г. Хабаровск |
|
27 апреля 2016 г. |
А73-17205/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала УФПС Хабаровского края: Порайко Н.В., представителя по доверенности от 20.02.2016 N 24-2016 (сроком по 28.02.2017);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Сидельниковой Э.В., представителя по доверенности от 08.12.2014 N 6/14472 (сроком на два года);
от Управления Федерального агентства по государственным резервам по
Дальневосточному Федеральному округу: Ануфриевой Е.Н., представителя по доверенности от 01.04.2016 N ПО/368 (сроком по 31.12.2016);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 15.02.2016
по делу N А73-17205/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала УФПС Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решения от 11.11.2015 N 20 и предписания от 11.11.2015 N 11
третье лицо: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному Федеральному округу
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала УФПС Хабаровского края (далее - ФГУП "Почта России"; заявитель; предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю; антимонопольный орган; антимонопольная служба): решения от 11.11.2015 N 20 и предписания от 11.11.2015 N 11.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Управление Росрезерва).
Решением суда от 15.02.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, признаны недействительными оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа.
Полагая, что решение суда незаконно, необоснованно и не соответствует материалам и обстоятельствам дела, антимонопольный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, в том числе указывает на то, что: комиссией УФАС России по Хабаровскому краю учтено, что "проект спорного договора предусматривал сумму 100000 руб. на весь 2015 год, это составляет всего 8,33% или 8333 руб. в месяц" и не влияет на принятое решение о нарушении антимонопольного законодательства; ФГУП "Почта России" не может навязывать включение в проект договора на оказание услуг почтовой связи N Х/680000/0101/146-У/2015 условий о 100% предоплате Управлением Росрезерва оказываемых услуг почтовой связи;
В своем отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФГУП "Почта России" в лице филиала УФПС Хабаровского края отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росрезерва представила для приобщения к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ФГУП "Почта России" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" по виду услуг - услуги почтовой связи с долей более 65%.
В целях заключения государственного контракта на оказание услуг почтовой связи на 2015 год УФПС Хабаровского края - филиал ФГУП "Почта России" направило в адрес Управления Росрезерва проект договора на оказание услуг почтовой связи N Х/680000/0101/146-У/2015 на сумму 100000 руб. за весь год (пункт 1.2.1), подписанный со своей стороны, пунктом 3.1 которого предусмотрено, что "заказчик" осуществляет предоплату на расчетный счет "исполнителя" не позднее 1-го числа текущего месяца в размере 100 % стоимости услуг, планируемых "заказчиком" на текущий месяц согласно объемам, указанным в графике сдачи почтовых отправлений по действующим на момент сдачи почтовых отправлений тарифам.
На данный проект договора, Управление Росрезерва направило почтовому предприятию протокол разногласий, предусматривающий в числе прочего, исключение пункта 3.1 договора.
Однако УФПС Хабаровского края договор в редакции Управления Росрезерва не подписало, настаивая на своей редакции, что подтверждается протоколом согласования разногласий, подписанным со стороны предприятия, на этом основании договор до 17.02.2015 так и не был заключен.
Полагая необоснованным отказ ФГУП "Почта России" в подписании договора на оказание услуг почтовой связи в редакции Управления Росрезерва, последнее обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой, указав на наличие в действиях предприятия признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы Хабаровским УФАС России предприятию 18.05.2015 вынесено предупреждение N 3/3722 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, и где содержится указание предприятию о необходимости прекращения указанных действий путем согласования условий рассматриваемого договора в части, касающейся порядка расчетов оказываемых услуг почтовой связи (а именно, путем исключения из пунктов 3.1 и 3.3 указанного договора в редакции ФГУП "Почта России" условий, касающихся обязанности Управления Росрезерва производить предоплату в размере 100 % стоимости планируемых Управлением на текущий месяц) в срок до 02.06.2015.
Определением от 25.06.2015 Хабаровским УФАС России возбуждено дело N 3-1/62 о нарушении ФГУП "Почта России" антимонопольного законодательства в связи с неисполнением выданного предупреждения.
Решением суда от 25.06.2015 по делу N А73-7237/2015 ФГУП "Почта России" отказано в требовании о признании недействительным предупреждения от 18.05.2015 N 3/3722.
После вступления решения в законную силу Хабаровским УФАС России вынесено решение от 11.11.2015 N 20 о признании ФГУП "Почта России" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, что выразилось в навязывании Управлению Росрезерва условий договора на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к предмету данного договора (прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требований, связанных с обязательствами заказчика - получателя средств федерального бюджета по внесению аванса (предоплаты) при заключении договора (государственного контракта) об оказании услуг).
Выданным на основе решения предписанием от 11.11.2015 N 11 комиссия Хабаровского УФАС России предписала ФГУП "Почта России":
1. В срок до 08.12.2015 изменить условия договора на оказание услуг почтовой связи N Х/680000/0101/146-У/2015, касающиеся порядка расчетов оказываемых услуг почтовой связи, не относящихся к предмету данного договора (прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требований, связанных с обязательствами заказчика - получателя средств федерального бюджета по внесению аванса (предоплаты) при заключении договора (государственного контракта) об оказании услуг).
2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания исключить из пунктов 3.1, 3.3 договора на оказание услуг почтовой связи N Х/680000/0101/146-У/2015 в редакции ФГУП "Почта России" условия, касающиеся обязанности Управления Росрезерва производить предоплату в размере 100 % стоимости услуг планируемых Управлением Росрезерва на текущий месяц.
3. В срок до 11.12.2015 сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием антимонопольного органа, ФГУП "Почта России" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) услуги общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности естественных монополий.
ФГУП "Почта России" включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, по услугам общедоступной почтовой связи, то есть предприятие является субъектом естественных монополий, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг общедоступной почтовой связи (пересылки внутренней письменной корреспонденции, включая почтовые карточки, письма, а также бандероли).
Стоимость оказываемых услуг определяется с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". Государственное регулирование тарифов на общедоступные услуги связи на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам.
Согласно пунктам 23 и 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Порядок оплаты услуг почтовой связи по доставке (вручению) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, определяется договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты, в качестве которых используются, в том числе оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу положений статей 487, 711, 781 ГК РФ предоплата по договору может быть полной или частичной, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по договору.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Хабаровского края предприятие осуществляет свою деятельность через филиал - Управление Федеральной почтовой службы по Хабаровскому краю ФГУП "Почта России".
Управление Росрезерва является получателем денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на его финансирование.
Государственный контракт на предоставление услуг почтовой связи N Х/680000/0101/146-У/2015 подлежал заключению в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), нормы которого не предусматривают отдельных требований к размеру аванса.
Положениями подпункта "а" пункта 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление N 1563) установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) (их этапами), в объеме произведенных платежей.
В связи с этим, если положениями федерального закона или актами Правительства Российской Федерации не установлен размер авансового платежа при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, то авансовый платеж не должен превышать 30 % суммы договора.
При этом требования подпункта "а" пункта 29 Постановления N 1563 не распространяются на договоры (государственные контракты), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения.
Положения пункта 30 Почтовых правил, принятых 22.04.1992 Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи и применяемых в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и приказу Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", также предусматривают возможность оплаты услуг связи путем внесения аванса в размере среднемесячного почтового расхода.
Таким образом, получатели средств федерального бюджета вправе устанавливать в договорах (государственных контрактах) о выполнении работ и оказании услуг, в том числе об оказании услуг почтовой связи, авансовые платежи в размере до 100 процентов суммы договора (государственного контракта) при условии, что продолжительность выполнения работ или оказания услуг по указанным договорам (государственным контрактам) либо этапов их исполнения будет составлять не более одного месяца.
Согласно пункту 3.1 договора предприятие предложило государственному заказчику осуществлять предоплату в размере 100 % стоимости услуг планируемых ежемесячных объемов пересылаемой корреспонденции, в пределах которого и будет осуществляться оказание данных услуг.
При этом в соответствии с предложенной заявителем редакцией условий государственного контракта продолжительность этапа исполнения услуг по государственному контракту не превышает одного месяца, что следует из предложенной заявителем редакции пунктов проекта государственного контракта.
Антимонопольным органом необоснованно не учтено, что в подпункте "а" пункта 29 Постановления N 1563 идет речь об авансовом платеже "до 30 процентов суммы договора", так как в рассматриваемом случае, проект спорного договора предусматривал сумму 100000 руб. на весь 2015 год, что составляет всего 8,33 % или 8333 руб. в месяц.
На основании вышеизложенного установление в государственном контракте условия о 100 % предоплате этапа исполнения услуг почтовой связи, продолжительностью, не превышающей одного месяца, не противоречит положению пункта 29 Постановления N 1563 и, следовательно, предложение предприятия заключить государственный контракт на указанных условиях не свидетельствует о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
По статье 23 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания; предписание выносится на основании решения антимонопольного органа о признании лица нарушившим нормы антимонопольного законодательства.
Предписание должно быть логически согласовано с решением и направлено на устранение нарушений, установленных антимонопольным органом в рамках конкретного дела, а требования, изложенные в предписании, должны быть определенными и исполнимыми; исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом деле предписание антимонопольного органа в части исключения пунктов 3.1 и 3.3 из договора в любом случае является неисполнимым, поскольку договор на предоставление услуг почтовой связи N Х/680000/0101/146-У/2015 на момент вынесения предписания (11.11.2015) не заключен.
Кроме того, пункт 3.3 связан с пунктом 3.2 и последующими пунктами порядка расчетов, не являлся предметом рассмотрения антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что незаконные решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют вышеприведенным нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ФГУП "Почта России", поскольку по существу необоснованно возлагают на предприятие обязанность предоставлять услуги почтовой связи с оплатой в следующем месяце.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие, что не может явиться основанием для отмены принятого по делу решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 февраля 2016 года по делу N А73-17205/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17205/2015
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу