г. Вологда |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А44-8394/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 января 2016 года по делу N А44-8394/2015 (судья Максимова Л.А.),
установил:
Счетная палата Новгородской области (место нахождения: 173007, город Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1; ИНН 5321095557, ОГРН 1045300260741; далее - счетная палата) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 173009, город Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; ИНН 5321033864, ОГРН 1025300783848; далее - управление, Фонд) о признании незаконными действий по проведению проверки счетной палаты, а также решения от 04.09.2015 N 106 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов и решения от 04.09.2015 N 188 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 21 января 2016 года признаны незаконными решения управления от 04.09.2015 N 106 и от 04.09.2015 N 188. На управление возложена обязанность устранить допущенное указанными решениями нарушение прав и законных интересов счетной палаты. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорные выплаты не носят компенсационный характер, следовательно, подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Счетная палата в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела без ее участия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, с 06.07.2015 по 09.07.2015 на основании решению руководителя регионального отделения фонда от 06.07.2015 N 209 управление проведена проверка счетной палаты по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 2012-2014 годы, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 31.07.2015 N 217 и вынесено решение от 04.09.2015 N 106 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым счетной палате предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 8130,12 руб., соответствующие ей пени в сумме 240,87 руб. и штраф по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в сумме 1626,02 руб.
Кроме того, на основании решения руководителя Фонда от 06.07.2015 N 369 управление провело проверку счетной палаты по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2012-2014 годы, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 31.07.2015 N 390 и вынесено решение от 04.09.2015 N 188 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым счетной палате предложено уплатить недоимку на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1041,30 руб., и штраф по абзацу 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в сумме 208,26 руб.
Счетная палата, не согласившись с указанными решениями, а также с действиями управления по проведению проверки, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконным.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление счетной палата в части признания незаконными решений от 04.09.2015 N 106 и от 04.09.2015 N 188.
Из материалов дела следует, что основанием доначисления страховых взносов и привлечения счетной палаты к ответственности по решениям управления от 04.09.2015 N 106 и от 04.09.2015 N 188 явились выводы фонда о том, что счетной палатой в нарушение части 1 статьи 7 и части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, подпункта 2 пункта 2 статьи 17 и статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ за 2014 год не начислены страховые взносы на выплаты единовременного характера на лечение, производимые в пользу лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Новгородской области.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в частности: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2), с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период (пункт 11), и другие.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Статьей 14 Закона N 79-ФЗ определены основные права гражданского служащего, в том числе, право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Гражданский служащий в силу статьи 13 закона N 79-ФЗ - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 50 Закона N 79-ФЗ устанавливает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (статья 50 Закона N 79-ФЗ).
Статьей 52 Закона N 79-ФЗ определены основные государственные гарантии гражданских служащих для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Статьей 53 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации гражданским служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Областной закон Новгородской области от 12.09.2006 N 715-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования государственной гражданской службы Новгородской области и деятельности лиц, замещающих государственные должности Новгородской области" (далее - Закон N 715-ОЗ). В статье 5 Закона N 715-ОЗ перечислены гарантии для гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности Новгородской области и определены порядок и условия их предоставления.
Статья 6 Закона N 715-ОЗ "Единовременная выплата на лечение (оздоровление)" (в соответствующей спорному периоду редакции) определяет, что лицам, замещающим государственные должности и должности гражданской службы, выплачивается единовременная выплата на лечение (оздоровление). Размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) определяется в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Порядок выплаты единовременной выплаты на лечение (оздоровление) определяется работникам: 1) Новгородской областной Думы, Счетной палаты Новгородской области, аппарата Уполномоченного по правам человека в Новгородской области, аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области, Уполномоченному по правам человека в Новгородской области и Уполномоченному по правам ребенка в Новгородской области - Новгородской областной Думой.
Постановлением Новгородской областной Думы от 29.06.2005 N 1108-III ОД утверждено Положение о порядке выплаты единовременной выплаты на лечение (оздоровление) лицам, замещающим государственные должности и должности гражданской службы, согласно которому: 1. Единовременная выплата на лечение (оздоровление) лицу, замещающему государственную должность или должность гражданской службы, выплачивается на основании его письменного заявления и в соответствии с распоряжением председателя Новгородской областной Думы, приказом председателя Счетной палаты Новгородской области, приказом Уполномоченного по правам человека в Новгородской области, приказом Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области соответственно. 2. Единовременная выплата выплачивается один раз в год к очередному отпуску или, в исключительном случае, в течение календарного года. 4. При расторжении
Во исполнение указанных норм постановлением Новгородской областной Думы от 27.11.2013 N 813-5ОД "Об установлении размера единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год" установлен размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год лицам, замещающим государственные должности Новгородской области и должности государственной гражданской службы Новгородской области в сумме 40 050 руб.
В данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, выплаты государственным служащим единовременного пособия на лечение (оздоровление), основанные на законодательных актах субъекта Российской Федерации, не являющиеся стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), а по существу являются компенсационными.
Аналогичные выводы содержатся также и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2015 года по делу N А44-3959/2015.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение управления от 04.09.2015 N 106.
Основанием для привлечения к ответственности и начисления страховых взносов по решению управления от 04.09.2015 N 188 послужил вывод Фонда о том, что счетная палата в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 17 и статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ не исчислила страховые взносы на произведенные в 2014 году выплаты единовременного характера на лечение (оздоровление) гражданским служащим счетной палаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона.
Согласно абзацу 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Приведенный выше судом анализ природы единовременной выплаты на лечение (оздоровление) гражданским служащим счетной палаты показал, что данная выплата основана на решениях представительных органов государственной власти и законодательных актах субъекта Российской Федерации, не является стимулирующей, не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не является оплатой труда работника (вознаграждением за труд), а по существу является компенсационной выплатой, что свидетельствует о правомерности доводов Палаты, что единовременные выплаты на лечение (оздоровление) не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в частности, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, Фондом не представлено.
В связи с этим у управления не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемых периодов в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также привлечения счетной палата к ответственности в виде штрафа по решению от 04.09.2015 N 188.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности решения Фонда от 04.09.2015 N 188.
Доводы апелляционной жалобы исследованы судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а основаны на их неправильном толковании.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 января 2016 года по делу N А44-8394/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-8394/2015
Истец: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ-Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ