г. Томск |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А27-24530/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кайгородовой М. Ю.,
судей: Ярцева Д.Г.,
Стасюк Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Глазковой В. Е. с применением средств аудиозаписи,
при участии:
от истца: представителя Маньковой О. А., действующей по доверенности от 15 февраля 2016 года;
от ответчика: представителя Фризен С. Н., действующей по доверенности от 21 октября 2015 года;
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 февраля 2016 года по делу N А27-24530/2015 (судья Федотов А. Ф.), рассмотренного в порядке упрощенного производства
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" к обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" (далее- ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее- ООО "КЭнК") о взыскании 168 880 рублей 27 копеек, в том числе: 168 250 рублей 19 копеек долга и 630 рублей 08 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19 августа 2015 года по 25 августа 2015 года, с дальнейшим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами, на сумму долга с 26 августа 2015 года, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России 8,25%, до момента фактического исполнения обязательства.
Исковые требования со ссылкой на статьи 395, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии в июле 2015 года, оказанных в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 2176/14 от 01 января 2015 года.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05 февраля 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апеллянт указывает на то, что при вынесении решения судом не был рассмотрен вопрос природы нагрузочных потерь, в чьих сетях возникают нагрузочные потери, кому принадлежат спорные потери. Истец и ответчик не являются участниками оптового рынка электрической энергии, исходя из положений установленных пунктом 51 (1) Правила N 861, истец не должен оплачивать потери, возникающие на оптовом рынке электрической энергии. Суд, в нарушение норм действующего законодательства, неправомерно принял решение о том, что между сетевыми организациями возможно проведение расчетов по приобретению потерь электрической энергии; применение между сетевыми организациями иных цен и тарифов, не установленных уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов. Ответчик самостоятельно уменьшил стоимость оказанных истцом услуг и не подтвердил расчет объема потерь электроэнергии в сетях в соответствии с надлежащими данными приборов коммерческого учета, допущенных в эксплуатацию, а равно не обосновал примененный при расчете тариф.
По мнению подателя жалобы, применение в расчетах между сетевыми организациями иных цен и тарифов напрямую противоречит нормам действующего законодательства. Судом принято решение в нарушение требований законодательства об электроэнергетике, обязывающих вести учет энергоресурсов по приборам учета, а также производить расчеты между сторонами на основании данных приборов учета.
Как считает апеллянт, судом не дана правовая оценка доводам истца о том, что положения пункта 52 Правил N 861, распространяются на отношения потребителя и сетевой организации, распространение указанных пунктов на взаимоотношения сетевых организаций неправомерно.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями ее подателя не согласился, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кроме того, до судебного заседания ответчик представил дополнительные доказательства, заявив ходатайство о их приобщении к материалам дела. Невозможность представления указанных доказательств в суд первой инстанции ответчик обосновал тем фактом, что представляемые документы были получены им по запросу после принятия судебного акта.
Принимая во внимание, что представленные доказательства подтверждают расчеты ответчика, учитывая объективную невозможность их представления в суд первой инстанции, отсутствие возражений со стороны истца о приобщении указанных документов, суд апелляционной инстанции протокольным определением от 26 апреля 2016 года на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленное ходатайство.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свои доводы, изложенные письменно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, 01 января 2015 года между ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" (Сетевая организация 1) и ООО "КЭнК" (Сетевая организация 2) заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии N 2176/14 (в редакции протокола согласования разногласий от 06.05.2015 года, дополнительного соглашения от 01 июня 2015 года), в соответствии с которым стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сторонам на праве собственности и (или) ином законном основании, и оплачивать друг другу услуги по передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 4.3 Договора, объем переданной электроэнергии в сеть Сетевой организации 1 из сетей Сетевой организации 2 и в сеть Сетевой организации 2 из Сетевой организации 1 формируется согласно приложению N 4 "Регламент о порядке расчета и согласования объемов переданной электрической энергии".
Расчетным периодом для оплаты услуг по передаче электроэнергии по настоящему Договору является один календарный месяц (пункт 4.1 Договора).
В соответствии с пунктом 4.2 Договора сетевые организации 1 и 2 представляют друг другу акт об оказании услуг по передаче электроэнергии (по форме Приложения N 6.1 к настоящему Договору) и счет-фактуру за расчетный месяц в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 4.9 Договора стороны осуществляют оплату услуг по передаче электрической энергии в следующем порядке: до 25 числа расчетного периода 50 % от плановой суммы оказываемых услуг по передаче электрической энергии (предоплата), рассчитанной на основании данных, указанных в приложении N 3; окончательный расчет за оказанные услуги по передаче электрической энергии осуществляется до 18 числа месяца следующего за расчетным периодом, исходя из объемов электроэнергии, согласно "акту об оказании услуг" и на основании выставленных сторонами счета-фактуры.
Оказание услуг по передаче электрической энергии в июле 2015 года подтверждается актом об оказании услуг от 31 июля 2015 года, который подписан ООО "КЭнК" с протоколом разногласий.
Согласно протоколу урегулирования разногласий, ООО "КЭнК" указало на несогласие с предъявленной к оплате стоимостью нагрузочных потерь в сумме 168 250 рублей 19 копеек с НДС.
Отказ ООО "КЭнК" от оплаты в полном объеме услуг по передаче электрической энергии, оказанных в июле 2015 года послужил основанием для обращения ПАО "МРСК Сибири" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон об электроэнергетике).
Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 этого Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Правоотношения сторон, связанные с оказанием услуг по передаче электроэнергии, регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 (далее по тексту - Правила N 861).
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Государственное регулирование тарифов строится на принципах определения экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли; обеспечения экономической обоснованности затрат сетевых организаций передачу электроэнергии; учета результатов деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов и других (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статья 23, пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178 (далее по тексту - Основы ценообразования), цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Как следует из постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2013 года N 724, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, расположенными на территории Кемеровской области, устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 года N 98-э, долгосрочные тарифы определяются на основе, в том числе, величины технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Пунктом 63 Основ ценообразования также предусмотрено, что тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Судом первой инстанции установлено, что до 2015 года на территории Кемеровской области действовала "котловая" модель формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии, согласно которой единственной организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области, являлось ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС".
При применении расчетов на основании единых (котловых) тарифов, договорные отношения между субъектами розничного рынка, в частности, между потребителями, сбытовыми компаниями и сетевыми организациями могут быть построены по модели "котел сверху" либо по модели "котел снизу".
Первая модель "котел сверху" предполагает, что гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации) на основании единых (котловых) тарифов заключают договоры по передаче электрической энергии непосредственно с "держателем котла". В свою очередь, "держатель котла", на основе установленных индивидуальных тарифов, распределяет полученную прибыль между сетевыми организациями, по сетям которых происходит транспортировка электрической энергии потребителю.
Вторая модель: "котел снизу" предусматривает адресность оплаты услуг по передаче электрической энергии той сетевой организации, к которой технологически присоединен потребитель. Единый котловой тариф также действует: по нему оплачиваются услуги тех сетевых организаций, к сетям которых подключен потребитель. При этом нижестоящие организации оплачивают "по цепочке" вверх услуги, оказанные вышестоящими сетевыми организациями по индивидуально установленным тарифам.
Из материалов дела следует, что с начала 2015 года схема взаиморасчетов сетевых организаций в Кемеровской области изменилась и строится по принципу "котел снизу": потребители оплачивают по единым котловым тарифам услуги по передаче электрической энергии непосредственно той сетевой организации, к которой технологически присоединены их энергопотребляющие установки. При этом не только ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", но и иные сетевые организации, в том числе ООО "КЭнК", имеют возможность заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с гарантирующим поставщиком или иной энергосбытовой организацией.
В соответствии с пунктами 50, 51 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии, возникающих в электрических сетях, определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. При этом сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями по Кемеровской области, в том числе ООО "КЭнК" (плательщик) - ПАО "МРСК Сибири" - Кузбассэнерго-РЭС" (получатель платежа), установлены Постановлением Региональной энергетической комиссии от 18.12.2014 года N 951 (в редакции Постановления от 30.12.2014 N 1102).
В соответствии с письмом Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 09.04.2015 года N Ст-2-1/739-02, при формировании тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год нормативные технологические потери (включая объем потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию) в единой национальной (общероссийской) электрической сети (нагрузочные потери) были учтены в полном объеме в затратах филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС".
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области (пункт 1.2 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 года N 371).
Таким образом, региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является органом, обладающим информацией о видах и величине расходов территориальных сетевых организаций, учтенных указанным органом при установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии, следовательно, указанное выше письмо уполномоченного органа является допустимым доказательством. Обратного апеллянтом не доказано.
Учитывая изложенное, поскольку стоимость нагрузочных потерь в составе тарифа ООО "КЭнК" не учтены, а ранее действовала иная схема тарифного регулирования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что стоимость услуг по передаче электрической энергии, оказанных ОАО "МРСК Сибири" смежной сетевой организации ООО "КЭнК", подлежат уменьшению на стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на оптовом рынке.
При этом стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на оптовом рынке, и составляющая предмет спора, определена ответчиком в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 2160/14/2015/12-3 от 01 января 2015 года, заключенного между ООО "КЭнК" и энергосбытовой организацией ООО "Металлэнергофинанс", а также с ООО "Энергетической компанией "Сбыт Трейдинг Инновации", указана отдельной строкой в актах согласования объема переданной энергии и актах об оказании услуг по передаче электрической энергии за июль 2015 года, а также отчетах о стоимости нагрузочных потерь в равновесных ценах.
Доказательств обратного подателем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
Довод апеллянта о том, что каждая сетевая компания обязана самостоятельно покупать свои потери, и это никак не связано с оказанием услуг по передаче электроэнергии между двумя сетевыми компания, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 128 Основных положении функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах, (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика но договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Пунктом 51 Правил N 861 предусмотрено, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Таким образом, вышеуказанные нормы направлены на снижение объема потерь в электрических сетях путем перераспределения бремени оплаты потерь (возникающих в электрических сетях сетевой организации) с потребителя на сетевую организацию.
В отличие от вышеуказанных потерь потери, учитываемые в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке (равновесных ценах), отражают потери электрической энергии, зависящие от электроэнергетических режимов (пункт 83 Правил оптового рынка электрической энергии).
Как верно отмечено судом первой инстанции со ссылкой на пункт 65 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 года N 1172, в целях производства электрической энергии в объеме, необходимом для компенсации потерь в электрических сетях, объемы электрической энергии, поставляемые и оплачиваемые по регулируемым договорам, в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка увеличиваются на 3 процента; субъекты оптового рынка дополнительно приобретают и оплачивают указанный объем электрической энергии.
Согласно выписке, расходы истца на оплату услуг ОАО "ФСК ЕЭС" определяются на основании согласованных ФСТ России объемов мощности и потерь в сетях федерального значения, а также соответствующих тарифов, устанавливаемых ФСТ.
Таким образом, потери, включаемые в равновесные цены электрической энергии на оптовом рынке, являются не фактическими потерями в электрических сетях, возникающими в процессе передачи электрической энергии от поставщика потребителю, а условной величиной, компенсирующей различные режимы выработки электрической энергии.
Довод апеллянта о том, что уменьшение стоимости услуг по передаче электроэнергии смежной территориальной сетевой организации на стоимость нагрузочных потерь приведет к не достижению баланса экономических интересов сетевых организаций также является несостоятельным, поскольку пунктом 52 Правил N 861 применяется только в случае, если потери электрической энергии учтены дважды (в цене (тарифе) электрической энергии и в цене (тарифе) на услуги по передаче электрической энергии).
Следовательно, указанная норма направлена на исключение двойного учета потерь и, соответственно, на исключение необоснованного обогащения сетевой организации - получателя платы.
При этом действующим законодательством не предусмотрено, что нормы, установленные пунктом 52 Правил недискриминационного доступа, не применяются при взаиморасчетах между территориальными сетевыми организациями.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела, доказательств, представленных участвующими в деле лицами, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в них причинам.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 февраля 2016 года по делу N А27-24530/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, изложенным в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Председательствующий |
Кайгородова М. Ю. |
Судьи |
Ярцев Д. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24530/2015
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"-"Кузбассэнерго-региональные электрические сети"
Ответчик: ООО "Кузбасская энергосетевая компания"