Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2016 г. N Ф09-8442/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Правоотношение: по государственному контракту, по договору подряда
г. Челябинск |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А07-26470/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Волгомост" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2016 года по делу N А07-26470/2015 (судья Насыров М.М.).
Публичное акционерное общество "Волгомост" (далее - истец, ПАО (ОАО) "Волгомост", общество, подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства" (далее - ответчик, ФКУ Упрдор Самара - Уфа - Челябинск, учреждение, заказчик) с исковым заявлением об изменении пункта 5.1 государственного контракта от 12.12.2013 N 301100012713000168-0000795-01, и изложении данного пункта в следующей редакции:
"5.1. Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту - Календарный график выполнения работ на 2013-2017 г.г.)
Начало выполнения: с момента заключения Государственного контракта.
Окончание работ: 30 октября 2017 года.
Окончание работ по объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии (форма КС-14, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а)", путем подписания дополнительного соглашения к государственному контракту от 12.12.2013 N 301100012713000168-0000795-01 на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1375+000 - км 1401+000, Республика Башкортостан (I этап II пусковой комплекс ПК 0+00 - ПК 142+50 и I этап III пусковой комплекс ПК 142+50 - ПК 164+00) между ПАО "Волгомост" и федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2016 по настоящему делу исковые требования удовлетворены частично. Изменены условия пункта 5.1 государственного контракта от 12.12.2013 N 301100012713000168-0000795-01 в части сроков окончания работ; сроком окончания работ установлено 30 октября 2017 года. В остальной части в удовлетворении исковых требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Волгомост" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а именно, п. 2 ст. 422, п. п. 1, 2 ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе"). Также истец указывает на то, что выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что редакция пункта 5.1 государственного контракта от 12.12.2013 N 301100012713000168-0000795-01, предложенная публичным акционерным обществом "Волгомост", фактически является идентичной редакции пункта 5.1 указанного государственного контракта, - являются ошибочными.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. Также в отзыве на апелляционную жалобу учреждение ссылается на то, что на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2016 по делу N А07-26470/2015 между сторонами 24.03.2016 заключено дополнительное соглашение N 7/35 к упомянутому выше государственному контракту.
Стороны, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили; от ФКУ Упрдор Самара - Уфа - Челябинск поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя учреждения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта, в связи со следующим.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что между ФКУ Упрдор Самара - Уфа - Челябинск (заказчиком) и открытым акционерным обществом "Волгомост" (с учетом приведения организационно-правовой формы в соответствие с нормами гражданского законодательства, ныне - публичное акционерное общество "Волгомост"), по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме, 12.12.2013 был заключен государственный контракт N 0301100012713000168-0000795-01 на выполнение подрядчиком работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1375+000 - км 1401+000, Республики Башкортостан (I этап II пусковой комплекс ПК 0+00-ПК 142+50 и I этап III пусковой комплекс ПК 142+50 - ПК 164+00) (далее - Объект), в соответствии с проектами, утвержденными распоряжением Федерального дорожного агентства от 13.07.2011 N 589-р и от 17.10.2012 N 753-р в составе, определенным Приложением N 3 к Контракту (далее - Проект). Заказчик, в соответствии с условиями данного государственного контракта принял на себя обязательства принять и оплатить выполненные подрядчиком работы.
Согласно п. 3.1 государственного контракта, общая стоимость работ по контракту составляет 6 216 611 692 руб.
Пунктом 3.2 государственного контракта был определен планируемый объем работ, выполняемый подрядчиком по годам, а именно:
2013 г. - 469 947 123 руб. в ценах 2013 г. с учетом НДС;
2014 г. - 2 180 452 739 руб. в ценах 2014 г. с учетом НДС;
2015 г. -3 566 211 830 руб. в ценах 2015 г. с учетом НДС.
При этом сторонами сделки также было установлено, что лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", и на основании письма Минэкономразвития от 26.09.2012 N 20621-ОС/Д17и "О согласовании детализации укрупненных инвестиционных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог". Объем бюджетных ассигнований уточняется по годам исполнения в соответствии с п. 4.1 контракта.
Пунктом 4.1 государственного контракта установлено, что заказчик осуществляет финансирование по контракту из средств федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимыми ему в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
Первоначальная редакция пункта 5.1 настоящего государственного контракта, при этом имела текст следующего содержания:
"5.1. Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту).
Начало выполнения: с момента заключения Государственного контракта
Окончание работ: "30" октября 2015 г.
Окончание работ по объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии (форма КС-14, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а)".
Пунктом 5.2 государственного контракта установлено, что объем работ по контракту должен быть исполнен по годам и по месяцам в соответствии с календарным графиком выполнения работ, в пределах годового лимита бюджетных обязательств.
Согласно пункту 18.1 государственного контракта, внесение изменений в контракт производится в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18.2 государственного контракта установлено, что при уменьшении заказчику главным распорядителем бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из настоящего контракта, заказчик обеспечивает согласование новых условий по цене и (или) объему работ настоящего контракта путем направления подрядчику предложения о заключении дополнительного соглашения о новых условиях по цене и (или) объемам работ, предусмотренных настоящим государственным контрактом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В этой связи сторонами сделки были заключены дополнительные соглашения к государственному контракту - от 16.05.2014 N 7/91, от 27.03.2015 N 7/42, и от 28.07.2015 N 7/161.
Дополнительным соглашением от 16.05.2014 N 7/91, в числе прочего, пункт 4.1 государственного контракта дополнен, и изложен в следующей редакции:
"Заказчик осуществляет финансирование по Контракту из средств федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными ему в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
"Планируемый объем работ выполняемых по годам по настоящему Контракту составляет:
- 2013 г. - 469 947 123 руб., в ценах 2013 г. с учетом НДС;
- 2014 г. - 259 440 110 руб., в ценах 2014 г. с учетом НДС;
- 2015 г. -3 719 642 022 руб., в ценах 2015 г. с учетом НДС;
- 2016 г. - 1 767 582 437 руб., в ценах 2016 г. с учетом НДС
(лимиты бюджетных средств определяются в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на соответствующие периоды" и на основании письма Минэкономразвития от 26.09.2012 г. N 20621-ОС/Д17и "О согласовании детализации укрупненных инвестиционных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог")".
Также контракт дополнен приложением N 18 "График финансирования работ на 2013 - 2016 гг.", изложенным в редакции Приложения N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
Дополнительным соглашением от 27.03.2015 N 7/42, в числе прочего, пункт 4.1 раздела 4 государственного контракта изложен в следующей редакции:
"Заказчик осуществляет финансирование по контракту из средств федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимыми ему в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
- 2013 г. - 469 947 123 руб., с учетом НДС;
- 2014 г. - 259 440 110 руб., с учетом НДС;
- 2015 г. - 111 514 900 руб., с учетом НДС;
- 2016 г. - 1 899 790 589 руб., с учетом НДС;
- 2017 г. - 3 475 918 970 руб., с учетом НДС".
Приложение N 18 к контракту "График финансирования работ на 2013-2016 гг.", изложено в редакции Приложения N 2 "График финансирования работ на 2013-2017 гг.".
Дополнительным соглашением от 28.07.2015 N 7/161, в числе прочего, пункт 4.1 раздела 4 государственного контракта изложен в следующей редакции:
"Заказчик осуществляет финансирование по контракту из средств федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимыми ему в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
- 2013 г. - 469 947 123 руб., с учетом НДС;
- 2014 г. - 259 440 110 руб., с учетом НДС;
- 2015 г. - 122 850 537 руб., с учетом НДС;
- 2016 г. - 1 899 790 589 руб., с учетом НДС;
- 2017 г. - 3 464 583 333 руб., с учетом НДС".
Приложение N 1 "Календарный график выполнения работ на 2013 - 2016 годы" изложено в редакции Приложения N 2 к настоящему дополнительному соглашению; Приложение N 18 к контракту "График финансирования работ на 2013-2017 гг.", изложено в редакции Приложения N 3 к настоящему дополнительному соглашению.
В материалах настоящего дела также имеется копия вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2014 по делу N А07-17472/2014, которым также были частично удовлетворены исковые требования, - изменен пункт 5.1 государственного контракта, в части сроков окончания работ; соответствующим сроком установлено 30.11.2016.
Письмом от 14.08.2015 N 1108/1 ПОА "Волгомост" обратилось к ФКУ Упрдор "Самара - Уфа - Челябинск с предложением о заключении дополнительного соглашения к государственному контракту, об изменении сроков строительства Объекта, в связи с изменением лимитов бюджетных обязательств, доведенных заказчику главным распорядителем средств федерального бюджета, а также в связи с подписанием дополнительного соглашения от 27.03.2015 N 7/42, - исходя из положений ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Письмом от 01.09.2015 N ЛА-10/5161 ФКУ Упрдор Самара - Уфа-Челябинск отклонило предложение подрядчика о заключении вышеупомянутого дополнительного соглашения к государственному контракту, со ссылкой на то, что поскольку государственный контракт заключен в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, закон о размещении заказов), то, согласно ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, при заключении и исполнении контрактов, изменение условий контрактов указанных в извещениях и документациях о проведении открытых конкурсов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ; Частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов установлен закрытый перечень случаев, когда возможно изменить условия контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке. Изменение срока выполнения работ в ходе исполнения государственного контракта заказчиком по согласованию с исполнителем в вышеуказанный перечень случаев не входит; кроме того условиями государственного контракта от 12.12.2013 N 0301100012713000168-0000795-01 не предусмотрена возможность внесения изменений в сроки выполнения работ.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя в части исковые требования ПАО "Волгомост", исходил из наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения условий государственного контракта в судебном порядке.
Отказывая ПАО "Волгомост" в удовлетворении исковых требований в части подписания дополнительного соглашения к государственному контракту, арбитражный суд первой инстанции указал на то, что к спорным правоотношениям не могут быть применены положения п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", - исходя из условий ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе.
С выводами арбитражного суда первой инстанции в данной части, нельзя согласиться.
В силу условий п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 767 ГК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
Факт изменения лимитов бюджетного финансирования материалами настоящего дела подтвержден, и со стороны ответчика не оспаривается.
Пунктом 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Действительно, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в период действия которого между сторонами был заключен государственный контракт, подобного рода условий не содержал.
В то же время, частью 1 Федерального закона от 05.904.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
Поскольку в рассматриваемой ситуации права и обязанности сторон по государственному контракту в части выполнения подрядных работ и их оплаты, с учетом долгосрочности государственного контракта, и установленного поэтапного выполнения подрядных работ и соответственно их оплаты, возникли после вступления в силу Федерального закона от 05.904.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то соответственно, данный Федеральный закон применяется к упомянутым правоотношениям.
Иного, статьей 112 Закона о контрактной системе, к спорным правоотношениям, не предусмотрено.
Следовательно, положения п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе к правоотношениям между ПАО "Волгомост" и ФКУ Упрдор Самара - Уфа - Челябинск, применимы.
Тем не менее, неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права, не привело в данном случае к принятию необоснованного судебного акта, так как фактически, желаемый истцом правовой результат, достигнут, о чем в частности, свидетельствует подписание сторонами 24.03.2016 дополнительного соглашения N 7/35 к государственному контракту, которым в числе прочего, пункт 5.1 "Сроки выполнения работ" контракта, изложен в следующей редакции: "Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком выполнения работ (Приложение N1 к Контракту). Окончание работ: "30" октября 2017 г. Окончание работ по объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии (форма КС-14, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а".
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что требование истца об изложении пункта 5.1 государственного контракта в редакции: "5.1. Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту - Календарный график выполнения работ на 2013-2017 г.г.)
Начало выполнения: с момента заключения Государственного контракта.
Окончание работ: 30 октября 2017 года.
Окончание работ по объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии (форма КС-14, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а)", - фактически касаются только сроков окончания работ, тогда как, в остальном, редакция пункта 5.1 государственного контракта, соответствует первоначальной ("5.1. Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту).
Начало выполнения: с момента заключения Государственного контракта
Окончание работ: "30" октября 2015 г.
Окончание работ по объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии (форма КС-14, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а)")).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2016 года по делу N А07-26470/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Волгомост" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26470/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2016 г. N Ф09-8442/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Волгомост"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства", ФКУ "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск"