29 апреля 2016 г. |
Дело N А83-4646/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Полынкиной Н.А., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Букуевой М.А.,с участием представителей от Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" - Мирошниченко А.И., по доверенности от 01.03.2016 б/н, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Брисов С.Г., главный специалист-эксперт, по доверенности от 11.01.2016 б/н; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2016 года по делу N А83-4646/2015 (судья Авдеев М.П.) по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю об оспаривании решения антимонопольного органа,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" (далее - Учреждение, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Управление, антимонопольный орган) об отмене решения по делу N 06/297-15 от 26.06.2015 о признании жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Черномор" на действия Учреждения при проведении электронного аукциона "Поставка субпродуктов" в части отклонения единой комиссией заказчика первой части заявки на участие в аукционе.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2016 года в удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий им. Н.К.Крупской для детей и детей с родителями" отказано. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о законности обжалуемого решения антимонопольного органа.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности указывает, что судом не дана надлежащая оценка доводам заявителя о том, что термин "страна происхождения товара" и "страна производитель" не являются тождественными, и что указание страны производителя не дает возможности идентифицировать в полной мере информацию о происхождении товара.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления представил отзыв на апелляционную жалобу, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, учреждением 02.06.2015 на официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru. в сети "Интернет" размещено извещение N 0375200015015000004 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку субпродуктов. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе определена 10.06.2015 08:30.
В подпункте б пункта 3 раздела 2 аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, а также указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), на знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу от 16.06.2015 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, заявка участника N 3 (ООО "Торговый дом "Черномор") была отклонена по причине отказа в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), поскольку участник не представил конкретные показатели: наименование страны происхождения товара, сведения о которой предусмотрены частью 3 статьи 66 названного Закона.
При этом в составе первой части заявки ООО "Торговый дом "Черномор" наряду с конкретными показателями товара указало "производитель - Россия", что послужило основанием для обращения этого участника в антимонопольный орган с жалобой на действия аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Управление вынесло решение от 26.06.2015 по делу N 06/297-15, которым жалоба ООО "Торговый дом "Черномор" признана обоснованной (пункт 1), а заказчик нарушившим требования пункта 11 части 1 статьи 64, части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ (с изменениями) (пункт 2).
Полагая, что указанное решение в первой части является незаконным и нарушает его права, Учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Суд пришел к выводу, что ООО "Торговый дом "Черномор" достаточно указано сведений, позволяющих заказчику идентифицировать наименование страны происхождения товара. Отсутствие в заявке словосочетания "страна происхождения товара" не свидетельствует о непредставлении информации о стране происхождения товара, явившейся основанием отказа в допуске участнику аукциона.
Суд апелляционной инстанции, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителей, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Законом N 44-ФЗ урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, требования к содержанию первой части заявки утверждены заказчиком в разделе 2 документации о проведении электронного аукциона на право заключить контракт, из которого следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование страны происхождения товара (т. 1, л.д. 108).
Понятие "страна происхождения товара" определено в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), согласно пункту 1 статьи 58 которого страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
В рассматриваемом случае первая часть заявки общества в графе "Производитель" (т. 1, л.д. 83) содержит необходимые сведения о производителе с указанием наименования конкретной страны - Россия.
Податель жалобы сослался на невозможность сделать однозначный вывод о том, что в названной заявке указано именно наименование страны происхождения товара при размещении данных сведений в графе, содержащей слово "Производитель". Данное обстоятельство, по его мнению, свидетельствует о невозможности с очевидностью сделать вывод о происхождении товара.
Между тем заказчик в аукционной документации не указал на порядок изложения в заявке сведений о наименовании страны происхождения товара. Поэтому ссылка подателя жалобы на невозможность однозначно определить, в какой стране произведен предлагаемый к поставке товар, подлежит отклонению.
Кроме того, как указано выше, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (часть 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Поставка субпродуктов" от 16.06.2015 обществу, зарегистрированному по номером 3, отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, по причине непредставления сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ - отсутствует наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, как указано выше, соответствующая информация в заявке имелась и ее недостоверность или несоответствие требованиям аукционной документации комиссией не установлена.
Таким образом, учитывая, что заявка содержала в себе указание на наименование страны происхождения товара, необходимая информация в первой части заявки отражена, а аукционной документацией каких-либо рекомендаций к изложению сведений с целью единообразного и объективного подхода к оценке заявок не содержалось, аукционной комиссией заказчика не установлена ни ее недостоверность, ни ее несоответствие требованиям аукционной документации; способ указания участником закупки в отклоненной Учреждением заявке наименования страны происхождения товара соответствовал требованиям Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия неправомерно отказала обществу в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ. Какой-либо неоднозначности в понимании наименования страны происхождения товара, с учетом требований раздела 2 аукционной документации, спорная заявка не содержала.
Апелляционная инстанция отмечает, что в отсутствие более конкретного и определенного на момент размещения спорного заказа правового регулирования данного вопроса в самом Законе N 44-ФЗ, указание в заявке участника наименования страны производителя товара - "производитель Россия", следует признать соответствующим закону и требованиям спорной аукционной документации, иное свидетельствовало бы о недопустимом и формальном ограничении количества участников размещения заказа и необоснованном отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоблюдении заявителем положений части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, нарушение которой правильно установлено антимонопольным органом в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения антимонопольного органа по делу N 06/297-15 от 26.06.2015 у суда первой инстанции не имелось.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении. Иная оценка заявителем установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм права.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьёй 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы заявителю в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500 рублей, в то время как фактически им уплачено 2 000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 500 рублей по платежному поручению от 17.02.2016 N 2878 подлежит возврату Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" из федерального бюджета.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные учреждением по уплате государственной пошлины в сумме 1500,00 руб. за подачу апелляционной жалобы, относятся апелляционным судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2016 года по делу N А83-4646/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" (ИНН 9110089047, ОГРН 1159102004962) из федерального бюджета 500,00 рублей (пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 17.02.2016 N 2878.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4646/2015
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "САНАТОРИЙ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ