 21.05.2001 с дополнительными соглашениями от 13.07.2009 и 14.09.2012.
Письмом от 20.05.2015 N 326 в Агентство обратилось ГП КО "Автовокзал" с просьбой предоставить земельные участки под остальными частями замощения.
Агентством был направлен запрос в Управление Росреестра по Калининградской области о предоставлении информации о земельных участках подлежащих формированию под объект недвижимости - замощение, находящееся в собственности Калининградской области.
Согласно стр. 1 кадастрового плана территории от 22.06.2015 N 39/15- ВС-215472, кадастрового паспорта земельного участка от 24.06.2015 N 39/15- ВС-219537, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.06.2015 N 01/01/2015-32024 под частью замощения сформирован земельный участок с кадастровым номером 39:15:150517:224 площадью 2230 кв.м. с разрешенным использованием - для организации стоянки троллейбусов, трамваев и автобусов конечной станции "Южный вокзал".
На данный земельный участок 22.09.2014 зарегистрировано право собственности Муниципального образования городской округ "Город Калининград" на основании распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 14.07.2014 N 2923/р-КМИ (право зарегистрировано 22.09.2014 за N 39-39-01/329/2014-473).
Земельный участок передан в постоянное бессрочное пользование муниципальному казенному предприятию "Калининград-ГорТранс" городского округа "Город Калининград" распоряжением КМИ от 14.07.2014 N 2923/р-КМИ (право в ЕГРП зарегистрировано 22.09.2014 за N39-39- 01/329/2014-476).
Полагая, что указанными действиями по регистрации права собственности и права постоянного бессрочного пользования за муниципальным образованием нарушены права Калининградской области на распоряжение земельными участками, находящимися под объектом недвижимости - замощение, принадлежащем на праве собственности Калининградской области и находящемся в пользовании ГП "Автовокзал", Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил иск.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом (статья 216 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", начиная с 08 декабря 1994 года созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из представленных документов усматривается, что спорный земельный участок, входящий в имущественный комплекс находился на праве хозяйственного ведения во владении ГП КО "Автовокзал".
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, поскольку право федеральной собственности и право хозяйственного ведения на спорное имущество возникли до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, они в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок является частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 39:15:150517:225, ранее переданного истцу в составе имущественного комплекса ГП КО "Автовокзал".
При этом из представленных документов (топографическая съемка и фотографии спорного земельного участка) просматривается наложение сооружения дорожного транспорта, принадлежащего Калининградской области на спорный земельный участок.
В силу части 2 статьи 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом с учётом пояснений представителя ГП КО "Автовокзал", согласно проектным и техническим документам спорный земельный участок - стоянка автобусов, а также пригородная платформа.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В статье 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введение в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон N 137-ФЗ) определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В пункте 1 данной статьи указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку в момент отчуждения земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ на этом участке находилось сооружение дорожного транспорта - замощение, принадлежащий на праве собственности Калининградской области, следовательно, земельный участок под комплексом автовокзала, в том числе, и, спорный земельный является земельным участком право распоряжения которым принадлежит Калининградской области.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок под сооружением дорожного транспорта являлся собственностью Калининградской области, орган местного самоуправления не вправе был им распоряжаться.
Как разъяснено в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При отсутствии правовых оснований для отнесения спорного земельного участка к муниципальной собственности городского округа "Город Калининград", наличие записи о праве собственности МО городской округ "Город Калининград", а также о праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного предприятия "Калининград-ГорТранс" на земельный участок с кадастровым номером 39:15:150517:224 площадью 2230 кв.м., категория земли - земли населенных пунктом с разрешенным использованием - для организации стоянки троллейбусов, трамваев и автобусов конечной станции "Южный вокзал", расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Железнодорожная, нарушает право истца, в связи с чем исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2015 по делу N А21-5605/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5605/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2016 г. N Ф07-5742/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Агенство по имуществу Калининградской области
Ответчик: Администрация ГО "Город Калининград", МКП "Калининград-ГорТранс"
Третье лицо: ГП КО "Автовокзал", Управление Росреестра по К/о
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24170/17
05.08.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5742/16
22.04.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3244/16
20.11.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-5605/15