Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2016 г. N Ф07-6803/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А05-13850/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 февраля 2016 года по делу N А05-13850/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Архангельская телевизионная компания" (место нахождения: 163020, г. Архангельск, пр. Никольский, д. 17, корп. 1; 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 52, 13-й этаж; ОГРН 1022900543445, ИНН 2901048241; далее - общество, ООО "АТК", ООО "Архангельская телевизионная компания") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 163061, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 5, корп. 1; ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; далее - управление, регистрирующий орган) о признании незаконным сообщения об отказе в проведении государственной регистрации от 03.11.2015 N 29/001/076/2015-68, а также о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на тепловую сеть с кадастровым номером 29:22:000000:7935, расположенную по адресу: г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, пр. Никольский, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5; ОГРН 1022900509521, ИНН 290101001; далее - администрация), Министерства имущественных отношений Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815; далее - министерство имущественных отношений), открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42; ОГРН 1057601091151, ИНН 760601001; далее - ОАО "ТГК N 2").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 февраля 2016 года признано незаконным изложенное в сообщении об отказе в проведении государственной регистрации от 03.11.2015 N 29/001/076/2015-68 решение управления об отказе ООО "Архангельская телевизионная компания" в государственной регистрации права собственности на тепловую сеть, расположенную по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, пр. Никольский.
На управление возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Архангельская телевизионная компания" на тепловую сеть с кадастровым номером 29:22:000000:7935, расположенную по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, пр. Никольский.
Кроме того, с управления в пользу ООО "Архангельская телевизионная компания" взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт, так как не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, по которым проходит подземный теплопровод. В обоснование жалобы ссылается на невозможность проверки законности строительства, нарушения прав третьих лиц при строительстве спорного объекта в связи с тем, что по представленным документам невозможно определить наличие оформленных прав на земельные участки, в пределах которых расположено сооружение. Отмечает, что уточнить границы земельного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет, невозможно. Говорит о том, что отсутствие индивидуально-определенного земельного участка для строительства объекта не позволяло установить, на каком конкретном земельном участке возведен объект. Считает, что строительство сооружения произведено без получения на это необходимых разрешений, что говорит о самовольной постройке; такие документы, как заявление и разрешение на строительство от 15.09.2014, а также распоряжение об утверждении схемы земельного участка N 2426, не должны рассматриваться судом в качестве доказательств, поскольку не были представлены вместе с заявлением о государственной регистрации. Полагает, что спорный объект будет являться собственностью ОАО "ТГК N 2", так как возведен вместо демонтированного трубопровода ОАО "ТГК N 2" и подлежит передаче в собственность данной организации по соглашению о возмещении убытков.
От ООО "АТК" и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании заявления о выдаче разрешения на строительство от 09.09.2014 в соответствии с проектной документацией, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Архпромсервис", мэрия города Архангельска выдала ООО "АТК" разрешение от 15.09.2014 N RU 29301000-357 на строительство административного здания на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:023101:26, 29:22:023101:13, расположенных по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, пр. Никольский (т. 2, л. 3-4). Срок действия этого разрешения был установлен до 01.02.2016. В дальнейшем действие этого разрешения было продлено до 01.09.2017.
Проектной документацией на строительство указанного административного здания предусмотрено устройство тепловых сетей, в том числе вынос тепловых сетей из пятна застройки (демонтаж участка надземной тепловой сети от тепловой камеры С-5-6 до компенсатора на участке от ТК С-5-6 до С-5-7 включительно, а также демонтаж компенсатора между тепловыми камерами С-5-6а до С-5-7 и демонтаж тепловой камеры С-5-6а) и прокладка тепловой сети от ТК-С-5-5 до компенсатора на участке от ТК С-5-6 до ТК С-5-7 в непроходных железобетонных каналах Кл 120-60 (т. 2, л. 5-13).
В связи с тем что при осуществлении строительства административного здания произошел частичный демонтаж вышеописанного участка надземной тепловой сети, входящей в состав зарегистрированного объекта "теплотрасса Соломбальского района", принадлежащего на праве собственности ОАО "ТГК-2" и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 29:22:023101 (т. 1, л. 23, 33), ООО "АТК" и ОАО "ТГК-2" 29.08.2014 заключили соглашение о возмещении убытков (т. 1, л. 20 - 23), в котором определили оценку размера убытков ОАО "ТГК-2" от демонтажа участка тепловой сети и установили порядок компенсации этих убытков. В соответствии с пунктом 3 данного соглашения для обеспечения надежности теплоснабжения согласно общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения ООО "АТК" обязалось возместить убытки путем строительства своими силами и за свой счет теплосетевого имущества, аналогичного ликвидируемому, с характеристиками не ниже, чем у ликвидируемого имущества, и последующей передачи этого имущества в собственность ОАО "ТГК-2". В пункте 5.2 данного соглашения его стороны определили, что теплосетевое имущество, возведённое взамен ликвидируемого, должно быть передано ОАО "ТГК-2" путем заключения дополнения к этому соглашению и осуществления государственной регистрации перехода права собственности.
Для выполнения земляных работ по выносу теплотрассы из пятна застройки по объекту "Административное здание по пр. Никольский в г. Архангельске" управление административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии города Архангельска выдало ООО "АТК" разрешение (ордер) на право производства земляных работ от 07.08.2014 N 239/14 (т. 1, л. 24-25). Первоначальный срок проведения земляных работ был установлен на период с 07.08.2014 по 02.09.2014, затем этот срок неоднократно продлевался и окончательно был установлен до 31.10.2014. В разрешении указано на необходимость согласования работ с собственниками земельных участков.
Из технического плана сооружения видно, что оно находится на территории двух земельных участков с кадастровыми номерами (кадастровые кварталы) 29:22:023101 и 29:22:023001 (т.1, л.33).
После выполнения работ по прокладке указанной тепловой сети ООО "АТК" обратилось в мэрию города Архангельска за выдачей разрешения на ввод этого объекта в эксплуатацию. В соответствии с выданным мэрией города Архангельска разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 23.04.2015 N RU 29301000-27 ООО "АТК" на основании статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - тепловой сети протяженностью 121 м, расположенной по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, пр. Никольский (т. 1, л. 26-28).
В связи с созданием указанного сооружения осуществлен его кадастровый учет. Постановка этого объекта на кадастровый учет состоялась 15.05.2015, объекту присвоен кадастровый номер 29:22:000000:7935 (т. 1, л. 35, 36). Сведения о земельных участках, в пределах которых расположено указанное сооружение, в кадастровом паспорте отсутствуют.
Однако из схемы к соглашению о возмещении убытков (т.1, л.23) следует, что административное здание общества, по существу, построено на месте демонтированного надземного участка теплотрассы (пятно застройки), спорный подземный участок теплотрассы возведен в целях восстановления целостности и функциональности существующей и прошедшей государственную регистрацию теплотрассы ОАО "ТГК-2", для соединения тепловых камер С-5-6 и С-5-7.
Из материалов дела также следует, что 16.06.2015 ООО "АТК" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное сооружение с кадастровым номером 29:22:000000:7935, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, пр. Никольский (т. 1, л. 68, 69). Вместе с заявлением на государственную регистрацию были представлены кадастровый паспорт сооружения, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.04.2015 N RU 29301000-27, соглашение о порядке возмещения убытков от 29.08.2014, разрешение (ордер) на право производства земляных работ от 07.08.2014 N 239/14 (т. 1, л. 37, 38).
Посчитав, что вопреки требованиям пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) заявитель не представил на государственную регистрацию правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено названное сооружение, управление на основании пункта 1 статьи 19 данного Закона 23.06.2015 приостановило государственную регистрацию права собственности на это сооружение по 22.07.2015 (т. 1, л. 84 -85).
Заявитель представил в управление дополнительные документы, в том числе договор аренды земельного участка от 13.05.2013 N 4/138с, распоряжение от 22.04.2013 N 570-р "О предоставлении в аренду земельного участка площадью 1107 кв. м с кадастровым номером 29:22:023101:26 в Соломбальском территориальном округе г. Архангельска", свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 0,1748 га с кадастровым номером 29:22:023101:0013, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский округ, пр. Никольский, д. 1, корпус 1, а также информационное письмо кадастрового инженера Гафарова С.В. (т. 1, л. 90-106).
Кроме того, по запросу регистрирующего органа управление административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии города Архангельска направило с сопроводительным письмом копию договора аренды земельного участка с кадастровым номером 29:22:023101, государственная собственность на который не разграничена, от 08.08.2014 N 4/148(с) (т. 1, л. 107-112).
По истечении срока, на который была приостановлена государственная регистрация, управление на основании абзацев восьмого, десятого, тринадцатого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказало ООО "АТК" в государственной регистрации права собственности на тепловую сеть. Решение об отказе в государственной регистрации права собственности было оформлено сообщением от 03.11.2015 N 29/001/076/2015-68 (т. 1, л. 113). В обоснование решения управление указало, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие права ООО "АТК" на земельный участок, на котором расположено сооружение, а согласно сведениям, поступившим в управление в результате межведомственного взаимодействия, департамент градостроительства мэрии города Архангельска не обладает информацией, в пределах какого именно земельного участка расположено сооружение.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, ООО "АТК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и о возложении на управление обязанности зарегистрировать право собственности на названное сооружение.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц предусмотрено также главой 24 АПК РФ.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 4 этого же Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для её проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17, 18 указанного Закона.
Так, в силу пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона N 122-ФЗ, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ. Согласно абзацам восьмого, десятого, тринадцатого пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно статьям 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом; право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, довод жалобы о том, что надлежащим истцом является ОАО "ТГК N 2" как вероятный собственник имущества, подлежит отклонению, поскольку вышеописанное соглашение о возмещении убытков не может быть исполнено без регистрации права собственности за обществом, как лицом, осуществившим строительство указанного объекта.
Особенности государственной регистрации права на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона N 122-ФЗ, в пункте 1 которой указано, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном данным Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, право собственности на созданный объект недвижимого имущества, по общему правилу, регистрируется при предоставлении следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что необходимо при применении положений пункта 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ учитывать специфику регистрации подземных инженерных коммуникаций.
Так, в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в том числе статей 23, 78, 89, 90, нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Статус земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, а также особенности регулирования вопросов, связанных с использованием земельных участков, на которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, и вопросов, связанных с приобретением прав на такие участки, предусмотрены нормами статьи 90 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Следовательно, прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельный участок при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ним, но налагает на данный участок определённый режим его использования. Само по себе предоставление земельного участка на период осуществления строительства не предусматривает какое-либо изменение имущественного права, требующее государственной регистрации. Поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что в пункте 8 статьи 90 ЗК РФ речь идет об отсутствии необходимости оформления прав собственников объектов трубопроводного транспорта на земельные участки именно для целей эксплуатации подземных объектов, то есть уже после того, как право собственности на объект недвижимого имущества возникло в установленном законом порядке (после государственной регистрации права), являются несостоятельными, поскольку в силу прямого указания в названной норме не требуют оформления прав собственников объектов трубопроводного транспорта те земельные участки, которые предоставлены на период осуществления строительства и именно под строительство объектов трубопроводного транспорта. Формулировка, использованная законодателем в данной норме, не предполагает альтернативного толкования, предложенного регистрирующим органом.
Статьей 89 ЗК РФ предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
В рассматриваемом случае построенное заявителем с привлечением подрядной организации сооружение представляет собой тепловые сети - подземные инженерные коммуникации теплоснабжения, при этом разрешительная документация (проектная документация и документация по земляным работам) до момента прокладки сетей была согласована в установленном порядке с компетентными органами, поэтому оформление прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации спорных объектов, в силу положений земельного законодательства не требовалось.
Кроме того, большая часть спорной тепловой сети находится в пределах земельного участка площадью 0,1292 га, расположенного в кадастровом квартале 29:22:023101. Схема расположения этого участка, ограниченного точками с 1 по 13, утверждена распоряжением мэрии города Архангельска от 04.08.2014 N 2426р, а сам земельный участок по договору аренды от 08.08.2014 N 4/148(с) предоставлен ООО "АТК" в аренду для нужд строительства административного здания по пр. Никольскому в г. Архангельске (т. 1, л. 33-34, 36; т. 2, л. 7, 20, 21). Указанный участок граничит с принадлежащим ООО "АТК" на праве собственности земельным участком площадью 0,1748 га с кадастровым номером 29:22:023101:0013 (т. 1, л. 36, 93; т. 2, л. 21), с предоставленным ООО "АТК" земельным участком площадью 1107 кв. м с кадастровым номером 29:22:023101:26 (т. 1, л. 36, 94 - 100; т. 2, л. 21), а также с земельными участками, не прошедшими государственный кадастровый учет (т. 1, л. 36; т. 2, л. 21). При этом спорная теплотрасса соединяет тепловые камеры существующей и зарегистрированной теплотрассы.
Из представлявшихся на государственную регистрацию технического плана сооружения, кадастрового паспорта, разрешения (ордера) на производство земляных работ от 07.08.2014 N 239/14, а также из представленных в материалы настоящего дела схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 29:22:023101 (т. 2, л. 21) и проектной документации (т. 2, л. 6-9) видно, что частично сооружение проходит под территорией, занятой проезжей частью пр. Никольского.
В силу пункта 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Поскольку территории общего пользования не могут быть включены в земельный участок, образуемый как самостоятельный объект земельных отношений, отсутствует необходимость в отводе земельного участка, что невозможно без формирования его границ, и в оформлении прав на землю в этой части.
Управлением по предложению суда первой инстанции не представлены сведения о правообладателях в отношении тех земельных участков, которые расположены в пределах спорных кадастровых кварталов, под территорией которых проходит спорное сооружение.
Кроме того, в материалах дела не имеется данных о несогласии каких-либо пользователей земельных участков с проведением земляных работ по устройству теплотрассы.
Ссылка ответчика в сообщении об отказе в государственной регистрации на тот факт, что согласно сведениям, поступившим в управление в результате межведомственного взаимодействия, департамент градостроительства мэрии города Архангельска не обладает информацией, в пределах какого именно земельного участка расположено сооружение, не соответствует действительности.
Так, в письме управления административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии города Архангельска от 01.10.2015 N 6249/81-06, направленном в управление в порядке межведомственного взаимодействия, договор аренды земельного участка от 08.08.2014 N 4/148(с) указан в качестве документа, подтверждающего предоставление земельного участка для возведения объекта капитального строительства "Тепловая сеть" по адресу: г. Архангельск, пр. Никольский (т. 1, л. 107-112). По этому договору ООО "АТК" в аренду предоставлен земельный участок площадью 1292 кв. м. Тот факт, что в качестве кадастрового номера этого земельного участка фактически указан номер кадастрового квартала, в пределах которого расположен данный земельный участок, не свидетельствует о невозможности установления управлением границ этого участка. Уточнения границ земельного участка управлением в порядке межведомственного взаимодействия с мэрией города Архангельска не проводилось, поэтому доводы жалобы о невозможности такого уточнения подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в числе прочих документов необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок (часть 3 статьи 55 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, к заявлению на регистрацию права собственности на спорное сооружение ООО "АТК" представило выданное мэрией города Архангельска разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.04.2015 N RU 29301000-27. В соответствии с этим документом ООО "АТК" на основании статьи 55 ГрК РФ разрешён ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - тепловой сети протяженностью 121 м, расположенной по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, пр. Никольский. В установленном законом порядке названное разрешение не оспорено и не признано недействительным (незаконным). Оснований полагать, что при выдаче этого разрешения мэрия города Архангельска отступила от требований статьи 55 ГрК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах ссылка ответчика на то, что спорное сооружение является самовольной постройкой, противоречит материалам дела.
Исходя из положений статьи 25 Закона N 122-ФЗ на государственную регистрацию права собственности на тепловую сеть с кадастровым номером 29:22:000000:7935, расположенную по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, пр. Никольский, были представлены все необходимые документы.
При изложенных обстоятельствах у управления отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности по указанному им основанию. Незаконно отказав ООО "АТК" в государственной регистрации права собственности, управление тем самым нарушило права и законные интересы этого лица.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, на основании которых требования заявителя удовлетворены.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 февраля 2016 года по делу N А05-13850/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13850/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2016 г. N Ф07-6803/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АРХАНГЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Архангельск", Министерство имущественных отношений Архангельской области, ОАО "Территориальная генерирующая компания N2"