Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2016 г. N Ф03-2887/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
26 апреля 2016 г. |
А04-10872/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Евросервис" Д/У N 1": Щербакова Л.А., представитель по доверенности от 15.04.2016;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
от третьего лица: открытого акционерного общества "Амургаз": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евросервис" Д/У N 1"
на решение от 09.02.2016
по делу N А04-10872/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евросервис" Д/У N 1"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании незаконными предписаний
третье лицо: открытое акционерное общество "Амургаз"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 1" (далее - ООО "Евросервис "Д/У N 1", Общество) обратилось Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными и отмене предписаний Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - жилищная инспекция, ответчик) NN 550, 550-1 от 21 октября 2015 г. в части заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку газа для коммунально-бытовых нужд собственникам помещений, не допускать нарушения проведения процедуры общего собрания собственников в многоквартирных домах с участием управляющей организации, заключить со специализированной организацией договор технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу г. Благовещенск ул. Пролетарская, 102.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Амургаз" (далее - ОАО "Амургаз").
Решением от 09.02.2016 суд частично удовлетворил заявленные Обществом требования, признал незаконным предписание N 550 об устранении выявленных нарушений от 21.10.2015 в части не допускать нарушения проведения процедуры общего собрания собственников в многоквартирных домах с участием управляющей организации. В остальной части в удовлетворении требований отказал.
Кроме этого, суд взыскал с Государственной жилищной инспекции Амурской области в пользу ООО "Евросервис "Д/У N 1" расходы по уплате государственной пошлины 3 000 рублей.
Также суд в решении указал, что обеспечительные меры, принятые в соответствии с определением суда от 09.12.2015, подлежат отмене после вступления решения суда в законную силу.
Дополнительным решением от 01.03.2016 суд прекратил производство по делу в части требования о признании незаконным пункта 1 предписания N 550 от 21.10.2015.
Не согласившись с решением суда, Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что ответчик незаконно возлагает на общество обязанность заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку газа и заключить со специализированной организацией договор технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу г. Благовещенск ул. Пролетарская, 102, в связи с тем, что собственниками помещений в многоквартирном доме ранее был выбран способ управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. При непосредственном управлении собственники помещений в многоквартирном доме на основании решений общего собрания заключают договоры на оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Договоры водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения от своего имени (ч. 1, 2 ст. 164 ЖК РФ).
После выбора Общества в качестве управляющей компании собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) и расчетов за коммунальные услуги, действовавших до принятия решения о выборе в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбора в качестве управляющей организации ООО "Евросервис "Д/У N 1", а именно: напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании фактически сложившихся договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Договор на поставку газа заключен между собственниками МКД с ОАО "Амур газ". На основании решений собственников между ОАО "Амур газ" и собственниками заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу МКД.
Государственная жилищная инспекция Амурской области, ОАО "Амургаз", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Поскольку в порядке апелляционного производства Обществом обжалована только часть решения, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и правовой позицией, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части - в части признании незаконными судом пункта 2 предписания N 550 и предписания N 550-1.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 01.06.2015, на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28.03.2015, заключен договор управления многоквартирным домом N 102 по ул. Пролетарская в г. Благовещенске между ООО "Евросервис Д/У N 1" (Управляющая организация) и собственниками (Собственники) помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что Управляющая организация по заданию Собственников в течение всего срока действия настоящего договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлять коммунальные услуги гражданам, пользующимся помещениями в МКД, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
В соответствии протоколом от 11.07.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Пролетарская, д. N 102 собственниками принято решение сохранить порядок предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) и расчетов за коммунальные услуги, действовавшие до принятия решения о выборе в качестве способа управления "управление управляющей организацией" и выбора в качестве управляющей организации ООО "Евросервис "Д/У N 1", а именно: напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании фактически сложившихся договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с принятым решением внесены изменения в договор управления многоквартирным домом N 102 по ул. Пролетарская в г. Благовещенске.
На основании распоряжения от 08.10.2015 N 623 Государственной жилищной инспекцией Амурской области проведена внеплановая проверка ООО "Евросервис "Д/У N 1", по результатам которой составлен акт N 550 от 21.10.2015.
Согласно акту проверкой установлены следующие нарушения: ООО "Евросервис "Д/У N 1" не заключен договор с ресурсоснабжающей организацией ОАО "Амургаз" на поставку газа в многоквартирный дом N 102 по ул. Пролетарской г. Благовещенска, договор N 48 от 01.06.2015 не соответствует требованиям законодательства, в нарушение требований статей 45-48 Жилищного кодекса РФ ООО "Евросервис "Д/У N 1" заключено дополнительное соглашение от 11.07.2015 к договору от 01.06.2015.
Государственным жилищным инспектором вынесено предписание N 550 об устранении выявленных нарушений от 21.10.2015, согласно которому ООО "Евросервис "Д/У N 1" необходимо:
1) Привести договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Благовещенск, ул. Пролетарская, д. 102, от 01.06.2015 N 48 в соответствие с требованиями законодательства РФ. В срок до 1 декабря 2015 года.;
2) Заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку газа для коммунально-бытовых нужд собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Пролетарская, д. 102. В срок до 1 декабря 2015 года.;
3) Не допускать нарушения проведения процедуры общего собрания собственников в многоквартирных домах с участием управляющей организации. Постоянно.
Государственным жилищным инспектором вынесено предписание N 550-1 об устранении выявленных нарушений от 21.10.2015, согласно которому ООО "Евросервис "Д/У N 1" необходимо заключить со специализированной организацией договор технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Пролетарская, д. 102. В срок до 1 декабря 2015 года.
12.01.2016 начальником государственной жилищной инспекции Амурской области вынесено решение об отмене пункта 1 предписания N 550 от 24.10.2015.
Не согласившись с указанными предписаниями, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признании незаконными пункта 2 предписания N 550 и предписания N 550-1, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 12).
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Из содержания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом (пункт 14 Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее по тексту Постановление N 124) исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
С учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ООО "Евросервис Д/У N 1" обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, и, в частности, договор газоснабжения.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о принятии собственниками решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) и расчетов за коммунальные услуги, действовавших до принятия решения о выборе в качестве способа управления управление управляющей организацией, а именно: напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании фактически сложившихся договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями в связи со следующим.
Согласно пункту 27 Постановления N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг.
Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 наличие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является условием заключения договора о поставке газа.
Следовательно, наличие у ООО "Евросервис Д/У N 1" обязанности по заключению договора газоснабжения, а также обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с указанным Правилами означает также и наличии обязанности по заключению договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
При этом заключение указанного договора непосредственно с собственниками в силу приведенных норм не освобождает от соответствующей обязанности ООО "Евросервис Д/У N 1".
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Общества о признании незаконным пункта 2 предписания N 550 и предписания N 550-1.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 09.02.2016 по делу N А04-10872/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Евросервис" Д/У N 1" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 76 от 24.02.2016 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10872/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2016 г. N Ф03-2887/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Евросервис" Д/У N1", ООО "Евросервис "Д/У N1"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурской области
Третье лицо: ОАО "Амургаз"