г. Саратов |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А57-28665/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шикиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 марта 2016 года по делу N А57-28665/2015 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вторметиндустрия" (ИНН 6449070318, ОГРН 1136449003635, адрес местонахождения:410027, г. Саратов, ул. Международная, д. 2 "А", Литер А, оф. 2)
заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ИНН 6453078895, ОГРН 1046405319410, адрес местонахождения:410040, г. Саратов, ул. Деловой тупик, д. 3);
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24)
о признании недействительным уведомления от 28.09.2015 N 266,
о обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова проставить отметку в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения),
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Вторметиндустрия" - не явился, извещено,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Севрюгина Д.В., действующая по доверенности от 08.05.2015 N 04-13/006119,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Севрюгина Д.В., действующая по доверенности от 12.05.2015 N 05-17/19,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Вторметиндустрия" (далее - ООО "Вторметиндустрия", Общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, Инспекция, налоговый орган) от 28.09.2015 N 266; обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова проставить отметку в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения), зарегистрированных в налоговом органе от 14.09.2015 N 6453140920150003.
Решением от 11 марта 2016 года Арбитражный суд Саратовской области заявленные ООО "Вторметиндустрия" требования удовлетворил в полном объеме. Суд признал недействительным уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 28.09.2015 N 266 об отказе в проставлении на заявлении ООО "Вторметиндустрия" о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
Кроме того, суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова проставить на заявлении ООО "Вторметиндустрия" о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, зарегистрированном в налоговом органе 14.09.2015 за N 6453140920150003, отметку об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области) поддерживает требования апелляционной жалобы в полном объеме, представлен отзыв на апелляционную жалобу.
ООО "Вторметиндустрия" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
ООО "Вторметиндустрия" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 803605), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.04.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя налоговых органов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "Вторметиндустрия" (покупатель) и юридическим лицом Республики Казахстан - ТОО "Криспар" (продавец) подписан контракт от 01.12.2014 N 53, по условиям которого ТОО "Криспар" в адрес ООО "Вторметиндустрия" поставлен лом и отходы черных металлов.
ООО "Вторметиндустрия" в августе 2015 года осуществлен ввоз товаров (лом черных металлов) на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
При поступлении партии товара ООО "Вторметиндустрия" обращалось в налоговый орган с заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, указывая при этом ставку налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате, как "льгота", в связи с чем НДС Обществом не исчислялся и не уплачивался.
Данное заявление были зарегистрированы налоговым органом за N 6453140920150003 от 14.09.2015.
Налогоплательщиком в инспекцию также представлены копии контракта, приложений к контракту от 01.12.2014 N 53, счета-фактуры, накладные, приемо-сдаточные акты.
Уведомлением от 28.09.2015 N 266 ИФНС РФ по Ленинскому району г.Саратова отказано Обществу в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в качестве основания для отказа в проставлении отметки указано, что в перечень товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию РФ, в соответствии со статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не входит лом черных металлов, соответственно, налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке.
Указанное уведомление было обжаловано налогоплательщиком в УФНС России по Саратовской области. Решением УФНС России по Саратовской области от 30.10.2015 жалоба ООО "Вторметиндустрия" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным уведомлением налогового органа, ООО "Вторметиндустрия" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт вынесен с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов, заявленного ООО "Вторметиндустрия", не подлежит налогообложению.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из оспариваемого заявителем уведомления Инспекции следует, что основанием для отказа в проставлении отметки послужил вывод налогового органа о том, что ООО "Вторметиндустрия" неправомерно применены льготы по НДС, так как в перечень товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию РФ, в соответствии со статьей 150 НК РФ не входит лом черных металлов, соответственно, налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке.
Согласно статье 177 НК РФ сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются главой 21 НК РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Статьей 7 НК РФ определено, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем определенные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В статье 3 Соглашения "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" от 25.01.2008 закреплены принципы взимания косвенных налогов при импорте товаров в Таможенном союзе, согласно которым при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Аналогичные положения закреплены и в статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).
Указанные принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле стран - участников Таможенного союза нашли свое развитие и в статье 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, согласно которой суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
Подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Анализ вышеприведенных положений налогового законодательства Российской Федерации и международных соглашений дает основания полагать, что применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран - участниц Таможенного союза при условии освобождения от налога на добавленную стоимость оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза.
Иной подход, примененный судами при рассмотрении данного спора, не согласуется также и с принципами, закрепленными в статье 3 Налогового кодекса, не допускающими установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Таким образом, приведенные выше нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территорий стран - участниц Таможенного союза, не только положений статьи 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию Российской Федерации независимо от страны происхождения товаров, но и статьи 149 НК РФ, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 N 309-КГ15-11310.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые ненормативные акты вынесены с нарушением действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов, заявленного ООО "Вторметиндустрия", не подлежит налогообложению.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый заявителем ненормативный правовый акт налогового органа недействительным.
В качестве меры восстановления нарушенного права в силу статьи 201 АПК РФ суд обоснованно обязал ИФНС России по Ленинского района г.Саратова проставить на соответствующем заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, зарегистрированном в Журнале регистрации заявлений, отметку об освобождении от налогообложения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинского района г.Саратова следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 марта 2016 года по делу N А57-28665/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-28665/2015
Истец: ООО "Вторметиндустрия"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, ИФНС РФ по Ленинскому району г. Саратова, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области