г. Пермь |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А60-52221/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д. Ю.
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Филипповой Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на определение Арбитражного суда Свердловской области
об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта и о приостановлении исполнения решения,
принятое судьей Марьинских Г.В.,
от 10 февраля 2016 года
по делу N А60-52221/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ" (ОГРН 1076670011660, ИНН 6670170224)
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066)
заинтересованное лицо: Министерство финансов Российской Федерации
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УправДом" (далее - ООО "УправДом") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с требованием о взыскании с ответчика 956640 руб. 75 коп. неосновательного обогащения, приобретенного последним в связи с неисполнением обязанности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых расположены принадлежащие ответчику помещения
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2014 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "УправДом" взыскано неосновательное обогащение 896032 руб. 96 коп. и 20920 руб. 66 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2015 года указанное решение оставлено без изменения, вступило в законную силу.
30 мая 2015 года во исполнение указанного судебного акта выдан исполнительный лист серии ФС N 005146752.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2015 произведена замена взыскателя по делу N А60-52221/2014 с общества с ограниченной ответственностью "УправДом" (ИНН 6623069026, ОГРН 1106623002573) взыскателя по делу N А60-52221/2014 на общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТ" (ИНН 6670170224, ОГРН 1076670011660).
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения по делу, в котором просит:
- исключить из резолютивной части решения Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2015 по делу N А60-52221/2014 указание на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, одновременно указав, что исполнение решения подлежит за счет средств федерального бюджета, выделяемых Росимуществу на реализацию своих полномочий,
- приостановить исполнение решения до момента рассмотрения заявления об изменении порядка и способа исполнения решения.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2016 в удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения судебного акта и о приостановлении исполнения решения по делу N А60-52221/2014 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2016 отменить полностью, разрешить вопрос по существу, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что исполнение решения суда от 13.02.2015 по настоящему делу должно осуществляться не Минфином России за счет средств казны Российской Федерации в порядке ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должника (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области) как получателем средств федерального бюджета с лицевого счета, в порядке, установленном п.1 ст. 242.3 БК РФ, с учетом положений п.11 ст. 161 БК РФ.
До начала судебного заседания от ответчика поступил письменный отзыв, в котором он считает апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации незаконной и необоснованной.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, в силу ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Изменение способа и порядка исполнения решения означает, что один вид исполнения заменяется другим, например, требование о возврате имущества, изготовлении вещи заменяется взысканием его стоимости (денежного эквивалента).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен определять, есть ли действительная необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта, с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой судом при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
При этом изменение способа исполнения судебного акта не должно изменять содержание судебного акта.
Как указано выше и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2015 с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "УправДом" взыскано неосновательное обогащение 896032 руб. 96 коп. и 20920 руб. 66 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Судом установлена обоснованность взыскания с Российской Федерации как собственника имущества в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области за счет казны Российской Федерации денежных средств по обязательству (п. 1 ст. 125, п. 1 ст. 126 ГК РФ).
Обращаясь с заявлением об изменении порядка исполнения указанного судебного акта, Министерство финансов Российской Федерации просило изменить порядок исполнения решения от 13.02.2015 по настоящему делу, указав, что решение подлежит исполнению территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должника (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области) за счет средств федерального бюджета, выделяемых ответчику на реализацию соответствующих полномочий.
Данная позиция правомерно не принята судом первой инстанции.
Из анализа главы 24.1 БК РФ следует, что бюджетное исполнение судебных решений о взыскании денежных сумм реализуют специально уполномоченные финансовые органы - исполнительские агенты.
Согласно п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Ввиду того, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в настоящем деле выступало не от своего имени, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов, денежные средства подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации (п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121).
Судебное решение по настоящему делу не определяет и не может определять порядок его исполнения. Законодательным, а не судебным органом принят Бюджетный кодекс РФ, устанавливающий, в том числе порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса РФ).
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении заявления Минфина России об изменении порядка исполнения судебного акта правомерен.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При отмеченных обстоятельствах оснований для отмены определения суда, с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 184, 188, 258, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 10 февраля 2016 года по делу N А60-52221/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д.Ю.Гладких |
Судьи |
М.В.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52221/2014
Истец: ООО "УправДом"
Ответчик: Российская Федерация в лице территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, РФ в лице Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в СО
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7059/16
29.04.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3687/15
13.05.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3687/15
13.02.2015 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-52221/14