Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2016 г. N Ф08-4591/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 апреля 2016 г. |
дело N А32-34621/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Смотровой, М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: директор Токарев О.В., представитель Иванова Е.В. по доверенности от 17.02.2016 г.,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2015 по делу N А32-34621/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сочижилстрой"
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования город Сочи
об оспаривании действий администрации связанных с отказом в выдаче разрешения на строительство
принятое в составе судьи Присяжннюка А.Г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сочижилстрой" (далее - ООО "Сочижилстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Сочи (далее - администрация) о признании незаконным решения Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования город Сочи (далее - департамент) от 01.09.2015 (исх. N 21.01021/21096) об отказе ООО "Сочижилстрой" в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирная жилая застройка с подземной автостоянкой по ул. Виноградной, 45а Центрального района города Сочи III этап" и обязании департамента выдать обществу разрешение на строительство объекта "Многоквартирная жилая застройка с подземной автостоянкой по ул. Виноградной, 45а Центрального района города Сочи III этап" на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203012:13 сроком на 24 месяца, со следующими параметрами строительства: площадь застройки - 4911,00 кв. м., в том числе жилого дома - 1574,40 кв. м.; общая площадь жилого здания -30001,70 кв. м., общая площадь встроенно-пристроенной автостоянки - 8032,40 кв. м.; строительный объем -133306,30 куб. м.; количество этажей - 25 (включая цокольный и подземный) (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.12.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение департамента от 01.09.2015 (исх.N 21.01021/21096) об отказе ООО "Сочижилстрой" в выдаче разрешений разрешения на строительство объекта "Многоквартирная жилая застройка с подземной автостоянкой по ул. Виноградной, 45а Центрального района города Сочи III этап" на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203012:13 сроком на 24 месяца, начало срока которого исчислять с даты выдачи разрешения, на департамент возложена обязанность выдать разрешение на строительство объекта "Многоквартирная жилая застройка с подземной автостоянкой по ул.Виноградной, 45а Центрального района города Сочи III этап" на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203012:13 сроком на 24 месяца, начало срока которого исчислять с даты выдачи разрешения.
Судебный акт мотивирован тем, что при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта заявителем представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе необходимая техническая документация и положительное заключения негосударственной экспертизы N 23-1-4-0217-13 от 22.03.2013 на строительство объекта "Многоквартирная жилая застройка с подземной автостоянкой по ул. Виноградной, 45а в Центральном районе города Сочи III этап".
Не согласившись с принятым решением, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что утвержденные до вступления в силу Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1996 округа санитарной охраны курортов не утратили правовой статус и считаются округами горно-санитарной охраны, обществом не представлено заключение государственной экспертизы, а также правоустанавливающие документы на земельный участок. Представленный обществом договор аренды от 06.06.2007 N 4900004215 заключен до принятия Федерального закона N 244-ФЗ, следовательно, у администрации не имелось полномочий на предоставление участка в аренду. Заявителем не уточнены реквизиты используемого градостроительного плана.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.08.2015 ООО "Сочижилстрой" обратилось в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования город Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирная жилая застройка с подземной автостоянкой по ул. Виноградной, 45а Центрального района города Сочи III этап" в Центральном районе города Сочи с приложением всех необходимых документов, согласно ГрК РФ и постановления администрации города Сочи N 2406 от 01.11.2013 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства".
Решением департамента от 01.09.2015 в выдаче разрешения на строительство обществу отказано со ссылкой на необходимость уточнить реквизиты используемого градостроительного плана, так как в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности содержатся сведения о двух градостроительных планах, выданных обществу.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, поскольку градостроительный план N RU 2330900000-000000000001154, предоставленный при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство уже использовался ранее при строительстве на этом же земельном участке двух многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию, ООО "Сочижилстрой" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными судом при одновременном несоответствии их закону (иному нормативному акту) и нарушении прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного Кодекса, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1), проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям (2), выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
В силу норм части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В соответствии с положениями статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Из содержания приведенных норм Градостроительного кодекса следует, что процедура утверждения градостроительного плана земельного участка предшествует получению разрешения на строительство. Проектная документация проходит проверку на соответствие градостроительному плану, по результатам которой уполномоченный орган принимает решение о возможности осуществления строительства (о наличии оснований для выдачи соответствующего разрешения).
Из материалов дела усматривается, что в составе документов для получения разрешения на строительство обществом представлено заключение государственной экспертизы проектной документации от 22.03.2013.
Основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство послужило указание в данном заключении на то обстоятельство, что проектная документация разработана на основании градостроительного плана N RU233090000-000000000001154, утвержденного 23.01.2013. Поскольку в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности имеются сведения о выдаче обществу двух градостроительных планов от 30.10.2007 и от 26.12.2012, обществу предложено уточнить используемый градостроительный план.
Таким образом, поскольку проектная документация проходит проверку на соответствие градостроительному плану, по результатам которой уполномоченный орган принимает решение о возможности осуществления строительства, следовательно, требование департамента об уточнении представленных обществом для получения разрешения на строительство сведений требований градостроительного законодательства не нарушает.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса устанавливает, что подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика, результатов инженерных изысканий и градостроительного плана земельного участка.
Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, регламентировано Градостроительным кодексом.
Часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса определяет, что не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной данной статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлены органы, которые организуют и проводят государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов.
Предметом государственной экспертизы в силу ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.
Указанный документ предоставляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган в составе перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Согласно статье 16 Закона N 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи спорный земельный участок расположен в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта Сочи, на территории которой запрещено размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Таким образом, в силу части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент обращение за получением разрешения на строительство, установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.
Указанный документ предоставляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган в составе перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На момент подачи обществом пакета документов для получения разрешения на строительство действующее законодательство применительно к рассматриваемой ситуации предусматривало в качестве необходимого требования наличие государственной экологической экспертизы проектной документации.
Письмом Росприроднадзора от 09.02.2016 подтверждается необходимость в данном случае проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Материалы дела свидетельствуют о том, что государственная экологическая экспертиза в порядке части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса обществом не проведена.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, обществом для получения разрешения на строительство представлен не полный пакет документов, необходимый для получения разрешения на строительство, в связи с чем отказ в выдаче разрешения на строительство не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу положений статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы общества о предоставлении полного и соответствующего требованиям градостроительного законодательства пакета документов не основаны на относимых и допустимых доказательствах.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2015 по делу N А32-34621/2015 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34621/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2016 г. N Ф08-4591/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Сочижилстрой"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Сочи
Третье лицо: Администрация Сочи, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи