г. Москва |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А40-187694/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей: |
Чеботаревой И.А., Москвиной Л.А. |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2016 г. по делу N А40-187694/15 (133-1491) судьи Михайловой Е.В.
по заявлению 1) ООО "МИПО Репро" (ОГРН 1027739352673); 2) ОАО "МСТ N 27" (ОГРН 5067746967305)
к Управлению Росреестра по г.Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителей: |
1) Клепикова Е.С. (ген. директор); 2) Меньшиков О.Ф. по дов. от 14.04.20167.; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 31.12.2015 г.; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МИПО Репро", ОАО "МСТ N 27" обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 17.07.2015 г. N77/012/005/2015-488, 505 в государственной регистрации права собственности в государственной регистрации права собственности на часть помещений кадастровый N77:02:0005002:2192 площадью 996 кв.м., кадастровый N77:02:0005002:2504 площадью 54,2 кв.м. в завершенном строительством объекте недвижимости общей площадью 1 050,2 кв.м., расположенном по адресу: г.Москва, ул.Полярная, д.33 Б. стр.2.; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Общества с ограниченной ответственностью "МИПО Репро" на часть, помещений кадастровый N77:02:0005002:2192 площадью 996 кв. м. в завершенном строительством объекте недвижимости обшей площадью 1050.2 кв.м., расположенном по адресу: г.Москва, ул.Полярная, д.33 Б. стр.2. и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Открытого акционерного общества "Московская специализированная типография N27" на часть помещений кадастровый N77:02:0005002:2504 площадью 54,2 кв.м. в завершенном строительством объекте недвижимости общей площадью 1 050.2 кв.м., расположенном по адресу: г.Москва, ул.Полярная, д.33Б, стр.2, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок; обязать осуществить возврат государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2016 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме, поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права.
Отзывы на апелляционную жалобу представлены заявителями в порядке ст.262 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители заявителей поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 19 февраля 2015 года ООО "МИПО Репро" обратилось в Управление с заявлением (входящий номер 77/012/005/2015-505) о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества площадью 963,6 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0005002:2192, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Полярная, д.33Б, стр.2.
В этот же день ОАО "МСТ N 27" обратилось в Управление с заявлением (входящий номер 77/012/005/2015-488) о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества площадью 54,2 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0005002:2504, расположенного по тому же адресу.
По просьбе ООО "МИПО Репро", изложенной в заявлении N 77/012/005/2015-505, оба вышеуказанных заявления рассматривались совместно.
Письмом N 77/012/005/2015-488, 505 заявители были уведомлены о приостановлении государственной регистрации на срок до 06 апреля 2015 года в соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
03 апреля 2015 года ОАО "МСТ N 27" обратилось в Управление с заявлением (вх. N 77/012/011/2015 - 124) о приостановлении государственной регистрации сроком на 3 месяца.
Решением государственного регистратора от 17 июля 2015 года N 77/012/005/2015-488, 505 заявителям отказано в государственной регистрации на основании абз.4 (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства) и абз.10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя) п.1 ст.20 Закона о регистрации.
Не согласившись с решением, общества обратились в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации прав к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничения (обременения) прав.
Указанные документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статья 18 Закона о регистрации прав).
При этом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Закона являются основаниями для государственной регистрации прав либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно 4 запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества, на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
В соответствии со статьями 9, 13 Закона о регистрации прав в проведение государственным органом регистрации прав включается правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 г. N 184, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
При проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется в том числе проверить: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт; наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица, например, у продавца и его представителя (если сделка совершается представителем) (п. 38 Методических рекомендаций).
В соответствии со ст.17 Закона о регистрации проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии, в частности, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; (абз. 4, 6, 10 ст. 20 Закона о регистрации).
Как установлено судом, в 1992 г., после выделения из издательства "Просвещение", Государственное предприятие "Московская типография N 27" по рекомендации Министерства печати и информации РФ заключило договор с Московским издательско-полиграфическим объединением "Репро" - специализированной редакцией (в последующем ТОО "МИПО Репро" и ООО "МИПО Репро") о совместной деятельности по созданию и выпуску специальной полиграфической продукции, рельефно-точечных изданий для слепых. В том числе, в целях обеспечения деятельности единою специализированного производственного процесса издательско-полиграфического объединения совместно с редакцией Министерство печати и информации РФ, являясь собственником ГП "Московская типография N 27" разрешило надстройку административно-бытовою корпуса двумя этажами и утвердило Договор инвестирования от 30.12.1996 г. по реализации Распоряжения N 2594р Совета Министров СССР от 05.11.1966 г.
В соответствии с указанным Договором ООО "МИПО Репро" инвестировало все работы по проведению реконструкции объекта ГП "Московская типография N 27" на земельном участке, находившимся в его владении в соответствии с Распоряжением N 333 Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся от 08.02.1967 г. о выделении земельного участка под строительство 4-х этажного здания.
Разрешение на право производства строительных работ согласно Распоряжения N 1243 Префекта СВАО г.Москвы от 13.08.1993 г., ОАТИ Москвы от 14.08.1996 г. - Ордер под номером 96020448.
Завершенный объект построен в соответствии с проектно-сметной документацией утвержденной установленным порядком Приказом N 0208 от 08.02.1996 г. и принят в эксплуатацию по акту Приемочной комиссии от 31.10.1997 г., утвержденному Приказом N 11/25-ОС от 25.11.1997 г
Из материалов дела видно, что земельный участок был предоставлен Истцу Распоряжением N 333 Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся от 08.02.1967 г., в соответствии с Распоряжением N 2594р Совета Министров СССР от 05.11.1966 г., под строительство 4-х этажного здания для Специализированной типографии по выпуску литературы для слепых, но из-за отсутствия бюджетного финансирования в 1975 г. введено в эксплуатацию только два этажа. Земельный участок без изменения его целевого использования передан в пользование Московской типографии N 27 в соответствии с Декларацией от 03.09.1992 г. N 02-01/144 о факте использования земельного участка в г.Москве - для строительства здания типографии согласно Распоряжения Мосгорисполкома N 333 от 08.02.1967 г., что подтверждается Временным удостоверением N 02-А-ХХУ-9-144 от 03.09.1992 г. о постановке на учет факта использования земельного участка по целевому назначению. На основании данных документов уполномоченный орган Правительства Москвы в п.8 Архитектурно-планировочного заключения ГПУиЗ Мосархитектуры 07.08.1992 г. указывает законным пользователем земельного участка Типографию N 27.
Распоряжением N 1243 Префекта СВАО от 13.08.1993 г. в соответствии с п.8 Архитектурно-планировочного заключения ГПУиЗ Мосархитектуры 07.08.1992 г. на указанном земельном участке разрешена реконструкция строения 2, с достройкой ранее предусмотренного Распоряжением N 2594р Совета Министров СССР от 05.11.1966 г. 4- х этажного здания. Установленным порядком получен Ордер N 96020448 от 14.08.1996 г. от ОАТИ.
Представленные на государственную регистрацию права документы устанавливают возникновение права заявителей на недвижимое имущество.
В силу ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст.1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Согласно ст.1043 внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст.1050 ГК РФ раздел имущества, находившегося в общей собственности товарищей, и возникших у них общих прав требования осуществляется в порядке, установленном статьей 252 ГК РФ, в силу которой имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
Как отмечено судом, законченная строительством надстройка 3-го и 4-го этажей на реконструированном объекте была принята по решению Инвесторов - Сторон Договора от 16.11.1992 г. по акту Приемочной комиссии от 31.10.1997 г., утвержденному Приказом N 11/25-ОС от 25.11.1997 г.
В соответствии с Извещением об окончании реконструкции объекта надстройкой 2-х этажей от 30.12.1996 г. и на основании Акта Приемочной комиссии от 31.10.1997 г., представленных в МосгорБТИ, проведена инвентаризация объекта и внесены изменения в технический паспорт на здание. Выписка от 14.02.2000 г. N 3271/5 из технического паспорта явилась основанием для составления Акта от 30.01.2001 г. о выделении долей Инвесторов, в принятом законченным строительством реконструированном объекте, Приложения N N 1, 2, 3, 4 к Договору от 16.11.1992 г.
В соответствии с частью 9 пункта 3 ст.49 Градостроительного кодекса РФ Инвесторы обратились с приложением установленных документов за заключением в орган государственного строительного надзора. На обращение в Комитет государственного строительного надзора г.Москвы за разрешением на ввод в эксплуатацию надстроенных помещений получен ответ от 24.09.2013 г. за N 09- 5707/13-(1)-1, из которого следует, что поскольку разрешение на реконструкцию объекта в соответствии с нормами Градостроительного Кодекса получено не было, то оснований для оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеется.
Согласно общему правилу гражданского законодательства действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, а, следовательно, при определении градостроительные и строительные нормы и правила подлежащих применению следует исходить из той их редакции, которая действовала во время строительства спорного объекта.
Согласно ст.1 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.
Как указано в п.4 указанной статьи Закона Субъекты Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом могут принимать по вопросам архитектурной деятельности законы и иные нормативные правовые акты.
Так, согласно действовавшему в период подготовки к строительству и производства строительства спорного объекта Постановление Правительство Москвы от 21 февраля 1995 г. N 160 "Об утверждении правил организации производства земляных и строительных работ в г.Москве" Земляные и строительные работы могли производиться только после получения разрешения (ордера) в ОАТИ.
Согласно ст.4.9. указанного Постановления для получения разрешения строительная организация должна была представить в ОАТИ в частности : Договор на право пользования основным и дополнительным (на период строительства) земельным участком, заключенный заказчиком с Москомземом; Утвержденную заказчиком проектную документацию на полный объем строительных работ или отдельный этап (подготовительные работы, нулевой цикл и т.д.), согласованную в установленном порядке ОПС и принятую подрядчиком к производству работ, с отметкой о регистрации в ОАТИ; Проект организации строительства или другой документ, определяющий продолжительность проведения работ; Стройгенплан, согласованный в установленном порядке, в том числе ОПС и ГЦЭН; Проект производства работ; Разрешение на строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, выданное Инспекцией государственного архитектурно - строительного надзора Москомархитектуры, именуемой в дальнейшем ИГАСН.
В соответствии с п.1 ст.3 Положения об объединении административно-технических инспекций правительства Москвы (ОАТИ) утвержденной Постановлением Правительства г.Москвы от 14 апреля 1992 г. N 206 "О повышении роли объединения городских административно-технических инспекций в благоустройстве и содержании города" к основным задачами Объединения в частности отнесены организация и осуществление контроля за деятельностью расположенных в г.Москве предприятий, объединений, учреждений, организаций и иных хозяйственных структур, основанных на государственной, частной и смешанных формах собственности, в части своевременного и качественного выполнения на всей территории города распоряжений и постановлений мэра и правительства Москвы, действующих правил по строительству, реконструкции и ремонту подземных и подводных коммуникаций, дорог, инженерных сооружений, внутридомовых систем газоснабжения и других объектов, правил и инструкций по внешнему благоустройству, содержанию территорий и зеленых насаждений, объектов строительства и транспорта, предприятий торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, мест массового посещения граждан, водных объектов, зон отдыха.
Согласно п.2.5 ст.3 указанного выше положения ОАТИ производит регистрацию, оформление и выдачу разрешений (ордеров) на производство работ, связанных с прокладкой, переустройством и ремонтом подземных коммуникаций, строительством, реконструкцией и ремонтом зданий, инженерных сооружений и дорог, проведением благоустройства и озеленения территорий, бурением скважин.
04.08.1996 г. Объединением административно-технических инспекций (ОАТИ) был выдан Ордер на производство подготовительных, земляных и строительных работ N 96020448, сроком до 31.10.1996 г.
Таким образом, административно-техническим органом, уполномоченным в сфере строительства города Москвы, было дано согласие на производство строительных работ необходимых для возведения спорного объекта, что в частности обусловлено соответствием проектной и иной строительной документации предъявляемым к такой документации требованиям.
По окончании строительства, оконченный строительством объект недвижимости необходимо было сдать государственной приемочной комиссии, которая при положительном заключении, должна была принять его в эксплуатацию в соответствии со СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84.
Вышеуказанным СНиП 3.01.04-87 была утверждена единая обязательная форма акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (приложение 5 к СНиП 3.01.04-87).
Как достоверно установил суд первой инстацнии, из пункта 5 Постановления от 23.01.1981 года N 105, а также из пунктов 3.3 и 3.4 СНиПа 3.01.04-87 следует, что в полномочия рабочих комиссий, назначаемых решением организации-заказчика (застройщика), входит обследование зданий, сооружений, законченных строительством, и составление акта об их готовности для предъявления государственной приемочной комиссии по форме, приведенного в приложении 3 к этому нормативному акту, а также подготовка сводных материалов готовности объекта к приемке в эксплуатацию государственной приемочной комиссией. Пунктом 1.6 СНиП 3.01.04-87 установлено, что отдельно стоящие здания и сооружения, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта, принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности с последующим предъявлением их Государственной приемочной комиссии, принимающей объект в целом. В силу пункта 1 Постановления от 23.01.1981 г. N 105 и раздела 4 СНиП 3.01.04-87, приемку всех без исключения завершенных строительством объектов должна осуществляться государственными приемочными комиссиями. При этом в состав государственных приемочных комиссий включаются представители государственных контролирующих органов и организаций, предусмотренных пунктом 4.13 СНиПа 3.01.04-87. В соответствии с пунктом 4.24 СНиП 3.01.04-87, приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленным в форме, приведенной в обязательном приложении N5. Согласно пункту 4.27 СНиП 3.01.04-87, акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию утверждается решением органа, назначившего комиссию. В соответствии с пунктом 11 Временного положения, приемка объекта заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования с органами Госархстройнадзора и другими органами надзора, которым этот объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию входило в компетенцию органов исполнительной власти города Москвы.
В то же время требования законодательства о вводе законченного строительством объекта в эксплуатацию обусловлены прежде всего публичным интересом в области градостроительной деятельности по вопросу соответствия уже возведенного объекта градостроительным и строительным нормам и правилам, проектной и иной технической документации.
Из изложенного следует, что не соответствие акта приемки законченного строительством объекта, предъявляемым к его форме требованиям (приложение 5 к СНиП 3.01.04-87) не может свидетельствовать само по себе об отсутствии правовых основания для возникновения права собственности заявителей на завершенный строительством объект.
Так, соответствие уже построенного объекта строительным нормам и правилам подтверждается в рассматриваемом случае актом Приемочной комиссии от 31.10.1997 г., утвержденному Приказом N 11/25-ОС от 25.11.1997 г.
Наличие технической ошибки в заполнении заявления ООО "МИПО Репро" для регистрации права собственности ООО "МИПО Репро" на часть помещений площадью 996 кв.м. в надстроенных этажах, что соответствует данным кадастрового паспорта, было устранено подачей Обществом дополнительных документов вх.N 77/012/047/2015-51 от 01.07.2015 г., и не может являться препятствием для государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости общей площадью 1 050,2 кв. м.
Для получения сведений, необходимых для проведения государственной регистрации, подтверждения достоверности сведений указанных в представленных документах, а также для подтверждения их подлинности, на основании пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации Управлением в рамках рассмотрения дел вх. N 77-77- 12/008/2014-766, 780 в адрес Департамента городского имущества города Москвы, СГУП по продаже имущества города Москвы, Главархив г.Москвы, Префектуру СВАО г. Москвы, ГУП МосгорБТИ направлены соответствующие запросы исх. N 473/2014 от 21.03.2014 г.
Департамент городского имущества г. Москвы в своем ответе вх. N 33231/2014 от 14.04.2014 г. сообщает, что по указанному адресу расположено нежилое административное здание общей площадью 2 454 кв.м. 1974 года постройки, категория пользователя - государственные ведомства, право Москвы на здание не зарегистрировано. В информационных ресурсах Департамента отсутствует информация о приватизации ОАО "Московская специализированная типография N 27" объекта недвижимого имущества по указанному адресу. Нежилое здание по вышеуказанному адресу расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0005002:8 площадью 4 474 кв.м. по адресу: ул.Полярная, вл.336, который на основании Распоряжения Префекта СВАО г.Москвы от 31.03.1997 г. N 417 предоставлен в аренду ОАО "Московская специализированная типография N27" для эксплуатации типографии для слепых. С данной организацией заключен договор аренды от 30.05.1997 г. N М-02-009000 сроком до 30.05.2022 г.
Комитет государственного строительного надзора города Москвы сообщает, что проектная и разрешительная документация на объект по адресу: ул.Полярная, д.33Б, стр. 2 не поступала, разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не оформлялось (ответ вх. N 34539/2014 от 16.04.2014).
ГУП "Московское имущество" в ответе вх. N 40191/2014 от 05.04.2014 г. сообщает, что не располагает информацией по объекту: ул. Полярная, д. 336, стр. 2.
ГУП МосгорБТИ сообщает, что ранее объект имел следующее описание: 2 этажа + подвал, общая площадь 1 350,4 кв.м., в настоящий момент : 4 этажа + подвал, общая площадь 2 454 кв.м., изменение площади произошло в том числе в результате выполненной реконструкции (надстройка 2 этажей). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в ТБТИ не представлено (ответ вх. N 46114/2014 от 19.05.2014 г).
Префектура СВАО г.Москвы в своем ответе вх. N 42102/2014 от 08.05.2014 г. направила копии документов в отношении ОАО "Московская специализированная типография N 27": распоряжение N 1243 от 13.08.1993 г., письмо Административно- технической инспекции по СВАО г.Москвы от 04.08.2008 г., письмо Ремонтно- строительного управления от 31.10.1996 г., письма ООО МИПО "РЕПРО" от 27.07.1993 г. ОАО "Московская специализированная типография N 27" от 28.07.2008 г.
В то же время из представленных в Управление ответов органов, компетентных в области осуществления градостроительной деятельности, органов осуществляющих полномочия собственника государственного имущества города Москвы, а также технического учета, не следует, что здание, о регистрации права в отношении которого было подано заявление, при его приемке не соответствовало требованиям строительных норм.
Таким образом, оспариваемое решение регистратора об отказе в государственной регистрации перехода права собственности противоречит действующему законодательству (ст.ст. 17,18.20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно счел требования о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании судом незаконными действий органов государственной власти, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность органов государственной власти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Общества с ограниченной ответственностью "МИПО Репро" на часть, помещений кадастровый N 77:02:0005002:2192 площадью 996 кв.м. в расположенных в здании по адресу: г.Москва, ул.Полярная, д.33 Б. стр.2., а также обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Открытого акционерного общества "Московская специализированная типография N 27" на часть помещений кадастровый N 77:02:0005002:2504 площадью 54,2 кв.м. расположенных в здании по адресу: г.Москва, ул.Полярная, д.33Б, стр. 2.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2016 г. по делу N А40-187694/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187694/2015
Истец: ОАО "МСТ N 27", ОАО МСТ N 27, ООО "МИПО Репро", ООО МИПО РЕПРО
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии