г. Вологда |
|
11 мая 2016 г. |
Дело N А05-12130/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2015 года по делу N А05-12130/2015 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
товарищество собственников жилья "Бриз" (ОГРН 1102901001213; ИНН 2901199995; место нахождения: 163020, г. Архангельск, ул. Терехина, дом 6, кв. 70; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекцией Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д.3 8 корп. 1; далее - инспекция) от 07.08.2015 N ОК-03/07-06/179.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2", третье лицо).
Решением суда от 23 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ТГК N 2" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные товариществом требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Инспекция и Общество отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией с целью рассмотрения обращения жильцов дома N 6 по ул. Терехина г. Архангельска на основании распоряжения руководителя инспекции от 05.08.2015 N ОК-02/07-01/528 в период с 15.07.2015 по 05.08.2015 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка правильности определения размера платы за отопление, по итогам которой составлен акт от 05.08.2015 N ОК-02/07-01/528.
В ходе проверки установлено, что согласно актам допуска в эксплуатацию имеющегося в доме узла учета тепловой энергии от 22.10.2012 и от 04.03.2015 в связи с истечением срока поверки коллективный (общедомовой) прибор учета СПТ-941-11 в период с 26.01.2015 по 04.03.2015 был выведен из коммерческого учета.
При этом начисление платы за теплоснабжение в феврале 2015 года в нарушение пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) проводилось исходя из норматива потребления, а не из среднемесячных объемов потребления.
На основании этого инспекцией сделан вывод о нарушении заявителем порядка ценообразования платы за отопление.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 07.08.2015 N ОК-03/07-06/179, которым заявителю предписано в срок до 01.10.2015 произвести перерасчет платы по статье "Отопление" за период с января по март 2015 года жильцам квартиры N 71 дома N 6 по ул. Терехина в г. Архангельске.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, посчитав оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Следовательно, общество является в данном случае исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В пункте 42 (1) Правил N 354 указано, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
Согласно пункту 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее шести месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления - не менее трех месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
В данном случае, как установлено инспекцией при проверке и не опровергнуто обществом, многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, по которому истек срок его эксплуатации в спорный период.
Как установлено при проверке и не оспаривается третьим лицом и обществом, в связи с истечением срока поверки коллективный (общедомовой) прибор учета СПТ-941-11 в период с 26.01.2015 по 04.03.2015 был выведен из коммерческого учета.
Соответственно, инспекцией правомерно сделан вывод о необоснованном начислении обществом потребителю платы за отопление в феврале 2015 года с учетом общедомовых нужд, исходя из нормативов потребления, а не из среднемесячных объемом потребления.
Не могут быть приняты во внимание доводы третьего лица о том, что, поскольку спорный дом не оборудован индивидуальными приборами учета коммунальной услуги по отоплению, инспекцией неправомерно применены положения пункта 59 Правил N 354, поскольку потребитель в составе платы за отопление оплачивает совокупно индивидуальное и общедомовое потребление коммунальной услуги по отоплению. Показания общедомового прибора учета тепловой энергии определяет размер за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении, отдельно плата на общедомовые нужды не рассчитывается.
Третье лицо не представило контрасчет сумм, указанных инспекцией в оспариваемом предписании и на которые общество обязано произвести перерасчет по статье "Отопление".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы третьего лица.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2015 года по делу N А05-12130/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12130/2015
Истец: ТСЖ "Бриз"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО "Территориальное генерирующая компания N2"