г. Москва |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А41-106620/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2016 года по делу N А41-106620/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Территориального управления Росимущества в Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Газпром", Администрация городского округа Домодедово, Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Страшникова М.В., по доверенности от 16.12.2015 N 474-Д,
от Территориального управления Росимущества в Московской области: Хомякова В.М., по доверенности от 24.04.2015N 180/Д-07,
от ПАО "Газпром": Теленченко О.В. по доверенности от 05.12.2015,
от Администрации городского округа Домодедово: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), в котором просило:
1) признать незаконным отказ Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области, изложенный в письме от 19.10.2015 N 50-50/001-50/001- 50/001/004/2015-9526, в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0010104:13;
2) обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кн 50:28:0010104:13, площадью 1922 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, с разрешенным использованием- под размещение газораспределительной станции "Домодедово".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ОАО "Газпром", Администрация городского округа Домодедово, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.03.2016 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение считает незаконным, принятым с нарушением норм материального права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации городского округа Домодедово Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ТУ ФАУГИ в МО возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ПАО "Газпром", возражал по доводам апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в представленных письменных объяснениях, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" на праве собственности принадлежит здание "ГРС "Домодедово" (город)" назначение: нежилое, общей площадью 116 кв. м, инв. N 15714, лит. 1Б, с условным номером 50-50-28/035/2006-731, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 50-50-28/035/2006-731 от 29.11.2006. Данный объект расположен на земельном участке с кн 50:28:0010104:13, площадью 1922 кв.м., по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Северный, ул.Красноармейская, категория земель- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование- под размещение газораспределительной станции "Домодедово".
Газораспределительная станция "ГРС "Домодедово" (город)" возведена и введена в эксплуатацию в 1963 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28 февраля 1959 N 213, и в данный момент эксплуатируется ООО "Газпром трансгаз Москва" по договору аренды N 01/1600-Д-18/2 от 30 ноября 2011 года, заключенному между ОАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Москва".
Проект границ земельного участка под "ГРС "Домодедово" (город)" окончательно утвержден Постановлением Главы Домодедовского района Московской области N 2485 от 23 июня 2005 года.
Как установлено постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2013 г. по делу N А41-52444/12, принимая во внимание, Постановление Главы Домодедовского района Московской области от 23 июня 2005 года N 2485, согласно которому ООО "Мострансгаз" утверждены проекты границ земельных участков (земли поселений) для размещения газораспределительной станции "Домодедово" в городе Домодедово площадью 1922 кв. м, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии площади спорного земельного участка площади принадлежащего ОАО "Газпром" объекта недвижимости.
В Управление Росреестра по Московской области сотрудником ОАО "Газпром" Арнаутовой А.Н., действующей на основании доверенности от имени Территориального управления ФАУГИ в Московской области подано заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с приложением необходимых документов.
Сообщением от 19 октября 2015 года N 50-50/001-50/001- 50/001/004/2015-9526 ТУ ФАУГИ в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, поскольку земельные участки не относятся в силу закона к землям федеральной собственности, документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований мотивировано тем, что земли, занятые объектом газоснабжения, входящими в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации в силу закона, в связи с чем отказ управления в регистрации права является незаконным и нарушающим права заявителя.
Указанный вывод суда первой инстанции является обоснованным и соответствующим представленным в материалы дела доказательствам.
В силу с абз. 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ установлена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: - которые признаны таковыми федеральными законами; - право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона (Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации") земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, который принадлежит субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, указанный земельный участок в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
Заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с чем у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказы управления от 19 октября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-9526 является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.03.2016 по делу N А41-106620/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-106620/2015
Истец: Территориальное управление Росимущества в Московской области
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Краснознаменск Московской области, Администрация городского окуруга Домодедово Московскоой области, Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", Управление Федеральной слубы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области