г. Пермь |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А60-53487/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В. В.,
судей Дюкина В.Ю., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 января 2016 года
по делу N А60-53487/2015,
принятое судьей Трухиным В.С.,
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области N 66/031/660/2015-322 от 10.08.2015, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области провести государственную регистрацию права собственности Новоуральского городского округа на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0101015:5101, площадью 19 921 кв.м., из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под городскими лесами, расположенный по адресу: Свердловская область, г.Новоуральск, в 300 м на северо-запад от здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Новоуральск, Объездное шоссе, 13.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2016 заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований Комитету по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа отказать. Заявитель жалобы указывает на то, что ответ органа государственной власти на межведомственный запрос Управления свидетельствует об отсутствии прав у заявителя на спорный земельный участок. Полагает, что из предоставленного заявителем на регистрацию права собственности на спорный земельный участок Постановления N 137-а от 28.01.2015 не следует, что у заявителя возникло право собственности на участок. По мнению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, судом нарушены нормы процессуального права, поскольку в рамках рассматриваемого дела к участию в деле в качестве третьих лиц не были привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа, Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Заявление судом рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ранее и далее - "АПК РФ").
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа 20.02.2015 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Новоуральского городского округа на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0101015:5101, площадью 19 921 кв.м, из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под городскими лесами, расположенный по адресу: Свердловская область, г.Новоуральск, в 300 м на северо-запад от здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Новоуральск, Объездное шоссе, 13.
Вышеуказанный земельный участок сформирован из земель, право государственной собственности на которые на территории Новоуральского городского округа не разграничено, и в соответствии с постановлением Администрации Новоуральского городского округа N 137-а от 28.01.2015 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа, также данный факт подтверждается кадастровым паспортом от 28.10.2015 N 66/301/15-717077.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 10.08.2015 вынесено сообщение N 66/031/660/2015-322 об отказе в государственной регистрации права собственности Новоуральского городского округа на земельный участок по причине того, что земли, занимаемые организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим организациям и (или) объектам.
Заявитель, считая данный отказ, выраженный в сообщение об отказе в государственной регистрации от 10.08.2015, незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене на основании следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 данного Закона).
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества (абз. 6); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абз. 13).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный участок сформирован из земель, право собственности на которые не разграничено и на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен МКУ "Управление городского хозяйства" (постановление Администрации Новоуральского городского округа N 137-а от 28.01.2015).
Из п. 2 ст. 3.3. ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель правомерно распорядился земельным участком, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанций установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Спорный земельный участок сформирован из земель, государственная собственность на которые, на территории Новоуральского городского округа не разграничена, и в соответствии с постановлением Администрации Новоуральского городского округа N 137-а от 28.01.2015 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Пунктом 3 статьи 3.1. Закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу требований пункт 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа.
На основании вышеуказанных норм права Новоуральским городским округом произведено разграничение государственной собственности на землю в муниципальную собственность Новоуральского городского округа путем издания постановления Администрации Новоуральского городского округа N 137-а от 28.01.2015, предусматривающего предоставление спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. В частности, пунктами 1 и 2 указанного Перечня установлено, что при разграничении государственной собственности на землю предоставляется:
1) заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок;
2) правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Для государственной регистрации права муниципальной собственности Новоуральского городского округа Комитетом в Росреестр по Свердловской области были представлены: заявление на государственную регистрацию права, кадастровый паспорт земельного участка, а также постановление Администрации Новоуральского городского округа N 137-а от 28.01.2015, подтверждающее предоставление спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Следовательно, Комитетом были представлены все необходимые документы, предусмотренные законодательством для государственной регистрации права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Обжалуемый судебный акт решением о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, не является.
То, что, по мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции в нарушение ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не привлек к участию в деле муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа, Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, не может быть признано влекущим удовлетворение апелляционной жалобы, поскольку привлечение указанных лиц не приведет к возможности рассмотрения спора о праве. Регистрация права муниципальной собственности не означает невозможности оспаривания указанного права представителями иных публичных собственников в рамках иных дел, рассматриваемых в порядке искового производства.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств.
При таких условиях, основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК, отсутствуют.
Безусловные основания для отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК, судом апелляционной инстанции не установлены.
При отмеченных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда от 27.01.2016 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 января 2016 года по делу N А60-53487/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53487/2015
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ