г. Владимир |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А43-27379/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Урлекова В.Н., судей Рубис Е.А., Смирновой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-1" (Нижегородская область, г.Заволжье, ул.Пушкина, д.46, ОГРН 1075248000321, ИНН 5248022383) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2016 по делу N А43-27379/2015, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-1" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 15.07.2015 N 515-12-298-15.
В судебном заседании участвует представитель:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-1" - Бабанина И.В. по доверенности от 05.11.2015 N 16 сроком действия один год.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, письмом от 12.04.2016 N 79-16 (входящий N 01АП-7888/15 от 21.04.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Ложкарева К.М. надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-1" (далее - ООО "Жилсервис-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 15.07.2015 N 515-12-298-15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ложкарева К.М.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2016 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Жилсервис-1" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое выше решение отменить, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением последним норм материального права.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы сослался на неисполнимость оспариваемого предписания.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 15.06.2015 N 515-12-298-15 главным специалистом Городецского отдела Инспекции проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Жилсервис-1" обязательных лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом допущены нарушения требований пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, выразившиеся в установлении и начислении с 01.07.2014 собственникам платы за содержание и ремонт многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г.Заволжье, ул.Грунина, д.11, с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги в отсутствие решения собственников помещений указанного дома и в отсутствие условия о пересмотре размера платы в договоре управления данным домом.
По результатам проверки составлен акт от 15.07.2015 N 515-12-298-15, обществу выдано предписание от 15.07.2015 N 515-12-298-15 о необходимости устранения до 15.09.2015 выявленных нарушений путем выполнения собственникам и нанимателям жилых помещений в названном доме перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.07.2014 по 01.07.2015.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда.
Функции и полномочия Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, как органа исполнительной власти, определены Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение N 885).
В соответствии с указанным нормативным правовым актом Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 3.5 Положения N 885 Инспекция осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных Инспекцией предписаниях и представлениях.
Инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (пункт 4.2.3 Положения N 885).
В свою очередь, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения к числу лицензионных требований относится, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на время возникновения спорных правоотношений).
Исходя из положений части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила N 416.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, изменение размера платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилсервис-1" по договору управления многоквартирным жилым домом N 11 по улице Грунина в г.Заволжье Нижегородской области от 01.01.2008 является субъектом ответственности за неправомерное начисление платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги в отсутствие на то решения общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме и в отсутствие условия о пересмотре размера платы в договоре управления этим домом.
Следовательно, в силу изложенных норм действующего законодательства, общество обязано устранить выявленное нарушение, то есть произвести собственникам и нанимателям жилых помещений в названном доме перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.07.2014 по 01.07.2015.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доведение до собственников и нанимателей жилых помещений в доме N 11 по улице Грунина в г.Заволжье информации об индексации цен на жилищно-коммунальные услуги с 01.07.2014 в отсутствие на то решения общего собрания собственников помещений в этом доме и внесения соответствующих изменений в договор управления от 01.01.2008 само по себе о волеизъявлении последних на изменение стоимости платы за содержание и ремонт жилого помещения не свидетельствует.
Довод общества о неисполнимости оспариваемого предписания не может быть принят апелляционным судом во внимание, поскольку в рассматриваемом случае домоуправляющая компания имеет возможность произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.07.2014 до 01.07.2015 и учесть излишне оплаченные собственниками средства в счет их будущих платежей.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба ООО "Жилсервис-1" подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2016 по делу N А43-27379/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-27379/2015
Истец: ООО "ЖИЛСЕРВИС-1"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Городецкий отдел ГЖИ Ниж.области