Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 сентября 2016 г. N Ф07-6469/16 настоящее постановление отменено
Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А21-6201/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Черенков М.В. по доверенности от 10.08.2015
от ответчика (должника): Гусарова Т.Ю. по доверенности от 17.12.2015, Алексашина Е.В. по доверенности от 28.12.2015
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7223/2016) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2015 по делу N А21-6201/2015 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "Вавилон"
к Калининградской областной таможне
3-е лицо: КМООИ "Бранвен"
о признании недействительными решения, требования
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Вавилон" (ИНН 7701548790, ОГРН 1047796532970) (далее - ООО "Вавилон", Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (ИНН 3906190003, ОГРН 1083925999992) (далее Таможня, таможенный орган) уточненным и принятым судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными требования об уплате таможенных платежей от 14.07.2015 г. N 10012000/140715/0000124-П и решения Калининградской областной таможни по результатам проверки от 29.06.2015 г. N 10012000/400/290615/Т0110.
На основании определения суда от 13 октября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Калининградская региональная общественная организация инвалидов "БРАНВЕН" (далее - КМООИ "БРАНВЕН") (236006, г. Калининград, ул. Маршала Баграмяна, д. 26, кв. 43).
Решением от 30.11.2015 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, таможенный орган направил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы таможенный орган со ссылкой на положения статьи 19 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны указывает на правомерность принятых таможней решения от 29.06.2015 г. N 10012000/400/290615/Т0110 и требования от 14.07.2015 г. N 10012000/140715/0000124-П.
В судебном заседании представитель таможни доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в январе 2013 года по ДТ N N 10226200/240113/0001407, 10226200/250113/0001456, 10226200/310113/0002127, 10226200/310113/0002130 КМООИ "БРАНВЕН" в соответствии с таможенной процедурой реимпорт с особенностью "товары, изготовленные (полученные) в СЭЗ с использованием товаров таможенного союза и иностранных товаров) вывезла на остальную часть территории Таможенного союза с территории Калининградской области товар "чековая лента с односторонним полимерным покрытием, термочувствительная, различной шириной на полимерных втулках". Данный товар являлся результатом переработки товаров, ранее ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, и имел статус товара Таможенного союза, что удостоверялось Калининградской торгово-промышленной палатой в соответствующих заключениях.
По спорным декларациям в рамках договора N 0096/К-233, заключенного между КМООИ "БРАНВЕН" и ООО "Вавилон", последний выступил в качестве таможенного представителя.
Калининградской областной таможней в отношении КМООИ "БРАНВЕН" по вышеуказанным декларациям проведена камеральная таможенная проверка. В результате камеральной таможенной проверки таможней было установлено, что при изготовлении чековой ленты с использованием иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, КМООИ "БРАНВЕН" осуществлены только те операции, которые в соответствии с Перечнем операций, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 373, не отвечают критериям достаточной переработки. Кроме того, по результатам проверки установлен как не имеющий юридической силы факт признания товаров, задекларированных по проверенным декларациям, товарами Таможенного союза.
29.06.2015 г. принято решение по результатам проверки N 10012000/400/290615/Т0110 об отказе КМООИ "БРАНВЕН" в предоставлении освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров "чековая лента" по проверенным декларациям.
В адрес ООО "Вавилон" как его таможенного представителя КМООИ "БРАНВЕН", несущего солидарную с ним обязанность по уплате таможенных платежей, было выставлено требование об уплате таможенных платежей от 14.07.2015 N 10012000/140715/0000124-П., в соответствии с которым Обществу в срок не позднее 20 дней с момента получения требования необходимо погасить задолженность по уплате таможенных платежей и пени в сумме 3 264 513, 86 руб.
Названные обстоятельства и послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящими уточненными требованиями о признании недействительными решения таможни по результатам проверки N 10012000/400/290615/Т0110 и требования об уплате таможенных платежей от 14.07.2015 г. N 10012000/140715/0000124-П.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 (далее - Соглашение) свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Согласно пункту 8 статьи 17 Соглашения таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением под таможенную процедуру реимпорта товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае если товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не признаны товарами таможенного союза и вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 19 Соглашения, товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признается товаром таможенного союза, если в результате осуществления операций по изготовлению (получению) товара выполняется одно из перечисленных в данном пункте условий.
Товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не признается товаром таможенного союза, если в отношении товара осуществлены только те операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки, независимо от выполнения иных условий.
В апелляционной жалобе таможенный орган ссылается на указанные положения Соглашения как на основание полномочий таможенного органа для вынесения решения об отказе в предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем, данный пункт определяет материальные основания для признания товара товаром Таможенного союза, однако порядок определения статуса раскрыт в других положениях и не предусматривает право Таможни самостоятельно определять статус товара в обход установленной законом процедуры.
Согласно пункту 5 статьи 19 Соглашения определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей, уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, определяемым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1192 г. Торгово-промышленная палата Российской Федерации и определяемые ею территориальные торгово-промышленные палаты являются органами Российской Федерации, уполномоченными на выдачу заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Соглашения в качестве документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, уполномоченным органом государства - члена таможенного союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза или заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром таможенного союза.
Форма, порядок заполнения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром таможенного союза, а также порядок их выдачи и применения определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 437 (далее - Решение КТС N 437).
В случае установления, что Заключение формы ТТС содержит недостоверные сведения и (или) выдано на основании подложных, недостоверных и (или) неполных сведений, только Уполномоченный орган аннулирует такое заключение, о чем Уполномоченный орган письменно информирует заявителя и центральный таможенный орган государства - члена Евразийского экономического союза (пункт 6 Решение КТС N 437).
Таможенный орган вправе либо направить в установленных законом случаях информацию в уполномоченный орган для решения вопроса об аннулировании уполномоченным органом заключений по форме ТТС, либо самостоятельно строго в установленных законом случаях признать заключения по форме ТТС недействительными. Иными полномочиями таможенный орган не обладает.
Согласно пункту 7 Решения КТС N 437 Заключение формы ТТС может быть признано недействительным таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза в случае если:
1) в Заключении формы ТТС имеются подчистки, помарки или исправления, не заверенные в соответствии с Порядком заполнения Заключения формы ТТС, а также отсутствуют необходимые подписи и/или печати;
2) сведения о товарах, указанные в Заключении формы ТТС, не соответствуют сведениям о товарах, содержащимся в таможенной декларации на товары, поданной таможенному органу государства - члена Евразийского экономического союза при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
3) Заключение формы ТТС заполнено с нарушением Порядка заполнения Заключения формы ТТС;
4) в Заключении формы ТТС подпись лица, удостоверяющего Заключение формы ТТС, выполнена в виде факсимиле.
Как усматривается из материалов дела, наличие указанных выше обстоятельств Таможней в ходе таможенного контроля не установлено.
В силу пункта 7 статьи 19 Соглашения при отсутствии, аннулировании или признании недействительным документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории таможенного союза, а в иных целях - как иностранный товар.
Следовательно, для того, чтобы товар считался иностранным, заключение формы ТТС должно:
- отсутствовать,
- быть аннулировано;
- признано недействительным.
Как установлено судом, в материалах камеральной проверки Таможни имеется Решение экспертного совета при Торгово-промышленной палате Российской Федерации по вопросам определения статуса товара, изготовленного (полученного) в особых экономических зонах N 2 от 18 марта 2014 года, согласно которому действующие процессы производства чековой ленты были признаны недостаточными, а Калининградской торгово-промышленной палате с 19 марта 2014 года до углубления технологических операций указано на необходимость приостановить выдачу Заключений формы ТТС на данную продукцию. Однако, в материалах проверки имеется также письмо Торгово-промышленной палаты Российской Федерации N 046/0115 от 29.05.2014 года, разъясняющее порядок применения решения N 2. Из данного письма следует, что Решение N 2 не является основанием для признания заключений по форме ТТС в отношении чековой ленты, выданных до 19 марта 2014 года, недействительными. При этом выдача заключений по форме ТТС с 07 января 2012 по 19 марта 2014 правомерна.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у Общества Заключения формы ТТС, которое не было аннулировано уполномоченным органом и не было признано недействительным. Таким образом, Товар обоснованно признан товаром Таможенного союза и оформлен в заявленной процедуре при вывозе на остальную часть территории России.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у таможенного органа законных оснований для признания оформленного КМООИ "БРАНВЕН" по ДТ N N 10226200/240113/0001407, 10226200/250113/0001456, 10226200/310113/0002127, 10226200/310113/0002130 товара, как товара, не имеющего статус товаров таможенного союза, признается судом апелляционной инстанции правильным.
В нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ, Таможней не представлено необходимых и достаточных доказательств, обосновывающих законность принятия оспариваемого решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2015А21-6201/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6201/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 сентября 2016 г. N Ф07-6469/16 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Вавилон"
Ответчик: Калининградская областная таможня
Третье лицо: КМООИ "Бранвен"
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6469/16
17.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7223/16
30.11.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6201/15
29.10.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22229/15