г. Москва |
|
16 мая 2016 г. |
Дело N А40-225657/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, И.Б. Цымбаренко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2016 по делу N А40-225657/15, принятое судьей Н.Е. Девицкой (122-297),
по заявлению ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" (ОГРН 1037739768220)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве,
третье лицо: ликвидатор ООО "СУ-110" Девина Н.Д.,
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: Морозова Д.М. по дов. от 17.09.2014;
от ответчика: Коршунов М.В. по дов. от 27.01.2016,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ответчик, налоговый орган) о внесении 14.08.2015 записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "СУ-110" в связи с ликвидацией. Также заявитель просил обязать Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи от 14.08.2015 ГРН 8157747305917.
Решением от 12.02.2016 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что у ООО "СУ-110" имеется перед обществом задолженность, а ликвидационный баланс не отражает действительный размер обязательств ликвидируемого общества.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо, извещенное судом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилось, представителя не направило. В порядке ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2014 по делу N А40-78661/14 ООО Коммерческий Банк "ОГНИ МОСКВЫ" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на один год.
Функции конкурсного управляющего ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
При осуществлении полномочий конкурсного управляющего было установлено наличие денежных обязательств ООО "СУ-110" перед ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ".
23.05.2012 между ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" и ООО "СУ-110" был заключен кредитный договор (кредитная линия с лимитом выдачи) N 133-к-12 (сумма кредита 90000000,00 руб., срок возврата 24.03.2015).
В обеспечение исполнения обязательств по указанному договору 23.05.2012 между сторонами заключен Договор залога прав (требований) N 133-зп-12 (предмет залога - права требования на получение денежных средств, вытекающие из Договора подряда на строительство жилых многоквартирных домов от 09.05.2012 N 090512).
10.12.2012 между ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" и ООО "СУ-110" был заключен кредитный договор N 322-к-12 (сумма кредита 7000000,00 руб., срок возврата 24.03.2015).
29.05.2013 между ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" и ООО "СУ-110" был заключен кредитный договор N 0000-500108 (сумма кредита 11536470,00 руб., срок возврата 24.03.2015).
Вместе с тем, 14.08.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве внесена запись о прекращении деятельности ООО "СУ-110" в связи с ликвидацией.
Полагая решение налогового органа незаконным, конкурсный управляющий ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно нормам п. 1, 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пп. а) п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В силу п. 4 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Как установлено нормой п. 4.1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что публикация о ликвидации ООО "СУ-110" размещена в журнале "Вестник Государственной Регистрации" N 17 (529) 2015, вышедшем 06.05.2015.
Документы для государственной регистрации поданы 07.08.2015, то есть по истечении двух месяцев с момента публикации.
Как достоверно установлено судом на основании материалов дела и не опровергнуто заявителем в регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при этом сроки и порядок, установленные нормами ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" соблюдены.
По смыслу нормы п. 4.1. ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
В тоже время, доказательства, подтверждающие уведомление ликвидационной комиссии ООО "СУ-110" о наличии требований кредитора (ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ"), в деле отсутствуют.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для отказа в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
Доводы подателя апелляционной жалобы воспроизводят правовую позицию заявителя в арбитражном суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда и правомерно отклонены в связи со следующим.
В соответствии с п. 4, 6 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Таким образом, процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требования - оспаривание такого отказа в суд.
Как правильно указал суд первой инстанции, доказательства предъявления заявителем требований к ООО "СУ-110" в срок, указанный в опубликованном сообщении о ликвидации ООО "СУ-110", не представлены.
Требования о погашении кредита, на которые ссылается податель апелляционной жалобы, относятся к другому периоду и не свидетельствуют, что ликвидатору общества было достоверно известно о наличии обязательств на период его ликвидации.
Публикация о прекращении хозяйственной деятельности ООО "СУ-110" носила общедоступный характер, то есть заявитель обладал реальной возможностью на предъявление своих требований по истечении двух месяцев после публикации сообщения о ликвидации ООО "СУ-110", однако данной возможностью в установленные законом порядке и срок не воспользовался. Доказательства обратного в деле отсутствуют, представитель заявителя подтвердил, что в установленном ст. 64 ГК РФ порядке общество в ликвидационную комиссию (к ликвидатору) не обращалось.
Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Исходя из смысла ст. 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае уклонения от рассмотрения требования, направленного ликвидационной комиссии, требование удовлетворяется в порядке очередности только после удовлетворения судом иска кредитора о взыскании долга.
Кроме того, в случае недобросовестных действий ликвидатора должника, кредитор вправе, не оспаривая регистрацию ликвидации организации-должника в ЕГРЮЛ, предъявить иск к ликвидатору о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями в период ликвидации должника-организации в связи с утратой возможности получения денежных средств от ликвидированного юридического лица, в соответствии со ст.ст. 15, 393, 401, 1064, 1082 ГК РФ.
Согласно норме п. 5 ст. 64 ГК РФ требования кредитора, заявленные до истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
В настоящем случае, заявителем не представлены доказательства, что требование ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" о включении задолженности в перечень требований кредиторов ликвидируемого юридического лица поступило уполномоченному лицу - ликвидатору, и ликвидатор уклонялся от рассмотрения требований заявителя. Отсутствуют и доказательства обращения заявителя с соответствующим иском в суд.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку заявителя на наличие споров в Арбитражном суде города Москвы на момент ликвидации третьего лица. По делу N А40-58299/15 заявление определением от 30.09.2015 оставлено без рассмотрения. Производство по делу N А40-152977/15 прекращено в связи с отказом от иска. Кроме того, данный иск неимущественного характера был заявлен после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "СУ-110".
В настоящем случае наличие судебных споров не доказывает наличие задолженности у ООО "СУ-110" на момент ликвидации, при этом и после завершения производства по названным судебным делам какая-либо задолженность у ООО "СУ-110" перед заявителем не возникла.
В части ссылки подателя апелляционной жалобы на договоры, согласно которым ООО "СУ-110" является должником заявителя. Судом правомерно указано на отсутствие доказательств, что по указанным договорам ООО "СУ-110" не исполнило своих обязательства.
Следует учесть, что обязательства третьего лица были обеспечены залогом.
Выписки по счету, вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, не свидетельствуют о наличии задолженности.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа не противоречит требованиям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Соответствующие требованиям правовых норм решение, действия ответчика не нарушают права и законные интересы заявителя.
Применительно к нарушению прав заявителя следует учесть, что в силу п. 5.2. ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности заявителем нарушения оспариваемым решением налогового органа прав и законных интересов общества.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на толковании правовых норм и оценке фактических обстоятельств отличных от суда первой инстанции, не опровергают правильные выводы арбитражного суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2016 по делу N А40-225657/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-225657/2015
Истец: Конкурсный управляющий - Государственная корпорация "Агенство по страхованию вкладов", ООО КБ "Огни Москвы", ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" в лице К/У ГК "Агентство по страхованию вкладов", ООО Коммерческий банк "ОГНИ МОСКВЫ"
Ответчик: МИФНС России N 46 по г. Москве, МИФНС РФ N46 по г. Москве
Третье лицо: Девин Н. Д., ООО "СУ-110" Ликвидатор Девина Н. Д.