г. Пермь |
|
06 мая 2016 г. |
Дело N А60-51572/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя Нижнетагильского МУП "Горэнерго" (ИНН 6623053107, ОГРН 1086623007998) - Рыбаков И.В., паспорт, доверенность от 06.08.2015, определение от 14.12.2015; Головков С.П., удостоверение, по устному ходатайству (ч. 4 ст. 61 АПК РФ):
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) - Мочалов Е.С., удостоверение, доверенность от 19.01.2015, Гордиенко Е.И., удостоверение, доверенность от 28.09.2015;
от заинтересованного лица УФНС России по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238) - Валиев В.В., удостоверение, доверенность от 11.01.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Нижнетагильского МУП "Горэнерго"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2016 года
по делу N А60-51572/2015,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению Нижнетагильского МУП "Горэнерго"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, УФНС России по Свердловской области,
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Нижнетагильское МУП "Горэнерго" (далее - предприятие, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению от 27.4.2015 N 16142/15 и решения УФНС России по Свердловской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 14.07.2015 N 1 о внесении изменений в решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 27.04.2015 N 16143/15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и 16142/15 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в сумме 21 834 014 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что решение суда подлежит отмене, так как суд неверно определил значимые для дела обстоятельства, не оценил доводы налогоплательщика, а именно: расчетам на основе формул, которые объясняли предполагаемые причины потерь распределенного тепла, неверно применил нормы материального права. Факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды не доказан.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представители налоговой инспекции и Управления в соответствии с доводами письменных отзывов просили решение суда оставить без изменения, жалобу налогоплательщика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 года, представленной НТМУП "Горэнерго", в которой общая сумма налога, заявленная к возмещению, составила 26 967 341 руб.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом заявленная к возмещению сумма налога подтверждена частично, (решение от 18.11.2014 N 13601/15 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению).
Налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.11.2014 N 23576/15.
Инспекцией вынесены решения от 27.04.2015 N 16141/15 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 184 442 руб., N 16143/15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 16142/15 об отказе в возмещении частично суммы НДС в размере 21 834 014 руб., заявленной к возмещению по уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 года.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что по корректировочным счетам-фактурам ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" дополнительно предъявило в адрес заявителя объемы тепловой энергии и горячей воды, которые фактически не были реализованы НТМУП "Горэнерго" абонентам.
При этом налоговый орган пришел к выводу о неправомерности включения в состав налоговых вычетов НДС, предъявленного ОАО "НПК "Уралвагонзавод".
На решения инспекции от 27.04.2015 N N 16143/15, 16142/15 предприятием подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, которая решением Управления от 04.06.2015 N 643/15 оставлена без рассмотрения в связи с отсутствием у представителя доверенности на право подачи жалобы от имени НТМУП "Горэнерго".
14.07.2015 Управлением вынесено решение N 1 о внесении изменений в решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 27.04.2015 N 16143/15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и 16142/15 об отказе в возмещении частично суммы НДС, которым было отменено ранее вынесенное решение от 27.04.2015 N 16143/15 и изменено решение от 27.04.2015N 16142/15, где применение налоговых вычетов по НДС в размере 58 436 407 руб. признанно обоснованным и установлено занижение предприятием налоговой базы НДС в сумме 21 834 014 руб.
При этом в своем решении Управление указало на то, что стоимость тепловой энергии и горячей воды, распределенной абонентам, но не предъявленной им по счетам-фактурам НТ МУП "Горэнерго" обязано включить в налоговую базу.
Не согласившись с решениями инспекции от 27.04.2015 N N 16143/15, 16142/15, а также с решением Управления от 14.07.2015 N 1, полагая, что указанные ненормативные акты не соответствуют НК РФ, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции отметил, что имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи подтверждают недостоверность, противоречивость представленных заявителем документов, опровергают реальность несения предприятием потерь в заявленных количествах, свидетельствуют об утрате предприятием контроля над потерями и несовершении с его стороны необходимых действий по их уменьшению. Судом подтверждена правомерность применения вычетов в заявленных налогоплательщиком суммах в полном объеме, поскольку принятая от ОАО "НПК "Уралвагонзавод" тепловая энергия была направлена в адрес конечных потребителей. При этом суд указал на то, что документы, представленные предприятием в подтверждение потерь энергии и теплоносителя, являются внутренними документами данной организации, представленные обобщенные данные не подтверждены документами, отвечающим требованиям ст. 68 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во втором квартале 2014 года ОАО "НПК "Уралвагонзавод" выставлены в адрес заявителя корректирующие счета-фактуры с выделенной суммой НДС в размере 21 834 014 руб., который предъявлен обществом к налоговому вычету.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу, что в связи с потерями в процессе транспортировки теплоэнергия не была реализована, поэтому в силу пункта 1 статьи 39 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса у налогоплательщика не возникает объекта обложения НДС, в связи с чем, согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса, у заявителя отсутствует право на налоговый вычет в сумме 21 834 014 руб.
Этот вывод не является верным в силу следующего.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплена обязанность энергоснабжающей организации по подаче абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии и обязанность абонента по оплате принятой энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданский кодекс).
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии до конечных потребителей, в ходе ее транспортировки часть энергии теряется, не доходя до конечных потребителей, и поэтому она не оплачивается энергоснабжающей организации. Утраченная в сетях тепловая энергия относится к нормативным потерям энергоснабжающей организации.
Судом установлено, что налогоплательщик покупал у ОАО "НПК "Уралвагонзавод" по корректирующим счетам-фактурам тепловую энергию в целях компенсации технологических потерь, возникающих в процессе ее транспортировки и потребления (сверхнормативного), следовательно, в отношении количества энергии, не дошедшей до потребителей (и/или не подлежащей оплате), энергосетевая организация по отношению к энергоснабжающей организации выступает в качестве потребителя, приобретающего теплоэнергию по регулируемым тарифам (ценам) с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для осуществления операций, облагаемых НДС - оказания услуг по передаче тепловой энергии. Таким образом у общества возникает обязанность по оплате стоимости энергии на основании статьи 544 Гражданского кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
В данном случае происходит передача на возмездной основе права собственности на теплоэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, как на необходимую составную часть материальных затрат для осуществления обществом деятельности по передаче тепловой энергии, что является объектом налогообложения НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса, поэтому налогоплательщик обоснованно воспользовался правом на вычет по НДС.
Поскольку услуги по передаче теплоэнергии являются операциями, облагаемыми налогом на добавленную стоимость, и приобретение теплоэнергии для компенсации сверхнормативных потерь в сетях непосредственно связано с этой деятельностью и осуществляется в силу прямого указания закона, сетевая организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком энергии.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 29.07.2015 по делу N 303-КГ15-1752.
Таким образом, решение налоговой инстанции от 27.04.2015 является недействительным как противоречащее нормам материального права и нарушающее права налогоплательщика.
Управления в решении от 14.07.2015 N 1, придя к выводам о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов, изменило решение инспекции, доначислив налогоплательщику НДС в аналогичной сумме в связи с занижением налоговой базы на сумму 121 300 078 руб.
Однако, решение Управления также подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и(или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и(или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Налогоплательщик является сетевой организацией.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и(или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и(или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В пункте 5 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, выделено два вида потерь тепловой энергии: фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, подлежащие компенсации собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с обязательным использованием регулируемых тарифов; нормативные (технологические) потери, являющиеся составной частью фактических потерь, но которые в размере нормативов, утверждаемых уполномоченным государственным органом, учитываются при утверждении тарифов в сфере теплоснабжения, а, следовательно, оплачиваются потребителем и компенсируются теплосетевым или теплоснабжающим организациям за счет тарифа.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии до конечных потребителей часть энергии теряется, не доходя до конечных потребителей, поэтому она не оплачивается этими потребителями теплоснабжающей организации. В отношении количества тепловой энергии, поступившей в сеть сетевой организации и не дошедшей до потребителей (фактические потери), у сетевой организации возникает обязанность перед теплоснабжающей организацией по оплате стоимости такой тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходов на эксплуатацию тепловых сетей; расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
Пунктом 61.2 Методических указаний предусмотрено, что в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них; затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии.
Пунктом 61.3 Методических указаний установлено, что расходы на компенсацию указанных в подпункте 61.2 настоящих Методических указаний потерь и затрат ресурсов определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями).
В письме от 18.02.2005 N СН-570/14 "О разъяснениях к Методическим указаниям" ФСТ России, как орган, утвердивший Методические указания, в рамках своей компетенции указала, что плата за услуги по передаче тепловой энергии представляет собой сумму платежей за содержание тепловых сетей и за потери тепловой энергии. При этом принимается во внимание, что регулируемая организация осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и одновременно по ее продаже потребителям. В этом случае нормативные технологические потери тепловой энергии указанной организации включаются в состав необходимой валовой выручки этой организации.
Размер фактических потерь представляет собой разность между количеством тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть теплосетевой организации, и отпущенной потребителям.
Как следует из материалов дела, пояснений налогоплательщика, фактические потери плательщика вызваны несколькими факторами: технологические потери (компенсируемые за счет включения их стоимости в тариф), сверхнормативные технологические потери (утечки, вызванные состоянием теплосети).
Поскольку дополнительно полученная тепловая энергия в связи с потерями в процессе ее транспортировки не была реализована, выводы суда о о правомерности доначисления налога основаны на неправильном толковании норм права.
При этом суд не принял во внимание отсутствие в Налоговом кодексе РФ норм, позволяющих исчислять НДС от нереализованного объема.
Управление, не определив природу потерь в теплосети, без учета особенности производственной деятельности налогоплательщика пришло к выводу о том, что вся приобретенная у теплоснабжающей организации теплоэнергия была реализована потребителям.
Кроме того, при принятии решения Управлением не было учтено следующее.
Налогоплательщик является сетевой организацией, оказывающей услуги по поставке теплоэнергии, в том числе потребителям в многоквартирные дома, как оборудованные, так и не оборудованные приборами учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правоотношения поставщика (налогоплательщика) и потребителей теплоэнергии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в действующей части, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из методики, предусмотренной Правилами N 307 и Правилами N 354, общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, определяется с учетом показаний индивидуальных приборов учета, а в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, а также объема этого ресурса на общедомовые нужды.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При фактическом использовании потребителями теплоэнергии в объеме, превышающем установленный норматив потребления, налогоплательщик лишен возможности получить оплату за поставленную энергию.
Поскольку вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственности в виде возмещения убытков в связи со сверхнормативным потреблением гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлено, стоимость переданной, но не подлежащей оплате теплоэнергии не может быть включена в налоговую базу по НДС, так как фактической реализации в адрес потребителей в рассматриваемом случае не происходит, потребитель получает сверхнормативный объем непосредственно из сети налогоплательщика (вне его воли), стоимость неоплаченной энергии представляет собой убытки теплоснабжающей или теплосетевой компании.
При этом действующим законодательством включение в налоговую базу по НДС убытков не предусмотрено.
Принимая решение, обжалуемое заявителем, Управление при исчислении налога не использовало данные налогоплательщика, а именно: своды по котельным и относящимся к ним перечень жилых домов с указанием площади жилого дома в кв.м.; площади жилых помещений в кв.м., площади нежилых помещений в кв.м.; количество проживающих; показатели по месячному расходу отопления; показатели по месячному расходу воды; показатели по месячному расходу по ГВС; как на общедомовые нужды, так и на собственное потребление с учетом указаний адресного списка домов, в которых установлены приборы учета тепловой энергии с указанием показателей, не был запрошен расчет по фактически использованному объему населением.
Фактически Управлением без учета вышеприведенных норм права определена налоговая база, исходя из стоимости приобретенной энергии, что противоречит положениям ст. 154 НК РФ. Управление обязано было воспользоваться первичными документами налогоплательщика и исчислить налоговые обязательства в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как установлено ранее, на решения инспекции от 27.04.2015 N N 16143/15, 16142/15 предприятием подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, которая решением Управления от 04.06.2015 N 643/15 оставлена без рассмотрения в связи с отсутствием доверенности на право подачи жалобы от имени НТМУП "Горэнерго".
Однако 14.07.2015 Управлением вынесено решение N 1 о внесении изменений в решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 27.04.2015 N 16143/15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и 16142/15 об отказе в возмещении частично суммы НДС, которым было отменено ранее вынесенное решение от 27.04.2015 N 16143/15 и изменено решение от 27.04.2015N 16142/15, где применение налоговых вычетов по НДС в размере 58 436 407 руб. признанно обоснованным и установлено занижение предприятием налоговой базы НДС в сумме 21 834 014 руб.
При этом, указанное решение вынесено вне процедуры налогового контроля.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 21, статьи 137 Кодекса налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Пунктом 2 статьи 101.2 Кодекса предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 140 Кодекса жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
В соответствии с пунктом 2 статьи 140 Кодекса по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Поскольку вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе, он не вправе по итогам ее рассмотрения принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением налогового органа. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения.
В рассматриваемом случае отсутствуют доказательства принятия Управлением решения от 14.07.2015 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, поскольку апелляционная жалоба оставлена без рассмотрения ранее принятым решением от 04.06.2015. Повторную апелляционную жалобу предприятие не подавало.
При этом, оспариваемое решение не может быть признано вынесенным в порядке п. 10 ст. 89 НК РФ, поскольку отсутствует решение о проведении повторной проверки, доказательства его вручения налогоплательщику и иные, предусмотренные законодательством, обязательные этапы ее проведения.
В силу положений Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 21, 22 и 101) налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита прав и законных интересов, их праву на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки корреспондирует обязанность налогового органа известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Пунктом 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено, в частности, право налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов.
Статья 101 НК РФ регламентирует порядок производства по делу о налоговом правонарушении, в том числе устанавливает процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включающую в себя ряд требований к должностным лицам налоговых органов и условий осуществления ими отдельных процессуальных действий. В связи с тем, что целью такого правового регулирования является создание системы гарантий прав налогоплательщиков, федеральный законодатель предусмотрел в качестве возможного правового последствия несоблюдения должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, отмену решения налогового органа (пункт 14 статьи 101).
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными конституционными предписаниями, при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе относительно сумм налоговых платежей, критерий законно установленного налога - применительно к конкретным правоотношениям - предполагает разрешение этого спора не только в соответствии с устанавливающим тот или иной налог законом, но и в законных процедурах (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П).
Пленум ВАС РФ в пункте 75 Постановления N 57 разъяснил, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривая в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Управление, установив фактически новые обстоятельства (вне рамок налогового контроля), которые не были установлены при проведении камеральной проверки, приняло новое решение, которое нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него обязанности, создает иные препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ссылки Управления в решении от 14.07.2015 N 1 на п. 3 ст. 31 НК РФ с учетом того, что названное решение принято не по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, или по результатам повторной налоговой проверки, а по инициативе Управления, неправомерны, поскольку основания реализации соответствующих прав налогового органа прописаны в ст. 89, 140 НК РФ.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции вышеприведенные обстоятельства не установил, доводы налогоплательщика не оценил, а также не проверил полномочия вышестоящего налогового органа на принятие решения в отношении налогоплательщика вне рамок налогового контроля, что повлекло принятие решения с нарушением норм материального права.
Таким образом, решение суда подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ, апелляционная жалоба - удовлетворению.
С учетом результатов судебного разбирательства, в соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с инспекции и Управления в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2016 года по делу N А60-51572/2015 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской от 27.4.2015 N 16142/15 и решение УФНС России по Свердловской области от 14.07.2015 N 1 как несоответствующие НК РФ и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) в пользу Нижнетагильского МУП "Горэнерго" (ИНН 6623053107, ОГРН 1086623007998) судебные расходы в виде госпошлины в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Взыскать с УФНС России по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238) в пользу Нижнетагильского МУП "Горэнерго" (ИНН 6623053107, ОГРН 1086623007998) судебные расходы в виде госпошлины в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-51572/2015
Истец: НИЖНЕТАГИЛЬСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОРЭНЕРГО"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области