г. Челябинск |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А76-25183/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Деевой Г.А., Мальцевой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Спецстрой-2" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.03.2016 по делу N А76-25183/2015 (судья Пашкульская Т.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области - Храмцова Мария Владимировна (паспорт, доверенность от 07.04.2016);
закрытого акционерного общества "Спецстрой-2" - Капанец О.А. (паспорт, доверенность от 11.01.2016);
областного государственного казенного учреждения "Челябинскавтодор" - Храмцова М.В. (паспорт, доверенность от 11.01.2016).
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Спецстрой-2" (далее - ЗАО "Спецстрой-2", ответчик) о взыскании 12 227 руб. в возмещения вреда.
Определением суда от 14.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено областное государственное казенное учреждение "Челябинскавтодор" (далее - ОГБУ "Челябинскавтодор", третье лицо; л.д. 1-5).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.03.2016 заявленные требования удовлетворены, с ЗАО "Спецстрой-2" в пользу Министерства взыскано 12 227 руб. в возмещение вреда за провоз тяжеловесных грузов по автодорогам Челябинской области (л.д. 121-134).
ЗАО "Спецстрой-2" с принятым судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ЗАО "Спецстрой-2" указывает на то, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не наделено полномочиями по начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами. Нормативных актов, наделяющих истца полномочиями взимания платы в счет возмещения вреда, материалы дела не содержат.
Стороны, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
До начала судебного заседания от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно ссылается на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании податель апелляционной доводы жалобы поддержал, представитель Министерства и третьего лица против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, автомобильная дорога Полетаево - Обход города Челябинска, в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18.03.2015 N 108-П "О Перечне областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области по состоянию на 01.01.2015" является собственностью Челябинской области.
Транспортное средство тягач марки МАЗ модели 642208-232, регистрационный номер к616нм174 с полуприцепом марки САТ модели 118А, регистрационный номер ах203574, принадлежит на праве собственности ЗАО "Спецстрой-2" (л.д. 109-110).
На 32 км. автомобильной дороги Полетаево - Обход города Челябинска, осуществлялось взвешивание спорного транспортного средства с прицепом, при котором было установлено превышение общей массы и осевых нагрузок.
Взвешивание проводилось на технически исправных весах N 37395, свидетельство о поверке N 074992114 сроком до 21.11.2015 (л.д. 13).
Инспектором Государственно инспекции безопасности дорожного движения Бразгаловым Р.А. в присутствии оператора ППВК Ижбулатова А.И. и водителя Субботина Ю.Л. был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось N 2 (л.д. 12).
Согласно вышеуказанному акту размер нанесенного ущерба составляет 12 227 руб.
Министерством в адрес ЗАО "Спецстрой-2" было направлено письмо от 24.06.2015 N 3799 с предложением в добровольном порядке погасить задолженность в размере 12 227 руб. (л.д. 10).
Ущерб ответчиком в добровольном порядке не оплачен, что послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из установленного им факта превышения ответчиком допустимой нагрузки на оси без специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными.
Под убытками согласно ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно п. 11 и 13 ст. 11 Федерального закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пунктом 7 ст. 12 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно п. 8, 9 указанной статьи порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с п. 2.1.1.2., 2.1.1.2.2 "Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств с составлением акта по результатам взвешивания транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам, по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
В соответствии с п. 2 Правил N 934 внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пункт 3 Правил N 934 предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
По правилам ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось подтверждается актом от 12.05.2015 N 2, подписанным водителем транспортного средства Субботиным Ю.Л. (л.д. 12).
Размер причиненного ущерба по вышеуказанному акту составил 12 227 руб.
Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ответчиком в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных выше норм, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Расчет размера платы в счет возмещения вреда в соответствии с Правилами N 934, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Данный расчет ответчиком не оспорен.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования
Довод о том, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не наделено полномочиями по начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 5 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок N 125).
Согласно п. 2.2 названного Порядка при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляется взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог (пп. 2.2.1.1.2).
Автомобильная дорога Полетаево - Обход города Челябинска, в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18.03.2015 N 108-П "О Перечне областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области по состоянию на 01.01.2015" является собственностью Челябинской области.
В п. 3 Постановления Правительства Челябинской области от 26.01.2011 N 13-П установлено, что расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по областным автодорогам осуществляется Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
Пунктом 5 раздела 1 Положения о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 N 280 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области" установлено, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области является правопреемником Министерства строительства и инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в части полномочий в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Согласно п. 1 вышеуказанного положения Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области. Учредителем Министерства является Челябинская область.
Таким образом, истец законодательно наделен полномочиями по начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по областным автодорогам.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют возражения ответчика, которые были полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции, что нашло свое отражение в решении суда. Фактические обстоятельства дела были правильно установлены судом, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются судом по правилам, установленным ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в данном случае относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.03.2016 по делу N А76-25183/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Спецстрой-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25183/2015
Истец: Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
Ответчик: ЗАО "Спецстрой-2"
Третье лицо: ОГБУ "Челябинскавтодор"