Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2016 г. N Ф02-4622/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А19-13499/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королёвой Д.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Иркутской области:
от ДНТ "Листопад": Крюгер А.Г., доверенность от 8 августа 2014 года;
от ТУ Росимущества: Адамян А.В., доверенность от 1 апреля 2016 года;
от прокуратуры Иркутской области: Плотникова И.С., служебное удостоверение ТО N 169127,
от иных лиц, участвующих в деле: не было (извещены),
с участием судьи Арбитражного суда Иркутской области, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Поляковой Е.Г., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Плохотниковой М.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "Листопад" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2016 года по делу N А19-13499/2014 по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Листопад" (место нахождения: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 102, оф. 201; ОГРН 1133850039553, ИНН 3811172574) к Администрации Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (место нахождения: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Дачная, д. 8; ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838) и Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политики Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (место нахождения: Иркутская область, Иркутский район, д. Зорино-Быково, ул. Заречная, д. 15; ОГРН 1043802453738, ИНН 3827016845) о признании недействительным распоряжения от 4 августа 2014 года N 885/з "Об отмене распоряжения председателя Комитета N 53/з от 17.01.2014" и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены распоряжения от 4 августа 2014 года N 885/з "Об отмене распоряжения председателя Комитета N 53/з от 17.01.20-14"; о признании недействительным постановления от 5 августа 2014 года N 3231 "Об отмене постановления администрации Иркутского района N 1346 от 28.03.2014" и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены постановления от 5 августа 2014 года N 3231 "Об отмене постановления администрации Иркутского района N 1346 от 28.03.2014",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (место нахождения: г. Москва, пер. Никольский, д. 9; ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (место нахождения: г. Иркутск, ул. Российская, д. 17; ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" (место нахождения: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный; ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304),
при участии прокуратуры Иркутской области (место нахождения: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 5; ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899) с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле,
(суд первой инстанции: Пенюшов Е.С.)
и установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Листопад" (далее - ДНТ "Листопад", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением:
к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политики Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (далее - Комитет) - о признании недействительным распоряжения от 4 августа 2014 года N 885/з "Об отмене распоряжения председателя Комитета N 53/з от 17.01.2014", об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ "Листопад" путем отмены распоряжения от 4 августа 2014 года N 885/з "Об отмене распоряжения председателя Комитета N 53/3 от 17.01.20-14";
к Администрации Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (далее - Администрация) - о признании недействительным постановления от 5 августа 2014 года N 3231 "Об отмене постановления администрации Иркутского района N 1346 от 28.03.2014", об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ "Листопад" путем отмены постановления от 5 августа 2014 года N 3231 "Об отмене постановления администрации Иркутского района N 1346 от 28.03.2014".
Определениями суда первой инстанции от 25 августа 2014 года (т. 1, л.д. 1-2; т. 2, л.д. 82-83) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества) и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - ФГБОУ "ИГСХА", Академия).
Определением суда первой инстанции от 23 октября 2014 года (т. 1, л.д. 143-145) к участию в деле допущена прокуратура Иркутской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2014 года (т. 2, л.д. 126-136), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года (т. 3, л.д. 167-181), заявленные ДНТ "Листопад" требования удовлетворены, распоряжение Комитета от 4 августа 2014 года N 885/з "Об отмене распоряжения председателя Комитета N 53/з от 17.01.2014" и постановление Администрации от 5 августа 2014 года N 3231 "Об отмене постановления администрации Иркутского района N 1346 от 28.03.2014" признаны недействительными. Суд первой инстанции обязал Комитет и Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества путем отмены соответственно распоряжения от 4 августа 2014 года N 885/з и постановления от 5 августа 2014 года N 3231.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2015 года (т. 4, л.д. 73-84) названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области. Суд кассационной инстанции указал, что факт снятия земельного участка с кадастровым номером 38:06:00000:2527 с государственного кадастрового учета сам по себе не свидетельствует о прекращении права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5142.
По мнению суда кассационной инстанции, судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 9 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ)), не учтена практика применения указанных норм, определенная постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 13225/11. Кроме этого, судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по месту их жительства о предоставлении им земельного участка в указанных целях.
В этой связи Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в том числе: соблюдение процедур регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков органами местного самоуправления по месту жительства граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка органом местного самоуправления; подачи и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельного участка, предусмотренных статьями 13 и 14 Закона N 66-ФЗ; наличия фонда перераспределения земель; нахождения в нем спорного земельного участка, порядка его предоставления, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными указанным законом. На основе установленных фактических обстоятельств в соответствии с указанными нормами земельного и гражданского законодательства необходимо сделать вывод о наличии либо отсутствии права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, полномочий Администрации на распоряжение данным земельным участком, соответствии распоряжения Комитета от 17 января 2014 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка" и постановления Администрации N 1346 от 28 марта 2014 года "О предоставлении земельного участка ДНТ "Листопад", а также оспариваемых распоряжения Комитета от 4 августа 2014 года и постановления Администрации от 5 августа 2014 года, требованиям действующего законодательства, нарушении (отсутствии нарушений) ими прав и законных интересов ДНТ "Листопад".
В ходе повторного рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что согласно решению Думы Иркутского муниципального районного образования N 06-42/рд от 26 февраля 2015 года (т. 3, л.д. 99) Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политики Иркутского районного муниципального образования Иркутской области переименован в Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2016 года в удовлетворении заявленных ДНТ "Листопад" требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спор о праве собственности Российской Федерации и Иркутского районного муниципального образования Иркутской области разрешен указанными субъектами публичной власти в порядке публичных административных процедур. При этом с учетом выраженного в пунктах 56 и 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" правового подхода такой спор не может быть разрешен по заявлению ДНТ "Листопад" в порядке главы 24 АПК Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Товарищество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным.
В обоснование своих доводов ДНТ "Листопад" отмечает, что право безвозмездного пользования принадлежало Товариществу по договору N 216 от 13 мая 2014 года, заключенному на основании постановления Администрации от 28 марта 2014 года N 1346, в связи с чем подлежало защите как соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25 мая 2010 года N 15951/09, заявитель апелляционной жалобы указывает, что возникшие в данном случае гражданские права Товарищества могут быть оспорены только в судебном порядке, тогда как возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается. При наличии заключенного между Комитетом и ДНТ "Листопад" договора безвозмездного срочного пользования земельным участком орган местного самоуправления не вправе во внесудебном порядке признавать утратившим силу постановление, послужившее основанием для заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих право Российской Федерации на спорный земельный участок (с кадастровым номером 38:06:000000:5142). При этом заключение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра) от 30 июля 2014 года N 15-19552 допустимым доказательством не является, поскольку в свидетельстве на право постоянного бессрочного пользования землей N 57 от 27 октября 1993 года отсутствуют границы, описание и местоположение земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2527 границ на местности не имел, его координаты и поворотные точки не были установлены, такой участок был поставлен на кадастровый учет временно как "ранее учтенный", землеустроительная документация на него отсутствует.
Кроме того, ДНТ "Листопад" отмечает, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:2527 в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют ввиду аннулирования сведений о таком участке. Поскольку на момент аннулирования сведений о земельном участке (30 декабря 2012 года) в отношении этого земельного участка государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования ФГБОУ "ИГСХА" не была осуществлена, то решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2012 года по делу N А19-4450/2012 исполнено не было. Само по себе наличии решения суда о признании права постоянного бессрочного пользования на земельный участок без поданного на государственную регистрацию заявления о регистрации права не является правопритязанием, о котором должны иметься сведения в ЕГРП. Следовательно, право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2527 не возникло.
В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы также приводит довод о том, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории, в связи с чем кадастровым паспортом от 14 февраля 2014 года N 3800/601/14-6616 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5142 относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для дачного строительства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
В отзывах на апелляционную жалобу ТУ Росимущества и Прокуратура выражают согласие с решением суда первой инстанции и просят оставить его без изменения.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу от Комитета и Администрации не поступили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Администрация, Комитет, Росимущество и Академия извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, почтовыми уведомлениями N 67200297567834 и N 67200297567872, а также отчетом о публикации от 9 апреля 2016 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу. При этом Администрация и Комитет заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей ДНТ "Листопад", ТУ Росимущества и Прокуратуры, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДНТ "Листопад" зарегистрировано в качестве юридического лица 18 октября 2013 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер юридического лица 1133850039553 (т. 1, л.д. 21).
29 октября 2013 года Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением (входящий N 8589/ю) о предоставлении в пользование земельного участка площадью 85731 кв.м. для создания садоводческих и огороднических хозяйств (т. 1, л.д. 56).
Распоряжением Комитета от 17 января 2014 года N 53/з (т. 1, л.д. 57-58, 106) утверждена схема расположения земельного участка площадью 85731 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов Молодежного муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, пос. Молодежный, и предназначенного для дачного строительства.
Постановлением Администрации от 10 февраля 2014 года N 626 утвержден акт выбора и обследования земельного участка и предварительного согласования места размещения ДНТ "Листопад" (т. 1, л.д. 59, 101).
Постановлением Администрации от 28 марта 2014 года N 1346 земельный участок, общей площадью 85731 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:06:000000:5142, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, пос. Молодежный, для дачного строительства, предоставлен ДНТ "Листопад" бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества (т. 1, л.д. 60, 96-97).
На основании указанного постановления 13 мая 2014 года между Комитетом (ссудодатель) и Товариществом (ссудополучатель) заключен договор N 216 безвозмездного срочного пользования земельным участком (т. 1, л.д. 61-64).
Согласно пункту 1.2 названного Договора земельный участок передан ссудополучателю в безвозмездное срочное пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан-членов товарищества.
По акту приема-передачи от 13 мая 2014 года ссудодатель передал, а ссудополучатель принял земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5142 общей площадью 85731 кв.м. (т. 1, л.д. 64).
30 июля 2014 года прокуратура Иркутского района вынесла протест N 7-19(а)-14 на распоряжение Комитета от 17 января 2014 года N 53/з (т. 1, л.д. 103-105), который поступил в Администрацию 30 июля 2014 года.
Кроме того, 31 июля 2014 года в Администрацию поступил протест прокуратуры Иркутского района от 30 июля 2014 года N 7-19(а)-14 на постановление Администрации от 28 марта 2014 года N 1346 в связи с предоставлением ДНТ "Листопад" земельного участка, расположенного на землях государственного фонда, и отсутствием у органа местного самоуправления соответствующих полномочий по распоряжению земельным участком (т. 1, л.д. 69-70, 94-95).
Рассмотрев протест прокурора Иркутского района, Комитет 4 августа 2014 года издал распоряжение N 885/з "Об отмене распоряжения Председателя Комитета N 53/з от 17.01.2014" (т. 1, л.д. 71, 102).
Постановлением Администрации от 5 августа 2014 года N 3231 отменено ее постановление от 28 марта 2014 года N 1346 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Листопад" как не соответствующее требованиям действующего законодательства (т. 1, л.д. 72, 93).
Не согласившись с распоряжением Комитета от 4 августа 2014 года N 885/з и постановлением Администрации от 5 августа 2014 года N 3231, ДНТ "Листопад" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Товариществом требований ввиду следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа (органа местного самоуправления) недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования ДНТ "Листопад" могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых распоряжения Комитета и постановления Администрации закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов ДНТ "Листопад" такими ненормативными правовыми актами.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Товарищества удовлетворению не подлежат.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права владения, пользования и распоряжения землей осуществляется их собственником свободно.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрен механизм разграничения ранее единой государственной собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также порядок распоряжения конкретными земельными участками, собственность на которые еще не разграничена.
При этом судом кассационной инстанции в постановлении от 16 июля 2015 года по настоящему делу отмечено, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена. Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
В рамках дел N А19-22372/2012 и N А19-4450/2012, судебные акты по которым вступили в законную силу, арбитражными судами было установлено, что на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 2861-1 "О развитии сельскохозяйственной науки в Российской Федерации" распоряжением главы Администрации Иркутской области от 31 июля 1992 N 455-р "О передаче земель Иркутскому сельскохозяйственному институту" Иркутскому сельскохозяйственному институту переданы земли учебных хозяйств "Оекское", "Молодежное", Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства, Иркутского опытно-производственного хозяйства.
27 октября 1993 года Иркутскому сельскохозяйственному институту выдано свидетельство N 57 на право бессрочного (постоянного) пользования 1 126 га земли, в том числе 716 га сельскохозяйственных угодий, из них: 174 га пашни, 426 га сенокосов, 116 га пастбищ, 410 га прочих угодий (т. 2, л.д. 8).
В соответствии с приказом Минсельхозпрода России от 29 марта 1996 года N 83 Иркутский сельскохозяйственный институт переименован в Иркутскую государственную сельскохозяйственную академию.
Приказом Минсельхоза России от 12 февраля 2002 года N 110 Иркутской государственной сельскохозяйственной академии присвоен статус Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
В соответствии с инвентаризационной описью сведений о ранее учтенных земельных участках от 25 июля 2005 года первоначально на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 38:06:00:0069, площадью 1088,38 га, как ранее учтенный.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2009 по делу N А19-10373/09-48 установлено, что постановлением главы Иркутского района от 27 ноября 2006 года N 5584 утвержден проект границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:00:0069, площадью 1088,38 га, расположенного по адресу: Иркутский район, п. Молодежный, земли сельскохозяйственного назначения, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Академии.
В результате такого раздела образовано два земельных участка:
- площадью 0,7202 га, расположенный по адресу: Иркутский район, 11 км. Байкальского тракта, левая сторона (впоследствии присвоен кадастровый номер 38:06:141904:0478);
- площадью 1087,6598 га, расположенный по адресу: Иркутский район, п. Молодежный.
Из земельного участка, площадью 1087,6598 га был выделен земельный участок с кадастровым номером 38:06:0:0213 площадью 1085,1 га, расположенный по адресу: Иркутский район, п. Молодежный.
Постановлением главы Иркутского района от 7 февраля 2007 года N 594 утвержден проект границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:0:0213, площадью 1085,1 га, расположенного по адресу: Иркутский район, п. Молодежный, земли сельскохозяйственного назначения, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Академии. В результате раздела образовано два земельных участка:
- площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутский район, 200 м. севернее учебного комплекса Академии в п. Молодежный (впоследствии присвоен кадастровый номер 38:06:143519:1576);
- площадью 10 846 000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутский район, п. Молодежный.
Из земельного участка, площадью 10 846 000 кв.м., был выделен земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:400, площадью 10 349 768 кв.м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2012 года по делу N А19-4450/2012 установлено, что в настоящее время из земель, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 38:06:00000:400, сформирован земельный участок площадью 3 981 078 кв.м. 38:06:000000:2527, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный.
Этим же решением Арбитражного суда Иркутской области за ФГБОУ ВПО "ИГСХА" признано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 3 981 078 кв.м. с кадастровым номером 38:06:000000:2527.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ по состоянию на 10 мая 2016 года учредителем ФГБОУ "ИГСХА" (в настоящее время ФГБОУ ВО "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского) является федеральный орган государственной власти (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации), в связи с чем следует признать, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2527, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Относительно довода заявителя апелляционной жалобы о том, что поскольку на момент аннулирования сведений о земельном участке (30 декабря 2012 года) в отношении этого земельного участка государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования ФГБОУ "ИГСХА" не была осуществлена, то есть решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2012 года по делу N А19-4450/2012 исполнено не было и, следовательно, право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2527 не возникло, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие этого Кодекса, сохраняется.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:2527 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:400, который ранее имел кадастровый номер 38:06:000000:0069, право постоянного бессрочного пользования у Академии возникло изначально на основании свидетельства N 57 от 27 октября 1993 года, в связи с чем не подлежало в обязательном порядке государственной регистрации.
Более того, право постоянного бессрочного пользования ФГБОУ "ИГСХА" уже установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2012 года по делу N А19-4450/2012, поэтому нет оснований считать, что на указанный земельный участок отсутствует право собственности Российской Федерации.
К тому же данное обстоятельство (принадлежность земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2527 на праве собственности Российской Федерации) установлено постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2015 года.
Согласно письму Управления Росреестра от 30 июля 2014 года N 15-19552 земельный участок с местоположением: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, с кадастровым номером 38:06:000000:2527, является многоконтурным и состоит из 11 контуров (т. 1, л.д. 88).
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5142 также является многоконтурным и состоит из 2 контуров, полностью расположен в границах контура N 10 многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2527.
В соответствии с кадастровой выпиской N 3800/601/12-196848 от 30 октября 2012 года (т. 2, л.д. 4) земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2527 снят с учета 30 октября 2012 года.
При этом, как установлено Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа, снятие такого участка с кадастрового учета было произведено 30 декабря 2012 года (решение Управления Росреестра N 3800/608/12-84214, т. 2, л.д. 21, 38) по заявлению представителя Академии, не являющейся собственником земельного участка, и не обладающего в связи с этим полномочиями на осуществление таких действий, что подтверждается заявлением ФГОУ ВПО "ИГСХА" от 11 октября 2012 года (т. 2, л.д. 20, 29), а также материалами уголовного дела (т. 2, л.д. 5-7, 53-77).
На основании статьи 209 Гражданского кодекса только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения другим лицам.
Таким образом, именно собственник обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему земельного участка, тогда как вещные и обязательственные права иных лиц носят производный характер (статья 264 Гражданского кодекса).
Применительно к земельным отношениям статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) специально определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
На основании статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росимущества от 27 июня 2008 года N 117 "О территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества является одним из таких территориальных органов, осуществляющих полномочия собственника Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту в собственность или во владение и пользование. Следовательно, факт снятия земельного участка с кадастровым номером 38:06:00000:2527 с государственного кадастрового учета сам по себе еще не свидетельствует о прекращении права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5142.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что статьей 235 Гражданского кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности и аннулирование сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости не отнесено к самостоятельному основанию прекращения права собственности на такой участок.
Довод ДНТ "Листопад" о том, что заключение Управления Росреестра от 30 июля 2014 года N 15-19552 не является допустимым доказательством, поскольку в свидетельстве на право постоянного бессрочного пользования землей N 57 от 27 октября 1993 года отсутствуют границы, описание и местоположение земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2527 границ на местности не имел, его координаты и поворотные точки не были установлены, такой участок был поставлен на кадастровый учет временно как "ранее учтенный", землеустроительная документация на него отсутствует, рассмотрен, но признан судом апелляционной инстанции необоснованным.
Действовавшее в 1993 году земельное законодательство не предусматривало указание в свидетельствах на право бессрочного (постоянного) пользования землей описания недвижимого имущества (в частности, указания границ земельного участка).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что свидетельство от 27 октября 1993 года N 57 полностью соответствует по своему содержанию и реквизитам форме свидетельства о праве собственности на землю, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177, действовавшим до 29 октября 1993 года (то есть и на момент выдачи свидетельства N 57).
Согласно пункту 2 указанного постановления бланки свидетельств о праве собственности на землю использовались и для оформления права постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая принадлежность земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2527 на праве собственности Российской Федерации, следует признать, что расположенный в его границах земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5142 также является федеральной собственностью, распоряжаться которым уполномочена только Российская Федерация в лице соответствующих органов государственной власти (территориальных органов Росимущества).
Следовательно, Комитет, издавая распоряжение N 53/з от 17 января 2014 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка, по адресу: Иркутская область, Иркутский район, пос. Молодежный", а Администрация - постановление от 28 марта 2014 года N 1346 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Листопад", действовали с превышением предоставленных им полномочий, то есть не вправе были принимать указанные ненормативные правовые акты.
Ссылка Товарищества на заключенный между ним и Комитетом договор безвозмездного срочного пользования земельным участком правового значения в рассматриваемом случае не имеет, поскольку наличие такого договора не препятствует реализации полномочий органа местного самоуправления по отмене вынесенных актов в порядке самоконтроля.
Ранее уже отмечалось, что с силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 140-О указано, что положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
К тому же договор от 13 мая 2014 года N 216 безвозмездного срочного пользования земельным участком заключен на основании незаконного постановления Администрации от 28 марта 2014 года N 1346 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Листопад", которое изначально противоречило действующему законодательству.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
На основании изложенного договор от 13 мая 2014 года N 216 безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенный на основании постановления Администрации от 28 марта 2014 года N 1346, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела во внимание не принимается.
Кроме того, заявителем апелляционной жалобы не учтено следующее.
Как уже отмечалось выше, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 13 Закона N 66-ФЗ предусмотрен порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Так, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1 данной статьи).
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2).
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
В соответствии с пунктами 1-4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, закрепленное положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
То есть земельный участок для целей ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Приведенное толкование положений Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 66-ФЗ подтверждается судебно-арбитражной практикой (в частности, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N ВАС-647/14, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2014 года по делу N А19-6632/2013).
Во исполнение указания кассационной инстанции судом первой инстанции истребованы сведения о наличии обращений граждан, поименованных в предварительном списке членов ДНТ "Листопад", представленном в материалы дела Прокуратурой (т. 4, л.д. 134-136), о наличии обращений с заявлением (заявлениями) о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьями 13 и 14 Закона N 66-ФЗ (т. 4, л.д. 150-157, 207-208).
В соответствии с письмами Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска от 30 декабря 2015 года N 505-70-17953/15 (т. 4, л.д. 220, 251), Комитета по управлению Свердловским округом от 23 ноября 2015 года N 805-70-4989/15 (т. 4, л.д. 246), Комитета по управлению Октябрьским округом от 25 ноября 2015 года N 705-70-6590/15 (т. 4, л.д. 247) и Комитета по управлению Ленинским округом от 25 ноября 2015 года N 605-70-4468/15 (т. 4, л.д. 249) члены ДНТ "Листопад" с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка в Администрацию не обращались.
При этом из постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2014 года по делу N А19-6632/2013 следует, что фонд перераспределения земель в Иркутском районном муниципальном образовании не создан.
Учитывая отсутствие непосредственных обращений членов ДНТ "Листопад" о предоставлении органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьями 13 и 14 Закона N 66-ФЗ, садового, огородного или дачного земельного участка, а также отсутствие фонда перераспределения земель в данном муниципальном образовании, постановление Администрации N 1346 от 28 марта 2014 года "О предоставлении земельного участка ДНТ "Листопад", которое впоследствии и было отменено оспариваемым постановлением Администрации, в любом случае является незаконным и необоснованным.
В то же время суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеется спор о праве собственности Российской Федерации и Иркутского районного муниципального образования Иркутской области.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае спор между Российской Федерацией и Иркутским районным муниципальным образованием о праве на земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5142 отсутствует, поскольку Комитет и Администрация оспариваемыми в рамках настоящего дела распоряжением от 4 августа 2014 года N 885/з и постановлением от 5 августа 2014 года N 3231 отменили ранее принятые ими ненормативные правовые акты. При этом Комитет и Администрация приняли оспариваемые распоряжение и постановление на основании протестов прокурора Иркутского района и заключения Управления Росреестра о наложении границ земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:000000:5142 и 38:06:000000:2527, тем самым признав право собственности на такие участки за Российской Федерацией.
Однако ошибочный вывод суда первой инстанции в этой части не привел к принятию неправильного по существу судебного акта об отказе удовлетворении заявленных ДНТ "Листопад" требований.
На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, а также принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере выполнены все указания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что распоряжение Комитета от 4 августа 2014 года N 885/з и постановление Администрации от 5 августа 2014 года N 3231 соответствуют требованиям действующего законодательства, права и законные интересы ДНТ "Листопад" не нарушают, в связи с чем отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2016 года по делу N А19-13499/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2016 года по делу N А19-13499/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13499/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2016 г. N Ф02-4622/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЛИСТОПАД"
Третье лицо: Прокуратура Иркутской области, Территориальное управление Росимущества по Иркутской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия", Администрация Иркутского районного муниципального образования, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного Муниципального образования
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4622/16
12.05.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-817/15
19.01.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-13499/14
16.07.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3175/15
25.03.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-817/15
30.12.2014 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-13499/14