г. Вологда |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А66-886/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грузовая переправа" на определение Арбитражного суда Тверской области от 02 февраля 2016 года по делу N А66-886/2016 (судья Калита И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Навигация-АВС" (место нахождения: 171254, Тверская обл., г. Конаково, ул. Зеленый Бор, д.9а; ОГРН 1096911000670, ИНН 6911031100, далее - ООО "Навигация-АВС") обратилось в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150, далее - Территориальное управление), обществу с ограниченной ответственностью "Грузовая переправа" (место нахождения: 400029, г.Волгоград, ул. Вилянская, д. 13; ОГРН 1153443009345, ИНН 3461056233, далее - ООО "Грузовая переправа") о признании недействительными торгов от 12.10.2015 по продаже арестованного имущества, принадлежащего ООО "Навигация-АВС", и договора купли-продажи к протоколу N 3 о результатах торгов по продаже арестованного имущества, принадлежащего ООО "Навигация-АВС", от 23.10.2015; применении последствий недействительности сделки между Территориальным управлением и ООО "Грузовая переправа", оформленной протоколом N 3 и договором по продаже арестованного имущества (судно "Марш Славянки", идентификационный номер: М-14-4127, проект N Р144 К, место постройки: Литва, 1987 год) в виде возврата имущества в собственность ООО "Навигация - АВС", адрес: 171254, Тверская обл., г. Конаково, ул. Зеленый бор, 9а.
Определением от 02 февраля 2016 года исковое заявление принято к производству.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области и судебный пристав - исполнитель Гришин Павел Владимирович.
Одновременно истцом подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрета Центральному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта регистрировать сделки, переход права собственности и изменять запись в государственном судовом реестре РФ на судно "Марш Славянки", идентификационный номер: М-14-4127, принадлежащее на праве собственности ООО "Навигация-ABC", запрета ООО "Навигация-АВС" и ООО "Грузовая переправа" распоряжаться судном "Марш Славянки", идентификационный номер: М-14-4127.
Определением суда от 02 февраля 2016 года заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено. Суд определил:
- запретить Центральному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта регистрировать сделки, переход права собственности и изменять запись в государственном судовом реестре РФ на судно "Марш Славянки", теплоход (грузопассажирский паром), идентификационный номер: М-14-4127, класс судна О2,0 (лед 20), проект N Р144К, год постройки - 1987, место постройки: Литва.
- запретить ООО "Навигация-АВС", Тверская область, г.Конаково, ул.Зеленый Бор, д.9, корп.А, ОГРН 1096911000670, ИНН 6911031100, дата государственной регистрации - 27.05.2009, распоряжаться судном "Марш Славянки", теплоход (грузопассажирский паром), идентификационный номер: М-14-4127, класс судна О2,0 9лед 20), проект N Р144К, год постройки - 1987, место постройки: Литва.
- запретить ООО "Грузовая переправа", Волгоградская область, г.Волгоград, ул.Вилянская, д.13, ОГРН 1153443009345, ИНН 3461056233, дата государственной регистрации - 07.04.2015, распоряжаться судном "Марш Славянки", теплоход (грузопассажирский паром), идентификационный номер: М-14-4127, класс судна О2,0 9лед 20), проект N Р144К, год постройки - 1987, место постройки: Литва.
ООО "Грузовая переправа" с определением суда в части запрета Центральному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта регистрировать сделки, переход права собственности и изменять запись в государственном судовом реестре РФ на судно "Марш славянки", теплоход (грузопассажирский паром), идентификационный N судна М-14-4127, класс судна О2,0 (лед 20), проект N Р144К, год постройки 1987, место постройки Литва не согласилось, в апелляционной жалобе просит его в указанной части отменить, разрешить в этой части вопрос по существу, отказав ООО "Навигация-АСВ" в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в данной части. Доводы жалобы сводятся к следующему. Указанная обеспечительная мера нарушает права ООО "Грузовая переправа" как собственника приобретенного имущества, поскольку фактически лишает его возможности пользоваться приобретенным имуществом, что приводит к невозможности осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Обеспечительная мера в виде запрета на регистрацию принята судом в отсутствие оснований, установленных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без учета оценки отношений на соответствие критериям, указанным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление N 55), без учета необходимости соблюдения баланса интересов истца и ответчика, приводит к существенному нарушению прав ООО "Грузовая переправа" и реальной возможности причинения обществу значительного ущерба. Без государственной регистрации судна ООО "Грузовая переправа" лишено возможности пользоваться приобретенным имуществом в течение всего судоходного сезона 2016 года, не может исполнять обязательства перед добросовестными потребителями. Приобретенное судно имеет для организации перевозок в Волгоградской области социальное значение, должно обеспечить конституционные права жителей двух городов Камышин-Волгоград на благоприятные условия жизни, по обеспечению их транспортной доступностью. В интересах жителей области ООО "Грузовая переправа" произвело срочные ремонтные работы, вложив значительные денежные средства, с целью приступить к грузоперевозкам с даты открытия навигации (01.04.2016). Осуществлены вложения порядка 1 000 000 руб., поскольку на момент приобретения обществом судна оно состояло под арестом, находилось в неисправном состоянии, и не использовалось истцом. Фактов, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Грузовая переправа", направленном на реализацию приобретенного имущества, суду не представлено. Регистрация ООО "Грузовая переправа" права собственности на свое имя никаким образом не может привести к невозможности исполнения судебного решения, в случае удовлетворения требований истца. Наличие запрета на распоряжение ООО "Грузовая переправа" судном достаточно для защиты интересов истца.
Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку ООО "Грузовая переправа" обжалуется только часть определения, то в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно статье 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска.
В соответствии с Постановлением N 55 обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований:
1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации;
2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
В силу части 5 статьи 93 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска. В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении, как это следует из разъяснения, содержащегося в пункте 10 Постановления N 55, арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.
В частности, арбитражным судам следует оценить разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ, так как основной целью принятия обеспечительных мер является укрепление гарантий реального исполнения решения.
Оценив доводы заявления истца о принятии обеспечительных мер, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности в полном объеме.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами арбитражного суда в части запрета Центральному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта регистрировать сделки, переход права собственности и изменять запись в государственном судовом реестре РФ на судно "Марш славянки", теплоход (грузопассажирский паром), идентификационный N судна М-14-4127, класс судна О2,0 (лед 20), проект N Р144К, год постройки 1987, место постройки Литва.
Согласно письму Центрального управления государственного и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19.02.2016 N 90/18/2 (представлено в суд апелляционной инстанции) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства в следствие чего принятые обеспечительные меры о наложении запрета регистрировать сделки, переход права собственности и изменении записи в государственном судовом реестре РФ на судно "Марш Славянки", индентификационный номер М-14-4127, Центральному управлению государственного и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнить не представляется возможным.
Информация, изложенная в указанном письме, проверена апелляционным судом и установлено следующее.
Согласно Положению о Центральном управлении государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление), утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.04.2014 N АК-387фс основными задачами Управления являются: осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации и международных договоров в области торгового мореплавания; расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте; лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Ространснадзора, в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением предприятиями и организациями внутреннего водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, лицензионных требований и условий; государственный надзор за безопасностью, соблюдением норм и правил эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений; государственный контроль за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов; применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений должностными лицами, юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также мер по ликвидации последствий указанных нарушений.
В соответствии с возложенными на него задачами Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; контроль и надзор за деятельностью юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, связанной с судоходством и обеспечением его безопасности на внутренних водных путях, а также эксплуатацией портовых и судоходных гидротехнических сооружений; надзор за деятельностью государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в области обеспечения безопасной проводки судов на внутренних водных путях, портах и на подходах к ним; государственный контроль и надзор за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в установленной сфере деятельности; расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте; лицензирование деятельности по перевозкам и погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; подготовку материалов на согласование выдачи разрешений на выполнение работ; контроль деятельности капитанов бассейнов внутренних водных путей по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства; участвует в освидетельствовании систем управления безопасностью на внутреннем водном транспорте; в проверках судоходных компаний и судовладельцев совместно с другими надзорными органами; в проведении обследований судоходных гидротехнических сооружений, организуемых собственниками и эксплуатирующими организациями.
В силу пункта 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (часть 2 статьи 19 КВВТ).
Правила государственной регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 (далее - Правила N 144).
Согласно пункту 14 Правил N 144 государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов (пункт 1 статьи 17 КВВТ).
Следовательно, принятые судом первой инстанции обеспечительные меры в виде запрета Центральному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта регистрировать сделки, переход права собственности и изменять запись в государственном судовом реестре РФ на судно "Марш Славянки", теплоход (грузопассажирский паром), идентификационный номер: М-14-4127, класс судна О2,0 (лед 20), проект N Р144К, год постройки - 1987, место постройки: Литва являются неисполнимыми.
С учетом вышеизложенного, определение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене, а апелляционная жалоба ООО "Грузовая переправа" - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грузовая переправа" удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Тверской области от 02 февраля 2016 года по делу N А66-886/2016 в части запрета Центральному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта регистрировать сделки, переход права собственности и изменять запись в государственном судовом реестре РФ на судно "Марш Славянки", теплоход (грузопассажирский паром), идентификационный номер: М-14-4127, класс судна О2,0 (лед 20), проект NР144К, год постройки - 1987, место постройки: Литва отменить.
В принятии обеспечительных мер в указанной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-886/2016
Истец: ООО "НАВИГАЦИЯ-АВС", ООО "Навигация-АВС",
Ответчик: ООО "Грузовая переправа", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: Кирпичева Сергея Юрьевича (101000, г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 10, кв.56), Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Судебный пристав-исполнитель Гришин Павел Владимирович, ООО "Каппа-трейдинг", ООО "Югпромметалл", Судебный пристав-исполнитель Гришин Павел Владимирович, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Канал имени Москвы", центральное управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7648/16
07.07.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-886/16
25.04.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2128/16
25.04.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1930/16