г. Киров |
|
06 мая 2016 г. |
Дело N А29-13419/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Устюжанинова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2016 по делу N А29-13419/2015, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Паниотова С.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Горняцкое" (ИНН: 1103006888; ОГРН: 1121103001436)
к муниципальному образованию городскому округу "Воркута" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523; ОГРН: 1021100807716)
и муниципальному образованию городскому округу "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696; ОГРН: 1091103000010)
о взыскании долга,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Горняцкое" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному образованию городскому округу "Воркута" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, МОГО "Воркута", Администрация, Управление) о взыскании долга в сумме 45 002 рубля 23 копейки на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2013 N Горн-2013/12 за оказанные (выполненные) в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее - Договор от 01.07.2013, Договор, МКД).
Решением от 24.02.2016, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены.
Администрация, не согласившись с данным судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Администрации, обжалуемое решение принято с нарушением процессуальных норм и при недоказанности обстоятельств, которые суд первой инстанции счел установленными.
В жалобе пояснено, что судебный акт вынесен о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и тем самым, имеется безусловное основание для его отмены. Также по условиям Договора от 01.07.2013 оплата услуг истца осуществляется на основании расчетных и платежных документов, которые ни в Управление, ни в Администрацию не поступали, а также Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт оказания услуг в спорный период. Кроме того, суд при вынесении обжалуемого решения неправомерно сослался на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10, от 17.04.2012 N 15222/11 (далее - ВАС РФ, Постановление NN 4910/10, 16646/10, 15222/11). Данные акты не могут применяться в качестве мотивов возложения на ответчика в лице Управления обязанности по оплате содержания и ремонта общего имущества МКД.
Общество и Управление отзывы на жалобу не направили.
В силу статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено без участия сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом и не явившихся в апелляционный суд, в том числе, с учетом ходатайства Администрации о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, согласно пункту 68 протоколов от 27.06.2013 N 2 и от 28.06.2013 N 3, составленных в ходе конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, Общество признано победителем названного конкурса. В частности, в отношении МКД, расположенного по адресу: город Воркута, улица Бульвар Пищевиков, дом 3 (далее - МКД-Пищевиков-3; том 1, л.д. 75-82).
В связи с этим между Обществом (Управляющей организацией) и собственниками помещений МКД, включая, представителя собственника помещений, находящихся в казне МОГО "Воркута" в лице начальника Управления, заключен Договор от 01.07.2013 (том 1, л.д. 22-64).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Договора Управляющая организация в течение срока его действия (с 01.07.2013 по 31.12.2014) по заданию собственников помещений за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД, а именно:
- оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в порядке, установленном в разделе 4.1 Договора;
- предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями в МКД в порядке, установленном в разделе 4.2 Договора;
Пунктом 4.1.1 Договора от 01.07.2013 установлено, что перечень выполняемых работ и оказываемых услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества приведен в приложениях N 11 и N 12.
В пункте 4.1.3 Договора от 01.07.2013 определено, что Управляющая организация удостоверяет выполнение работ и оказание услуг отчетом об оказании услуг и выполнении работ, актом о приемке оказанных услуг и выполненных работ, которые составляются за каждый месяц по формам, указанным, соответственно, в приложениях N 13 и N 14 (далее - Акт, Отчет).
Сдача-приемка выполненных работ, оказанных услуг удостоверяется Актами, подписанными Управляющей организацией и уполномоченным лицом, принимающим работы. Акты составляет Управляющая организация. В случае не подписания Акта уполномоченным лицом без обоснованных причин в течение пяти рабочих дней со дня его направления уполномоченному лицу, Акт подписывается Управляющей организацией в одностороннем порядке. Работы, услуги, удостоверенные односторонним Актом в указанном случае, считаются принятыми собственниками.
В силу пунктов 5.1, 5.3, 6.1.1, 6.1.2 Договора от 01.07.2013 его цена устанавливается, среди прочего, в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, указанной в приложениях N 11 и N 12 в расчете на один месяц и один квадратный метр общей площади помещений в МКД.
Плата за содержание и ремонт помещения для каждого собственника помещения определяется ежемесячно, исходя из обозначенного выше размера стоимости выполненных работ, оказанных услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества и доли каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения.
Пунктами 6.3.1, 6.3.2 и 6.3.3 Договора от 01.07.2013 предусмотрено, что плата за содержание и ремонт помещения, коммунальные услуги вносится лицами, обязанными вносить такую плату в соответствии с жилищным законодательством и Договором, в Управляющую организацию, в том числе, через ее платежных агентов.
Срок внесения платы - до 30 числа месяца, следующего за расчетным. Плата вносится на основании расчетных и платежных документов, составляемых представителем Управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
При этом, как следует из приложения N 11, ежемесячная плата за содержание и текущий ремонт помещений в МКД установлена в размере 12 рублей 17 копеек за 1 квадратный метр площади помещений.
В период с 01.07.2014 по 31.12.2014 истец осуществлял обслуживание МКД-Пищевиков-3, содержание и ремонт общедомового имущества, а у ответчика в этом МКД находилось в собственности встроенное нежилое помещение общей площадью 616,3 квадратных метров (далее - Помещение).
Для оплаты истец выставил ответчику счета-фактуры от 31.07.2014 N 2014/07/0089, от 31.08.2014 N 2014/08/0091, от 30.09.2014 N 2014/09/0080, от 31.10.2015 N 2014/10/0088, от 28.11.2014 N 2014/11/0095, от 31.12.2014 N 2014/12/0077 (далее - Счета-фактуры; том 1, л.д. 89-94).
В подтверждение исполнения истцом Договора от 01.07.2013 в спорный период представлены Отчеты и Акты, подписанные в одностороннем порядке. Также представлены доказательства направления в адрес ответчика и получения им Актов, Отчетов и Счетов-фактур (том 1, л.д. 83-88, 95-139).
Ввиду того, что ответчик оплату Счетов-фактур не произвел, за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 за ним, по расчету истца, образовался долг в размере 45 002 рубля 23 копейки.
Претензия истца от 17.08.2015 N 1-16/1487 об оплате долга, полученная ответчиком 17.08.2015, оставлена им без ответа и удовлетворения (том 1, л.д. 140-141).
В связи с этим Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к МОГО "Воркута" в лице Администрации и в лице Управления о взыскании долга (том 1, л.д. 10-16).
Определением от 23.12.2015 суд первой инстанции принял заявленные истцом требования к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в срок до 22.01.2016 ответчику предложил представить отзыв на иск с документами, обосновывающими возражения, в срок до 15.02.2016 сторонам - дополнительные доказательства (том 1, л.д. 1-2).
Копия данного определения направлена сторонам заказными письмами с уведомлениями о вручении по юридическим адресам 24.12.2015 и получена, в частности, ответчиком 30.12.2015. Также данный судебный акт размещен в сети "Интернет" в общедоступном информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" 24.12.2015 (том 1, л.д. 3-6).
Также в ответ на требование об истребовании доказательств, изложенное в указанном определении, в дело поступили уведомление Управления Росреестра по Республике Коми от 26.12.2015 N 11/001/033/2015-4031, выписка из реестра объектов недвижимого имущества МОГО "Воркута" от 18.01.2016 N 223-43. В упомянутом уведомлении регистрирующий орган сообщил об отсутствии запрашиваемой информации о переходе прав на Помещение, а в названной выписке отражено, что Помещение является муниципальной собственностью и входит в состав казны МОГО "Воркута" (том 2, л.д. 23-27).
Ответчиком отзыв на иск не представлен.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался статьями 9, 65, 110, 228, 229 АПК РФ, 209, 210, 215, 249, 309, 702, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, решениями Совета МОГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90, от 17.12.2012 N 203, от 01.06.2013 N 270, от 24.11.2014 N 636, Постановлениями NN 4910/10, 16646/10 (далее - ГК РФ, ЖК РФ, НК РФ, Решения NN 90, 203, 270, 636). Оценив материалы дела, суд признал, что МОГО "Воркута", являясь собственником помещения в МКД, находящемся в управлении Общества, несет расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. Стоимость оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества истцом подтверждена и ответчиком не оспорена. Заявленная в иске сумма подлежит взысканию с ответчика в лице Управления за счет казны МОГО "Воркута", поскольку Управление осуществляет представление интересов ответчика при управлении МКД, функции по содержанию помещений, входящих в состав МКД и находящихся в казне муниципального образования, является в пределах обозначенной компетенции главным распорядителем бюджетных средств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В силу статьи 65 и части 1 статьи 168 АПК РФ обстоятельства спора определяются по доказательствам, представленным сторонами, и с учетом подлежащих применению правовых норм влекут установление наличия либо отсутствия подлежащего судебной защите права и, соответственно, принятие решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении иска полностью или в части.
Документы дела показывают, что иск заявлен в защиту права истца на своевременное получение от ответчика платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, находящегося в управлении истца и имеющего в составе помещения, принадлежащие ответчику на праве собственности.
В статьях 8 и 12 ГК РФ отражено, что основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются закон, договор, а способом защиты нарушенного гражданского права - пресечение действий, нарушающих право.
Из пунктов 2, 3 статьи 125 ГК РФ следует, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со статьей 215 ГК РФ муниципальным образованиям на праве собственности может принадлежать имущество, которое в таком случае является муниципальной собственностью и составляет, если не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями, муниципальную казну. От имени муниципального образования права собственника указанного имущества осуществляют названные выше лица.
Исходя из статей 210, 249 ГК РФ, собственник несет бремя содержания имущества, если иное не установлено законом или договором. Каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По смыслу статей 288, 290 ГК РФ, 36, 37, 39, 154, 155, 158, 161, 162 ЖК РФ в МКД собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым или нежилым помещением, а также наделен правом общей долевой собственности в отношении общего имущества. Доля в праве на данное имущество и доля обязательных расходов на его содержание определяется пропорционально размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения.
Обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы за содержание помещения, включающей, среди прочего, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
При этом, в случае управления МКД управляющей организацией, названная обязанность осуществляется и с учетом договора управления МКД, поскольку в нем согласовывается порядок определения и внесения платы за содержание помещения, в том числе, платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Согласно положениям статей 307, 309, 310, 314 ГК РФ в договорном обязательстве должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями, требованиями закона, иных правовых актов, в том числе в предусмотренный обязательством или законом срок. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Таким образом, муниципальное образование в лице уполномоченного органа относительно помещений, входящих в состав МКД, относящихся к муниципальной собственности и не закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями, в силу закона, а равно с учетом договора управления обязано нести расходы на содержание общего имущества МКД пропорционально доле находящихся в муниципальной собственности помещений. В том числе, в размере платы, установленной в предусмотренном законом порядке, и, как правило, если иное не установлено законом и договором, вне зависимости от того, имело ли место фактическое использование находящихся в муниципальной собственности помещений, в том числе передавались ли указанные помещения в аренду.
Сказанное согласуется с разъяснениями, приведенными в Постановлениях N N 4910/10, 16646/10, 15222/11, а также в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 N 13112/12, от 04.03.2014 N 17462/13, применение которых поддерживается Верховным Судом Российской Федерации. В частности, в определениях от 08.09.2014 N 301-ЭС14-1735, от 23.10.2015 N 305-ЭС15-13750, от 11.11.2015 N 305-ЭС15-7462, от 11.01.2016 N 308-ЭС15-17114.
Соответственно, в силу закона, а равно, если заключен договор управления МКД, то и с учетом договорных условий, судебным решением в случае неисполнения названной выше обязанности с муниципального образования в лице уполномоченного органа за счет казны в пользу управляющей организации может быть взыскан долг по оплате содержания общего имущества МКД.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции установлено и в жалобе не опровергнуто, что в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 МКД-Пищевиков-3 находился в управлении Общества, в этом МКД имелось принадлежащее ответчику на праве муниципальной собственности встроенное нежилое помещение общей площадью 616,3 квадратных метров.
Сведения о закреплении данного помещения за муниципальными предприятиями и учреждениями отсутствуют.
В связи с этим ответчику надлежало исполнить обязанность по несению расходов на содержание общего имущества МКД-Пищевиков-3.
Также документами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в месяц составлял 12 рублей 17 копеек за 1 квадратный метр.
Представленные Обществом Акты, Отчеты, Счета-фактуры, а также расчет иска свидетельствуют, что истец в спорный период осуществлял содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, стоимость оказанных им услуг (выполненных работ) определена с учетом условий Договора от 01.07.2013.
При этом, исходя из произведения названных выше площади Помещения, принадлежащего ответчику, и размера платы за содержание и текущий ремонт, в спорном периоде за каждый месяц подлежала внесению плата в сумме 7500 рублей 37 копеек, а всего - 45 002 рубля 23 копейки.
Мотивированных возражений или разногласий относительно правильности исчисления спорной суммы ответчиком ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде не заявлено.
Доказательств осуществления расчета за содержание и текущий ремонт общего имущества, обоснованности отказа от подписания Актов, ненадлежащего исполнения истцом своих обязательств, предъявления в спорный период в установленном порядке требований к истцу об уменьшении размера платы за содержание и текущий ремонт не представлено.
Ссылки в жалобе на то, что оплата услуг истца осуществляется на основании расчетных и платежных документов, которые ни в Управление, ни в Администрацию не поступали, отклоняются как противоречащие документам дела.
На представленных в дело сопроводительных письмах, которыми Общество направляло Акты, Отчеты и Счета-фактуры, имеется отметка об их получении ответчиком.
Аргумент о том, что истцом не подтвержден факт оказания услуг в спорный период, несостоятелен.
В деле имеются документы, в частности, Акты и Отчеты, которые по условиям Договора от 01.07.2013 в правоотношениях сторон удостоверяют как факт исполнения истцом своих обязательств, так и факт сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг. Сведений о том, что данные документы не отвечают критериям надлежащих доказательств, ответчиком не приведено.
Кроме того, в Постановлении N 4910/10 отражено следующее. Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В связи с этим, поскольку наличие у ответчика и неисполнение им обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в МКД-Пищевиков-3 подтверждено, требование истца о взыскании долга в сумме 45 002 рубля 23 копейки является обоснованным.
Также, исходя из Положения об Управлении, утвержденного Решением N 90, действовавшего до 24.11.2014, и утвержденного Решением N 636, действующего с указанной даты, Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности МОГО "Воркута", утвержденного Решением N 270, Решения N 203 "О бюджете МОГО "Воркута" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", суд первой инстанции правомерно установил следующее.
Управление осуществляет функции по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав МКД, находящихся в казне муниципального образования, полномочия по представлению интересов собственника (МОГО "Воркута") при управлении МКД, является в пределах обозначенной компетенции главным распорядителем бюджетных средств.
В бюджете МОГО "Воркута" именно за Управлением закреплены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно признал, что указанная выше сумма подлежит взысканию с МОГО "Воркута" в лице Управления за счет казны.
Довод жалобы о том, что в качестве мотивов возложения на ответчика в лице Управления обязанности по оплате содержания и ремонта общего имущества МКД не могут применяться постановления Президиума ВАС РФ, отклоняется. В силу части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части судебного акта использование ссылок на постановления Президиума ВАС РФ, сохранившие силу, допускается.
С учетом сказанного, апелляционный суд находит, что суд первой инстанции правомерно, правильно применив действующее законодательство и надлежаще оценив представленные доказательства, счел требование истца подлежащим удовлетворению в полном объеме и взыскал с ответчика в лице Управления за счет казны МОГО "Воркута" долг в заявленной сумме.
Таким образом, обжалуемое решение содержит выводы, соответствующие доказательствам и обстоятельствам дела, нормам права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Аргумент в жалобе о том, что обжалуемое решение вынесено о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и тем самым, имеется безусловное основание для его отмены, не принимается.
В подтверждение данного аргумента какое-либо правовое и фактическое обоснование не приведено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы относятся на Администрацию, которая, между тем, исходя из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, освобождена от ее уплаты.
В связи с этим вопрос о распределении судебных расходов в указанной части не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2016 по делу N А29-13419/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
В.А. Устюжанинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-13419/2015
Истец: ООО Управляющая организация Горняцкое
Ответчик: Муниципальное образование городского округа Воркута в лице администрации МОГО Воркута, Муниципальное образование городского округа Воркута в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО Воркута
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Воркута", Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и катрографии по РК