город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2016 г. |
дело N А32-26166/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 27.11.2015 N 7 Бацман Е.В., паспорт; представитель по доверенности Добренкова Н.В., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 15.02.2016 N 47 Спирина И.И., паспорт; представитель по доверенности от 08.04.2016 N 71 Мурадова Л.К., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2016 по делу N А32-26166/2014,
принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Нефрос"
к заинтересованному лицу Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Краснодарского края
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
ООО "Медицинский центр "Нефрос" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд) о признании действий фонда незаконными:
1) в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - 252 743 рублей 62 копеек на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе; 6 283 163 рублей 30 копеек на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов; 10 307 885 рублей 93 копеек на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств; 3 212 300 рублей, списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов;
2) в части выводов о неэффективном использовании средств ОМС - 11 099 007 рублей 37 копеек на арендную плату за нежилые помещения сверх необходимой потребности; 4 338 032 рублей 21 копейки на изделия медицинского назначения сверх текущей потребности;
3) в части выводов об организации и оказании медицинской помощи (пункт 5.2 акта проверки от 15.05.2014);
4) в части проверки организации гемодиализных процедур и перитонеального диализа.
Также заявитель просил признать недействительным требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 20 056 092 рублей 85 копеек и штрафа в сумме 2 005 609 рублей 29 копеек (уточненные требования - т. 4 л.д. 139).
Решением суда от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.05.2015, требования общества удовлетворены. Судебные инстанции исходили из того, что фондом сформирован ненадлежащий состав рабочей группы для проведения проверки (включены работники иных организаций), а также нарушен допустимый срок проведения проверки. Нецелевого и неэффективного использования средств ОМС заявитель не допустил. Выводы фонда о допущенных обществом нарушениях, изложенных в части акта о проверке организации и оказания медицинской помощи, не доказаны.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.10.2015 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суды не указали, каким образом участие в комиссии работников других медицинских организаций повлияло на правильность выводов уполномоченных членов комиссии (работников фонда), а также не обосновали нормами права вывод о том, что нарушение сроков проведения проверки влечет недействительность выводов комиссии. Законодательство не установило возможность альтернативного получения льготы (транспортные услуги по перевозке пассажиров) одновременно из двух разных источников бюджетной системы. Суды согласились с доводами общества об отсутствии доказательств неэффективного использовании средств ОМС на арендную плату за нежилые помещения сверх необходимой потребности без учета доводов фонда о том, что 4-й этаж не используется. Необоснованными и не соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам являются выводы судов о надлежащем использовании обществом средств ОМС на медицинские препараты и изделия медицинского назначения, не используемые в лечебном процессе более года, и на изделия медицинского назначения сверх текущей потребности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2016 уточненные требования общества удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконными действия фонда в части выводов, изложенных в акте проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Нефрос" от 15.05.2014:
1. о нецелевом использовании средств ОМС:
- в сумме 252 743, 62 руб. на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе;
- в сумме 6 011 102,3 руб. на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов;
- в сумме 10 307 885,93 на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств;
- в сумме 3 212 300 руб. списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов.
2. о неэффективном использовании средств ОМС:
- в сумме 9 607 404,36 руб. за арендную плату за нежилые помещения сверх необходимой потребности;
- в сумме 4 338 032,21 руб. за наличие изделий медицинского назначения сверх текущей потребности;
3. в части выводов об организации и оказании медицинской помощи (пункт 5.2. Акта проверки от 15.05.2014);
Суд признал незаконными действия фонда в части проверки организации гемодиализных процедур и перитонеального диализа общества.
Суд признал незаконным (недействительным) и отменил требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 19 784 031,85 руб. и в части уплаты в бюджет штрафа в сумме 1 978 403,32 руб.
Решение мотивировано тем, что фонд не доказал нецелевое использование денежных средств сумме 252 743,62 руб. на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе, поскольку не доказал оказание платных услуг пациентам общества за счет средств ОМС. В части оплаты транспортных услуг по перевозке пациентов в сумме 6 011 102,30 руб. суд указал, что оплата перевозки пациентов к месту проведения гемодиализа правомерно включена в состав расходов, поскольку перевозка пациентов является составной частью данной медицинской услуги. Фонд не доказал наличие двойного финансирования с учетом Закона Краснодарского края от 06.02.2008 N 1388-КЗ "О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа". Фонд необоснованно отклонил формулярный перечень 2013 года, при этом обществом представлены в материалы дела доказательства закупки лекарственных средств на сумму 10 147 873,10 руб., входящих в формулярный перечень, действовавший в 2013 году. Фондом не представлены в материалы дела доказательства использования обществом лекарственных средств не на цели оказания медицинской помощи застрахованным пациентам. Вывод фонда о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 3 212 300 руб., списанных с расчетного счета без подтверждающих документов, опровергается материалами дела (платежные поручения N 1604 от 28.10.2013, N 1279 от 26.08.2013). Вывод фонда о неэффективном использовании средств ОМС в сумме 13 945 436,57 руб. (фактически занимаемые отделениями медицинского центра помещения не соответствуют минимальной площади помещений, предусмотренной в постановлении Главного государственного врача РФ от 18.05.2010 N 58) опровергается материалами дела и сделан на основании неправильного толкования норм действующего законодательства. Проведение проверки организации и оказания медицинской помощи должна осуществляться фондом в рамках проверки, проводимой в соответствии со ст. 40 Закона N 326-ФЗ и Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждённым Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230, а не приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73. Выводы, изложенные в части акта о проверке организации и оказания медицинской помощи, фондом приведены бездоказательно.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить в части. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Раздельный учет по операциям со средствами ОМС общество в проверяемый период не вело. Последующее "восстановление" временно отвлеченных средств ОМС не исключает признание израсходованных сумм нецелевым расходованием. Суд нормативно не обосновал возможность оплаты расходов на получение транспортных услуг по перевозке пассажиров за счет ОМС. Оказание пациентам услуг по перевозке к месту получения ими медицинской помощи не отвечает признакам услуги, которая может быть оплачена за счет средств ОМС (п. 158 Приказа N 158н, п. 4.1 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края на 2013 год). Финансирование расходов осуществляется за счет средств краевого бюджета (ст. 5 Закона N 1388-КЗ). Обществом израсходованы денежные средства ОМС на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств в размере 10 36 919,36 руб., при этом выводы фонда оспариваются в сумме 10 307 855,93 руб. Фонд исходил из отсутствия формулярного перечня на 2013 год и отсутствия ряда лекарств в перечне жизненно важных и необходимых лекарственных средств, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 N 2199-р. Списание денежных средств в сумме 3 212 300 руб. общество надлежащими документами не подтвердило, поскольку товарная накладная от 16.11.2012 N 65 и счет от 16.11.2012 N 67 не имеют ссылку на договор. Счет на оплату от 29.04.2013 N 11 и товарная накладная от 29.04.2013 N 13 не имеют ссылку на договор, при этом договор от 02.01.2013 N 4 имеет спецификацию на поставку расходных материалов, в счете N 11 указан стол терапевтический, который не является расходным материалом. Счет на оплату медикаментов а расходных материалов от 10.05.2013 N 25, товарная накладная от 10.05.2013 N 25 не взаимосвязаны и не имеют ссылку на договор поставки от 14.12.2012 N 1. Платежное поручение от 26.08.2013 N 279 имеет отметку банка, который общество не обслуживает, а платежное поручение от 26.08.2013 N 1279 представлено только в судебное заседание. В связи с изложенным просит отменить решение в части признания незаконными выводов фонда о нецелевом использовании средств ОМС в общей сумме 19 784 031,85 руб., в части признания незаконным и отмене требования от 02.07.2014 N 9007/07531-4 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 19 784 031,85 руб. и в части уплаты в бюджет штрафа в сумме 1 978 403,32 руб.
Выводы суда относительно обжалуемой части требований содержатся в абзацах первом и третьем резолютивной части решения от 03.02.2016.
В оставшейся части решение суда не обжалуется.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании участвующие в деле лица настаивали на доводах апелляционной жалобы и отзыва на нее. Фондом представлены возражения на отзыв на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Законом Краснодарского края от 11.12.2012 N 2613-КЗ "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" общество включено в перечень юридических лиц, участвующих в реализации территориальной программы ОМС в Краснодарском крае в 2013 году. Фонд, Министерство здравоохранения Краснодарского края, общество, страховые медицинские организации, краевые профсоюзные организации, ряд медицинских учреждений 23.01.2013 заключили Тарифное соглашение. Обществу выделены соответствующие средства ОМС на оказание специализированной медицинской помощи методами заместительной почечной терапии (гемодиализ, перитонеальный диализ).
На основании приказов от 10.01.2014 N 2-П и от 28.01.2014 N 16-П фонд провел проверку использования обществом средств ОМС.
По результатам проверки фонд составил акт от 15.05.2014, который передан обществу 16.05.2014. В акте отражены финансовые нарушения, допущенные в деятельности общества, на общую сумму 37 498 500 рублей. Также обществу выставлено требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафов, пеней, в соответствии с которым оно обязано уплатить 21 153 778 рублей 41 копейку задолженности по средствам ОМС, использованных не по целевому назначению, и 2 115 377 рублей 84 копейки штрафа.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что такие действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган, принявший этот акт.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2011 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 12 Закона N 326-ФЗ фонд является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
В порядке статьи 11 указанного Закона территориальные фонды являются участниками обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 13 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика, в том числе осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, проводит проверки и ревизии.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обществу по итогам проверки выставлено требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафов, пеней, в соответствии с которым оно обязано уплатить 21 153 778 рублей 41 копейку, при этом спорными общество считает 19 784 031,85 руб. (252 743, 62 руб. на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе; 6 011 102,3 руб. на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов; 10 307 885,93 на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств; 3 212 300 руб. списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов) и причитающийся штраф, не оспаривая требование и действия фонда в оставшейся части.
При рассмотрении дела апелляционная коллегия учитывает следующее.
Вменяя обществу нецелевое использование денежных средств ОМС в размере 252 743,62 руб., фонд учитывал, что раздельный учет средств ОМС и средств, полученных от иных источников, обществом не осуществлялся.
Между тем, использование средств ОМС для приобретения лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе, фонд надлежащими доказательствами не подтвердил. В свою очередь, общество представило в материалы дела платежные поручения, подтверждающие перечисление денежных средств от пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе, на счет общества в сумме 419 300,00 руб.
Таким образом, в указанной части департамент не доказал обоснованность требования, в связи с чем суд первой инстанции заявление удовлетворил правомерно.
Оспаривая требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части восстановления 6 011 102,3 руб. на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов, общество ссылалось на то, что затраты на перевозку являются составной частью оказания медицинской услуги. Соглашаясь с указанным доводом, суд первой инстанции также указал, что фонд не доказал наличие двойного финансирования с учетом Закона Краснодарского края от 06.02.2008 N 1388-КЗ "О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа".
При вынесении решения в указанной части суд первой инстанции, по мнению апелляционной коллегии, не учел следующее.
Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно Тарифному соглашению тарифы на медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования, представляют собой денежную сумму, определяющую уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинских организаций при выполнении территориальной программы ОМС. Тарифы используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в рамках названной программы (пункты 2.1, 2.2 соглашения).
В тариф на медицинскую помощь включаются расходы медицинских организаций в соответствии с приказом Минфина Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы" (пункт 3.1 Тарифного соглашения).
Согласно пункту 4.1 Тарифного соглашения в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Разделом 2 соглашения в тариф на медицинскую помощь включены, в частности, услуги связи (пункт 6.2, подстатья 221 "Услуги связи"), транспортные услуги (пункт 6.3, подстатья 222 "Транспортные услуги"), коммунальные услуги (пункт 6.4, подстатья "Коммунальные услуги").
Как указано в подстатьях 221, 222, 223 названного приказа Минфина Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н, на данные подстатьи относятся расходы на приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, то есть речь идет о расходах на приобретение услуг для самой организации, а не ее пациентов за пределами оказываемых им медицинских услуг.
Из Тарифного соглашения и названного приказа Минфина Российской Федерации не следует, что в указанные расходы за счет средств ОМС могут быть включены затраты самого пациента за пределами медицинской организации (стоимость услуг связи на телефонные звонки пациента в медицинскую организацию, стоимость самостоятельного проезда в клинику, стоимость каких-либо коммунальных услуг, полученных непосредственно пациентом за пределами клиники). Льготы по бесплатному проезду в такси к месту проведения процедур не предусмотрены российским законодательством и для других категорий лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.
Кроме того, для иногородних лиц постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.04.2008 N 259 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты пособия на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа" предусмотрено предоставление пособий на оплату проезда к месту проведения процедуры, осуществляемое из бюджета Краснодарского края, а не за счет средств ОМС.
Таким образом, проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации.
Довод заявителя об отсутствии доказательств двойного финансирования проезда пациентов общества за счет краевого бюджета и за счет средств ОМС не принимается коллегией, поскольку законодательство не установило возможность альтернативного получения льготы одновременно из двух разных источников бюджетной системы.
В удовлетворении заявления в указанной части надлежит отказать.
Вменяя обществу нецелевое использование денежных средств ОМС в размере 10 307 885,93 (на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств), фонд исходил из отсутствия формулярного перечня на 2013 год и отсутствия ряда лекарств в перечне жизненно важных и необходимых лекарственных средств, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 N 2199-р.
Указанный довод фонда был правомерно отклонен судом на основании следующего.
ООО Медицинский центр "Нефрос" в материалы дела представлен формулярный перечень лекарственных средств на 2013 год, в который включены препараты, приобретенные обществом на сумму 10 147 873,10 руб.
Представленный обществом формулярный перечень лекарственных средств на 2013 год содержит Международные непатентованные названия (МНН) лекарственных препаратов. Обществом представлены в материалы дела доказательства соответствия названий лекарственных средств в соответствии с МНН в формулярном перечне, торговым названиям лекарственных препаратов, фактически приобретенных обществом.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необходимость согласования соответствующего перечня в формулярной комиссии департамента здравоохранения Краснодарского края в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Краснодарского края от 28.01.2009 N 156, не принимается апелляционным судом, поскольку данным приказом предусмотрено создание формулярной комиссии с целью разработки и постоянного обновления формулярного перечня лекарственных средств Краснодарского края государственными учреждениями здравоохранения и учреждениями муниципальных образований края.
Необходимость согласования утвержденного учреждением здравоохранения перечня лекарственных препаратов в министерстве здравоохранения действующим законодательством не предусмотрена.
Довод фонда о непредставлении обществом надлежащим образом оформленного формулярного перечня лекарственных препаратов в ходе проведения проверки подлежит отклонению. Доказательств истребования у заявителя указанного документа для установления факта нецелевого использования средств ОМС по данному эпизоду, фондом не представлено. Кроме того, соответствующий формулярный перечень представлен обществом с возражениями на акт проверки. Основания для непринятия указанного документа на стадии рассмотрения возражений к акту проверки у фонда отсутствовали.
Таким образом, выводы фонда о закупке обществом за счет средств ОМС лекарственных средств, не входящих в формулярный перечень, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Вменяя обществу нецелевое использование денежных средств ОМС в размере 3 212 300 руб. (списанные с расчетного счета денежные средства за счет средств ОМС без подтверждающих документов), фонд ссылался на противоречивость представленных документов.
Между тем, заявителем представлены в материалы дела документы, подтверждающие уплату денежных средств ООО "Азриель" сумме 580 825 руб. платежным поручением N 1604 от 28.10.2013 в счет оплаты за расходные материалы по договору поставки от 01.06.2012 и договору поставки N 4 от 02.01.2013. В материалы дела также представлены доказательства уплаты денежных средств ООО "Диатраст" в размере 2 631 475 руб. платежным поручением N 1279 от 26.08.2013 (сумма платежного поручения 2 812 475 руб.) в счет оплаты за медицинские расходные материалы по договору договор поставки N 1 от 14.12.2012.
При таких обстоятельствах требования заявителя в указанной части правомерно удовлетворены судом.
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2016 по делу N А32-26166/2014 в обжалуемой части изменить.
Исключить из абзаца первого текст: " - в сумме 6 011 102,3 руб. на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов".
Изложить абзац третий решения в следующей редакции: "Признать недействительным требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 13 772 929,55 руб. и в части уплаты в бюджет штрафа в сумме 1 377 292,96 руб."
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26166/2014
Истец: ООО Медецинский центр Нефрос, ООО МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "НЕФРОС"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5119/16
11.05.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4313/16
03.02.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26166/14
05.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5711/15
25.05.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23862/14
12.11.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26166/14