г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А56-75150/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сердюк К.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Смыкова Е.А., доверенность от 29.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4743/2016) ЗАО "Торговый дом "Перекресток" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2015 по делу N А56-75150/2015 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению Закрытого акционерного общества "Торговый дом "Перекресток"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Перекресток" (ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110, место нахождения: 103473, г. Москва, пл. Суворовская, д.1, далее - заявитель, ЗАО "Торговый дом "Перекресток", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833, место нахождения: 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д.3, далее - заинтересованное лицо, Управление, Ростехзнадзор) от 30.09.2015 N 13-7930-2246/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.12.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, полагая, что судом не дана надлежащая оценка всем значимым обстоятельствам дела, необоснованно не приняты доводы Общества об отсутствии в его действиях субъективной стороны вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 15.12.2015 без изменения.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителем ЗАО "Торговый дом "Перекресток".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 16.09.2015 при проведении мероприятия по контролю (надзору) на объекте сети газопотребления ЗАО "Торговый дом "Перекресток" по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 98, Управлением были выявлены нарушения действующего законодательства, обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - сети газопотребления Общества, являющейся опасным производственным объектом (далее - ОПО), а именно:
- в нарушение требований статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасный производственный объект не зарегистрирован в государственном реестре;
- в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отсутствует лицензия на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- в нарушение требований статей 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
- в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- в нарушение требований статей 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, срок службы которых превышает двадцать лет (газовая котельная, наружный газопровод);
- в нарушение требований статей 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
По факту выявленных правонарушений уполномоченным должностным лицом Управления было возбуждено административное производство, 16.09.2015 с участием представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 13-7930-2901/ПТ, на основании которого вынесено постановление от 30.09.2015 N13-7930-2246/ПС о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Апелляционный суд, оценив доводы жалобы и повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, полагает решение суда суд подлежащим отмене в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому Закону.
Согласно пунктам 1 и 2 Приложения N 1 "Опасные производственные объекты" к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Закону количествах опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже (подпункт "а");
2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Согласно пункту 1 Приложения N 2 "Классификация опасных производственных объектов" к Закону N 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.
Таким образом, для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления (пункт 4 Приложения) класс опасности устанавливается вне зависимости от количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объеме.
В силу пункта 4 Приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Суд первой инстанции на основании анализа вышеприведенных положений, а также учитывая Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168, пришел к обоснованному выводу о том, что законодатель для сетей газораспределения и сетей газопотребления установил II либо III класс опасности, в зависимости от давления газа в газопроводах и вне зависимости от количества опасного вещества (пункты 1 и 4 приложения 2 к N 116-ФЗ в редакции N 22-ФЗ от 04.03.2013).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованно выводу о том, что сети газопотребления Общества, несмотря на использование их исключительно для выработки теплоэнергии для собственных нужд, в соответствии с действующим законодательством признаются опасными производственными объектами, на которые распространяются требования Закона N 116-ФЗ в части обязательности включения их в реестр, получения лицензии, а также соблюдения лицензионных требований и условий (статьи 2, 7, 9 и 12 названного Закона).
Постановлением от 30.09.2015 N 13-7930-2246/ПС Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в связи с нарушением требований промышленной безопасности, выразившихся в эксплуатации опасного производственного объекта - сети газопотребления по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 98, не включенной в реестр, в отсутствие соответствующей лицензии и несоблюдении иных требований, установленных Законом N 116-ФЗ к опасному производственному объекту, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 10.09.2014 N 00-04-05/1497 "О недостатках при перерегистрации опасных производственных объектов" было разъяснено, что понятие производственного объекта подразумевает осуществление на нем производственной деятельности, в связи с чем не следует относить к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации, например, сети газопотребления финансовых, образовательных, социальных и медицинских учреждений, административных зданий, жилых домов и подобных объектов.
Более того, принадлежащая Обществу сеть газопотребления ранее была включена в реестр и исключена из реестра решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о чем Обществу сообщено письмом от 22.01.2015 N 922-А/4/4.1-19 (том 1, л.д. 101).
Только письмом Ростехнадзора от 14.05.2015 N 00-01-33/243 вышеуказанное письмо от 10.09.2014 N 00-04-05/1497 признано не подлежащим применению с указанием на то, что до вступления в силу изменений в Закон N 116-ФЗ идентификацию сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов, их регистрацию, перерегистрацию в реестре опасных производственных объектов и исключение из реестра надлежит осуществлять в соответствии с действующими нормами Закона N 116-ФЗ.
Вместе с тем, учитывая имеющуюся правовую неопределенность по вопросу включения в реестр ОПО сетей газопотребления, использующихся для выработки тепловой и электрической энергии, используемой используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации, что подтверждается, в том числе, противоречивой позицией Федеральной службы, изложенной в вышеприведенных письмах, а также учитывая принятое Федеральной службой Ростехнадзора решение от 22.01.2015 об исключении сетей газопотребления Общества из реестра опасных производственных объектов, суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях Общества отсутствует субъективная сторона вмененного ему административном правонарушении и, как следствие, состав правонарушения.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает, что оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ у административного органа не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 15.12.2015 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления Ростехнадзора от 30.09.2015 N 13-7930-2246/ПС.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 декабря 2016 года по делу N А56-75150/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.09.2015 N 13-7930-2246/ПС о привлечении закрытого акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75150/2015
Истец: ЗАО "Торговый дом "Перекресток"
Ответчик: Северо-Западное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору