Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2016 г. N Ф08-5846/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2016 г. |
дело N А32-31861/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей А.Н. Герасименко, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края: представители Светличная Е.В. по доверенности от 10.05.2016, Карпова А.Л. по доверенности от 13.01.2016,
от Акционерного общества "Транснефть-терминал": представитель
Добрицкая А.С. по доверенности от 15.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть-терминал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016 по делу N А32-31861/2015 по заявлению акционерного общества "Транснефть-терминал", г. Новороссийск к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края о признании недействительным решения от 24.03.2015 N 553 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; о признании недействительным решения от 24.03.2015 N 91885 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-терминал" (далее - АО "Транснефть-терминал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС России по г.Новороссийску Краснодарского края, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.03.2015 N 553 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; о признании недействительным решения от 24.03.2015 N 91885 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Транснефть-терминал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016; вынести новый судебный акт, которым признать полностью недействительными решения ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 24.03.2015 N 553 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", от 24.03.2015 N 91885 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество в проверяемый период оказывало услуги по перевалке и транспортно-экспедиционные услуги, а потому правомерно применило к оказанным услугам ставку НДС 0 % в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Вывод суда первой инстанции о том, что транспортно-экспедиционные услуги экспортерам нефти и нефтепродуктов оказывает ЗАО "Транснефть-Сервис", а не общество, является ошибочным.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть-Терминал", ОГРН 1082315002802 (бывшее ЗАО "Морской портовый сервис"), является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 20.10.2014 уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2014 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 03.02.2015 N 57418 и вынесены решения от 24.03.2015:
- N 553 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым обществу отказано в возмещении НДС в сумме 84 579 953 рублей;
- N 91885 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю решением от 27.03.2015 N 21 -12-189 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решения налоговой инспекции.
Общество не согласилось с указанными решениями инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что налоговой инспекцией обеспечено присутствие представителя общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки.
Поскольку общество реализовало право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, суд правомерно посчитал процедуру рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки соблюденной.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно представленных в материалы дела документальных доказательств, основным видом деятельности АО "Транснефть - Терминал" является перевалка, транспортировка, хранение нефти и нефтепродуктов.
Обществом 20.10.2014 представлена уточненная налоговая декларация по НДС (регистрационный номер 39005954) за 3 квартал 2014 года, согласно которой заявлено к возмещению НДС в сумме 253 851 438 рубля.
Согласно представленной уточненной декларации, налогоплательщиком в разделе 4 декларации по коду операции 1010405 отражена реализация услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов на экспорт в сумме 83 257 679 рублей.
По результатам проверки инспекцией сделан вывод о неправомерности применения Обществом ставки 0 процентов по реализации услуг, заявленных в декларации по коду операции 1010405, в связи с тем, что услуги по перевалке нефтепродуктов оказаны на территории нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис", не относящихся к территории порта, применение подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено.
Вместе с тем, заявитель указывает, что фактически Общество оказывает услуги по перевалке и транспортировке нефтепродуктов, которые облагаются НДС по ставке 0% на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Согласно подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ под перевалкой в целях статьи 164 НК РФ понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Учитывая изложенное, положения подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, предусматривающие ставку НДС в размере 0 процентов, применяются в отношении услуг по погрузке, выгрузке, сливу, наливу, маркировке, сортировке, упаковке, перемещению в границах морского, речного порта, технологическому накоплению грузов, приведению грузов в транспортабельное состояние, их креплению, сепарации и хранению, оказываемых в пределах границ порта.
Как установлено материалами дела, АО "Транснефть - Терминал" (бывшее -ЗАО "Морской портовый сервис") заключены договоры на оказание услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис" в рамках реализации заключенных договоров между Обществом и контрагентами: Компанией "Crudex Energy International LTD" Британские Виргинские острова (договор от 26.12.2011 N 83/ЭМ); ООО "НефтеГазИндустрия" Россия (договор от 26.12.2011 N 84/ЭД); ООО "НефтегГазИндустрия-Инвест" Россия (договор от 26.12.2011 N 85/ЭД); ООО "Южная Бункерная компания" (договор от 31.12.2013 N 290/2013/03-01/16/335/ЭМ) и дополнительные соглашения к ним.
В ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщиком для подтверждения ставки 0 процентов представлены следующие документы:
Договоры, заключенные Компанией "Crudex Energy International LTD", на покупку нефтепродуктов со следующими компаниями:
- Контракт N 2013/СЕР-061/12 от 15.10.2013, заключенный с ООО "Юнайтед Ойл Продактс-Процессинг" (РФ) на продажу мазута топочного марки М-40 производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки DAP ж/д станция Грунтовая экспортная СКЖД.
- Контракт N 2013/СЕР-076/12 от 22.11.2013, заключенный с ООО "НефтеГазИндустрия" (РФ) на продажу мазута топочного марки М-40 производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки DAP ж/д станция Грушовая экспортная СКЖД.
- Контракт N 2013/СЕР-077/12 от 22.11.2013, заключенный с ООО "Нефтегазиндустрия Инвест" (РФ) на продажу мазута топочного марки М-40 производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки DAP ж/д станция Грушовая экспортная СКЖД.
- Контракт N 2013/СЕР-078/12 от 25.11.2013, заключенный с ООО "Славянок ЭКО" (РФ) на продажу мазута топочного марки М-40 производства 000 "Славянок ЭКО. Условия поставки DAP ж/д станция Грушовая экспортная СКЖД.
- Контракт N 2013/СЕР-087/12 от 19.12.2013, заключенный с 000 "Славянок ЭКО" (РФ) на продажу мазута топочного марки М-40 производства ООО "Славянск ЭКО. Условия поставки DAP ж/д станция Грушовая экспортная СКЖД.
- Контракт N 2013/СЕР-084/12 от 19.12.2013, заключенный с иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" на продажу мазута топочного марки М-40 производства ООО "Афинский НПЗ". Условия поставки DAP ж/д станция Грушовая экспортная СКЖД.
- Контракт N 2013/СЕР-086/12 от 19.12.2013, заключенный с иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" на продажу мазута топочного марки М-40 производства 000 "Афипский НПЗ". Условия поставки DAP ж/д станция Грушовая экспортная СКЖД.
- Контракт N 2013-65exp/NGII от 16.12.2013, заключенный между ООО "Нефтегазиндустрия-Инвест" (Россия) и иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки DAP ж/д станция Грушовая экспортная СКЖД.
- Контракт N 2013-70exp/NGI от 16.12.2013, заключенный между ООО "НефтеГазИндустрия" (Россия) и иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки DAP ж/д станция Грушовая экспортная СКЖД.
Представлены договоры, заключенные ООО "НефтеГазИндустрия", на продажу нефтепродуктов следующим компаниям:
- Контракт N 2013-25exp/NGI от 24.05.2013, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2013-71 exp/NGI от 18.12.2013, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2013-73exp/NGI от 18.12.2013, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-03exp/NGI от 21.01.2014, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива- производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-04exp/NGI от 21.01.2014, заключенный с иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-05exp/NGI от 04.02.2014, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-08exp/NGI от 07.02.2014, заключенный с иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-09exp/NGI от 10.02.2014, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-12exp/NGI от 28.02.2014, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-13exp/NGI от 14.03.2014, заключенный с иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
Представлены договора заключенные ООО "НефтеГазИндустрия-Инвест" на продажу нефтепродуктов следующим компаниям:
- Контракт N 2013-57exp/NGI от 11.11.2013, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афинский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2013-66exp/NGH от 18.12.2013, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2013-68exp/NGII от 18.12.2013, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-02exp/NGlI от 15.01.2014, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-04exp/NGIIот21.01.2014, заключенный с иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-05exp/NGII от 04.02.2014, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-08exp/NGII от 06.02.2014, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-09exp/NGII от 07.02.2014, заключенный с иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-12exp/NGn от 28.02.2014, заключенный с Компанией "PLATTEN OVERSEAS LTD." (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
- Контракт N 2014-14exp/NGII от 14.03.2014, заключенный с иностранной фирмой "Widdex Trading Limited" (Британские Виргинские Острова) на продажу дизельного топлива производства ООО "Афипский НПЗ". Условия поставки ФОБ порт Новороссийск.
Обществом также представлен контракт N 2013/1-001 от 11.03.2013, заключенный ООО "Южная Бункерная компания" с иностранной компанией "Shouson Ltd." (Кипр) на продажу нефтепродуктов (мазут); условия поставки ФОБ порт Приморск.
Обществом представлены копии поручений (оформленные ООО "Черноморсервис" и ЗАО "Транснефть-Сервис") на отгрузку экспортируемых товаров с отметкой "Погрузка разрешена" Южного энергетического т/п, а также с отметками ОАО "НМТП" Нефтерайон - "Принято к обеспечению перевалки" и ОАО "Черномортранснефть" перевалочный комплекс "Шесхарис" - "Принято к обработке"; копии коносаментов, заверенные ЗАО "Транснефть-Сервис", подтверждающих факт вывоза нефтепродуктов, в которых в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории РФ и заверенные оттиском печати капитанов судов. Согласно представленным коносаментам погружено мазута топочного в количестве 1 340 446,473 МТ; копии "полных" деклараций на товары, заверенные ЗАО "Транснефть-Сервис", оформленные в режиме "ЭК 10", с отметками Центральной энергетической таможни, осуществившей выпуск товаров с отметками "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен"; счета-фактуры, в которых отражено: перевалка с наименованием т/х, на общее количество 1 340 446,473 МТ дизельного топлива, на сумму 469 888 627,25 рублей; акты на оказание услуг по перевалке дизельного топлива, в количестве 1 340 446,473 МТ, стоимостью 469 888 627,25 рублей.
Из представленных Актов на оказание услуг следует, что в соответствии с условиями договора Исполнитель (АО "Транснефть-Терминал"), оказывает услуги по приему от железной дороги, сливу из вагоно-цистерн и хранению. Затем данные нефтепродукты сливаются на нефтеналивные суда с причалов ОАО "НМТП": N 3, N 6. N 7, N 8.
Обществом для осуществления деятельности по перевалке, транспортировке, хранению нефти и нефтепродуктов по договору от 25.02.2011 N 2 арендовано у ОАО "Черномортранснефть" имущество перевалочных нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис", технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности по приему/передаче от железнодорожного перевозчика, выгрузке/погрузке из/в железнодорожных вагонов-цистерн, хранению нефти и продуктов ее переработки и последующей их отгрузки на внутренний или внешний рынок: операторная сливных эстакад; эстакада; подъездные ж/д пути; насосная нижнего слива дизельного топлива, насосы, тепловые сети площадки резервуара, молниеотводы, задвижки, нежилое строение/Площадка КИПиА, оборудование площадки КИП, нефтепровод от насосной до резервуарного парка, напорные трубопроводы, нефтепровод от резервуарного парка к Северному порталу, самотечные трубопроводы, трубопроводы в тоннеле, эстакады, сливные эстакады, подъездные железнодорожные пути, резервуары, напорные трубопроводы, пункт налива темных нефтепродуктов, нежилые строения, нефтепроводы-перемычка и другое оборудование.
Размер ежемесячной арендной платы за имущество составляет 155 329 750,38 рубля, в том числе НДС 23 694 368,73 рубля. В арендную плату не включаются расходы, связанные с обеспечением арендатора коммунальными услугами. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и заключен на неопределенный срок.
Арендуемое заявителем оборудование используется обществом с целью обеспечения осуществления основной деятельности предприятия, которая заключается в выполнении работ и оказании услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов, сверхнормативному хранению груза, сохранению и улучшению качества нефти, наливу нефти для отправки на НПЗ.
Указанное имущество является технологическими неотъемлемыми объектами магистрального нефтепровода, обеспечивающими приемку, транспортировку или перевалку нефти на другой вид транспорта.
Для данных целей обществом используется оборудование и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций", а именно: пункт приема-сдачи и налива нефти, включая оборудование учета транспортируемой продукции (код ОКОФ 11 4526522);
- перевалочные нефтебазы, включая резервуарные парки и резервуары для приема, перевалки, хранения и смешения нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 11 4526526);
- отопительные производственные котельные (код ОКОФ 11 4527391);
- технологические трубопроводы (код ОКОФ 12 0001110);
- резервуары вертикальные, стальные и железобетонные (код ОКОФ 12 0001130 и 12 2812131);
- сливоналивные эстакады, сливные насосные станции для нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 12 2811250);
- а также другое вспомогательное оборудование (запорная и регулирующая арматура, объекты электроснабжения, здания и т.д.).
Кроме того, перечисленное оборудование и сооружения относятся к объектам магистрального нефтепровода согласно приложения Д Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов РД-153-39.4-056.00, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 14.08.2000.
В обоснование заявленных требований АО "Транснефть-Терминал" указывает, что общество входит в одну группу компаний с ОАО "АК "Транснефть". Основным видом его деятельности является перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов с использованием объектов, арендуемых у ОАО "Черномортранснефть" на перевалочных нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", а также налив нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы, что, согласно доводам заявителя, свидетельствует о наличии у ЗАО "Транснефть-Терминал" права на применение налоговой ставки 0% НДС на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, как у организации трубопроводного транспорта.
Вместе с тем подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по:
- транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации, либо до морских портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные виды транспорта, в том числе на трубопроводный, расположенный на территории Российской Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными видами транспорта, в том числе трубопроводным;
- перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру.
Под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Для целей настоящей главы к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Настоящий подпункт распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договора (контракта) с:
- иностранным или российским лицом, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка;
- агентом (комиссионером) иностранного или российского лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка.
Положения настоящего подпункта распространяются также и на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, с учетом особенностей, изложенных в настоящем подпункте.
Настоящий подпункт не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
Из материалов дела следует, что обществом выполняются работы (оказываются услуги) по:
- разработке графика перевалки на месяц ОАО "АК "Транснефть", согласование его с заинтересованными сторонами;
- подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по ЖД, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушевая", расстановке вагонов на путях эстакад;
- оформлению прибывших на ж/д станцию "Грушевая" вагонов-цистерн ("раскредитование");
- постановке вагонов-цистерн на ж/д эстакады ЗАО "МПС";
- осуществлению подготовительных работ по сливу;
- отбору проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов из вагонов-цистерн/автоцистерн;
- измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах;
- сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключению вагонов цистерн к сливным устройствам, открытию вагонов-цистерн на слив, заполнению сливного коллектора, контролю за состоянием оборудования, запуску насосов, оперированию запорной арматурой;
- сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса транспортировки;
- оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта;
- контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведению замеров, сливу подтоварной воды);
- наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: контролю за состоянием оборудования;
- наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса налива;
- осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока: определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости);
- планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества;
- смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти;
- определению соотношения смеси;
- приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "Черномортранснефть" в резервуары АО "Транснефть-Терминал";
- диспетчеризации процесса приема;
- отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива;
- транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества;
- транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризации процесса;
- измерению уровней продукта в вагонах-цистернах;
- оформлению документации на налитые вагоны-цистерны;
- отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
Согласно договору от 01.02.2013 N 2013/ХЛ ОАО "Черномортранснефть" оказывает услуги по определению и контролю качества нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с договором от 27.02.2014 N 03-01/16/36 ОАО "Черномортранснефть" через перевалочную нефтебазу "Шесхарис" оказывает экологические услуги, в том числе по приемке и очистке производственно-дождевых сточных вод.
Согласно договору от 28.12.2011 N 1475/12/11 ОАО "Черномортранснефть" оказывает услуги по техническому обслуживанию, ремонту и диагностическому контролю технологических трубопроводов и резервуаров, техническому освидетельствованию и испытаниям механо-технологического и энергетического оборудования, систем автоматизации и сигнализации, систем измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов, технических средств противопожарной защиты смонтированных в зданиях, на сооружениях и оборудовании арендуемых АО "Транснефть-Треминал" объектов.
В соответствии с договором хранения от 01.01.2013 N 102 ОАО "Черномортранснефть" осуществляет прием нефти или мазута топочного, их хранение и сдачу Заказчику с использованием резервуаров и технологических трубопроводов, принадлежащих Исполнителю. Нефть или мазут топочный принимаются на хранение, в принадлежащие Исполнителю резервуары на перевалочном комплексе, расположенном по адресу: г. Новороссийск, перевалочный комплекс (далее - ПК) "Шесхарис" ОАО "Черномортранснефть".
По условиям договора на оказание услуг от 01.04.2014 N 03-01/16-84 ОАО "Черномортранснефть" оказывает услуги по проведению экоаналитического контроля нормативов ПВД на контрольных постах санитарно-защитной зоны площадки "Шесхарис" и площадки "Грушовая" ПК "Шесхарис". Стоимость услуг составляет 44 730,37 руб., в т.ч. НДС 18 % в месяц.
Предметом договора от 01.02.2013 N 2013/ОТП, заключенному между ОАО "Черномортранснефть" и АО "Транснефть-Терминал", ОАО "Черномортранснефть" оказывает услуги по обеспечению технологического процесса, сопровождению учета и ведению отчетности при приеме, хранении, перевалке и отпуску нефти и нефтепродуктов на технологическом перевалочном комплексе Заказчика (ТПК). В рамках данного договора ОАО "Черномортранснефть" в интересах общества взаимодействует с Нефтерайоном ОАО "НМТП" по вопросам диспетчеризации и очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт и для материально-технического снабжения судов. Общая стоимость оказания ежемесячных услуг является фиксированной и составляет 9 090 560 руб., НДС 18 % - 1 636 300,80 рублей.
Кроме перечисленных услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов для АО "Транснефть-Терминал" выполняют третьи лица:
- оперативное планирование расстановки вагонов-цистерн на путях эстакад в ночное время -диспетчерский персонал ОАО "Черномортранснефть" (договор от 18.03.2011 N 2011-ОТП);
- постановка вагонов-цистерн на ж/д эстакады ЗАО "Морской портовый сервис" - РЖД (договор от 01.02.2008 N 17/7 на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования ОАО "Черномортранснефть");
- отбор проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов из вагонов-цистерн/автоцистерн - аналит.лаборатория ПНБ "Шесхарис" (договор от 18.03.2011 N 2011-ХЛ);
- слив нефти/нефтепродукта из цистерн, перекачка насосами по трубопроводам в резервуары: диспетчеризация (управление по системе телемеханики) процесса перекачки -дисп. персонал ПНБ "Грушовая" (договор от 18.03.2011 N 2011-ОТП);
- налив танкера самотеком по трубопроводам из резервуаров: диспетчеризация (управление по системе телемеханики) процесса налива - дисп. персонал ПНБ "Грушовая" и ПНБ "Шесхарис" (договор от 18.03.2011 N 2011-ОТП).
Кроме вышеуказанных договоров, в части обеспечения деятельности по предоставлению услуг, между ЗАО "Морской портовый сервис" и ОАО "Черномортранснефть" существует договор на обслуживание оборудования. По данному договору ОАО "Черномортранснефть" обеспечивает исправное состояние оборудование, его своевременный ремонт и диагностику. Общество при этом осуществляет подачу заявок, контроль за выполнением ремонтом и диагностикой.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 процентов применяется при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по:
1) транспортировке нефти, нефтепродуктов;
2) по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;
3) перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру.
Для целей настоящего подпункта к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Приказ Росстата от 27.08.2008 N 206 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи" к магистральным нефтепроводам относит трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих станций, неположенных на территории данного нефтяного промысла, месторождения) на предприятия по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти на сдельные предприятия.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2009 по делу N 13893/08, указывает, что НК РФ не дает определения, что следует понимать под деятельностью в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, соответственно, в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться положениями других отраслей законодательства Российской Федерации, в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сфере деятельности субъективных монополий.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 980 установлено, что "транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам" - процесс перемещения нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя всю совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, предусмотренных перечнем, утвержденным указанным Постановлением.
Указанным постановлением Правительства РФ утвержден "Перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством":
1. Услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам:
- перекачка нефти по магистральным трубопроводам;
- выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти;
- перевалка нефти;
- прием, слив нефти в систему магистральных трубопроводов;
- налив, сдача нефти из системы магистральных трубопроводов.
2. Услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:
- перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая отводы, ответвления и подключения;
- выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов;
- перевалка нефтепродуктов;
- сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов;
- налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов.
Учитывая вышеизложенное, к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающую операции по перекачке нефти по магистральному трубопроводу, выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти, а также операции по перевалке, сливу (наливу) и приему (сдаче) нефти.
У АО "Транснефть-Терминал" документов подтверждающих прием нефти и нефтепродуктов из систем магистральных трубопроводов нет.
Перевалка нефти является одним из видов услуг, которые осуществляются в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Между тем, из определения понятия "транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам" следует, что услуги в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам осуществляют только субъекты естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализаций) товаров в условиях естественной монополии.
АО "Транснефть-Терминал" (бывшее ЗАО "Морской портовый сервис") представлено в материалы дела уведомление ФТС России от 27.12.2012 N 4-13107, в котором указано, что ЗАО "Морской портовый сервис" признано субъектом естественной монополии, осуществляющей деятельность в сфере перевалки нефти и нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов на территории ПНБ "Грушовая".
Обществом Представлен Приказ Федеральной службы по тарифам России от 21.12.2012 N 901-э о введении государственного регулирования деятельности субъекта естественных монополий включения организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в котором в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Административным регламентом исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным Приказом ФСТ России от 30.08.2010 N 417-э, Порядком рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечня таких документов, утвержденным Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, с изменениями, внесенными Приказом ФСТ России от 23.05.2011 N 221-3.
Приказом ФСТ России от 27.07.2011 N 427-э приказывается:
Ввести государственное регулирование деятельности в отношении Закрытого акционерного общества "Морской портовый сервис", г. Новороссийск, в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории ПНБ "Грушовая", г. Новороссийск, Краснодарский край;
Включить ЗАО "Морской портовый сервис", г. Новороссийск, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", под регистрационным N 23.3.4.
Представлен Приказ Федеральной службы по тарифам России N 293-э от 20.03.2013 о внесении изменений в Приказ ФТС России от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественных монополий и включения организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль", в котором в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Административным регламентом исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным Приказом ФСТ России от 30.08. 2010 N 417-э, Порядком рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечня таких документов, утвержденным Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, с изменениями, внесенными Приказом ФСТ России от 23.05. 2011 N 221-э, Приказом ФСТ России от 27.07.2011 N 427-э приказывается:
- внести изменения в пункт 1 приказа ФТС России от 21.12. 2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественных монополий и включения организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль", изложив его в следующей редакции:
Ввести государственное регулирование деятельности в отношении Закрытого акционерного общества "Морской портовый сервис", г. Новороссийск, в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории ПНБ "Грушовая", г. Новороссийск, Краснодарский край".
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Государственное регулирование цен в сфере естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп.). В статье 3 упомянутого Закона определяется понятие "естественная монополия", а в статье 4 содержится перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий.
Так, перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий включает, в частности, транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
В соответствии со статьей 6 упомянутого Федерального закона одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам определены основы формирования тарифов и государственного контроля в области регулирования тарифов.
Как установлено проверкой, АО "Транснефть-Терминал" в отношении оказываемых услуг за проверяемый период (3 квартале 2014 года) не применяло тарифы, утвержденные Приказом ФСТ для услуг по перевалке нефти по системе магистральных нефтепроводов на НБ "Грушовая" и НБ "Шесхарис".
АО "Транснефть-Терминал" в рамках заключенных договоров на перевалку нефти и нефтепродуктов оказывало услуги (работы) по следующим ценам: 300 руб., 10 долларов США за каждую метрическую тонну Нефти и нефтепродукта.
В тоже время, на услуги ОАО "АК "Транснефть" по приему, сливу, перевалке, наливу, сдаче нефти по системе магистральных нефтепроводов Приказом ФСТ России от 27.09.2012 N 226 -э/З "Об установлении тарифов на услуги ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов" утверждены тарифы, действующие в период с 10.02.2013 до 31.12.2014.
Так, ОАО "Черномортранснефть" (пункты приема, слива, перевалки, налива, сдачи нефти - НБ "Шесхарис")) применяется тариф из расчета за 100 тонн -3 022,20 руб., НБ "Грушовая" соответственно - 2 321,01 руб.
В случае установления регулирующим органом предельных уровней тарифов субъект естественной монополии самостоятельно определяет тарифы в рамках их предельной уровней.
При сопоставлении утвержденных тарифов ОАО "Черномортранснефть" и фактической цены, применяемой обществом налоговым органом установлено, что последними производится завышение цены за аналогичные услуги, более чем в десять раз.
По результатам указанного сопоставления цен и тарифов следует вывод об отсутствии (наличии) государственного регулирования деятельности в отношении АО "Транснефть-Терминал" (бывшее ЗАО "Морской портовый сервис") и как следствие о не выполнении (соблюдении) Обществом условий для отнесения его к организациям, осуществляющим деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, поскольку АО "Транснефть-Терминал" в отношении оказываемых услуг не применяет тарифы, утвержденные Приказом Федеральной службой по тарифам (далее - ФТС) для услуг по перевалке нефти по системе магистральных нефтепроводов на НБ "Грушовая" и НБ "Шесхарис", самостоятельно установило себе тарифы за оказываемые услуги.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 N 90 утверждены Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти (далее - Правила). Пунктом 2 Правил дано определение, кто относится к "организации трубопроводного транспорта" - это собственник магистрального нефтепровода или уполномоченная им организация.
АО "Транснефть-Терминал" не является ни собственником магистрального нефтепровода, ни уполномоченным представителем собственника, а владеет объектами магистрального нефтепровода на основании договора аренды производственного комплекса (ПНБ "Грушовая" и ПНБ "Шесхарис") N 2 от 25.02.2011, заключенного с ОАО "Черномортранснефть".
Таким образом, то обстоятельство, что заявитель выполняет часть работ (оказывает услуги), поименованные в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, само по себе не свидетельствует о возможности применения к указанным услугам 0 процентов ставки НДС.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что вся нефть и нефтепродукты для перевалки поступают железнодорожным транспортом, данный факт подтверждается представленными по требованию, железнодорожными накладными и обществом не опровергнут.
Документы, подтверждающие прием нефти и нефтепродуктов АО "Транснефть-Терминал" из магистральных нефтепроводов представлены не были. Согласно представленным договорам, АО "Транснефть-Терминал" сливает из ж/д цистерн нефть и нефтепродукты и принимает их на хранение.
В соответствии с подпунктом 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 процентов применяется при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Для целей настоящего подпункта к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
АО "Транснефть-Терминал" не имеет в собственности и не арендует магистральный нефтепровод и не осуществляет деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Вместе с тем налогообложении по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 НК РФ) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Однако как установлено судом и подтверждено материалами дела, перевалку нефтепродуктов общество осуществляет за пределами границ морского порта. В связи с чем правовых оснований для применения 0% ставки НДС на основании абзаца 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
Указанный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2014 по делу N А32-27203/2012.
Ссылку заявителя на письмо Минфина России от 14.03.2014 N 03-07-08/11137, в которым даны разъяснения о возможности применения нулевой ставки НДС организациями трубопроводного транспорта за пределами морского порта суд посчитал необоснованной ввиду следующего.
Минфин России в целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства РФ о налогах и сборах, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).
Так как, для применения ставки НДС 0 процентов необходимо совокупность предусмотренных подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ признаков в заявляемом налогоплательщиком налоговом периоде. Следовательно, применение ставки 0 процентов по подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ АО "Транснефть-Терминал" необоснованно.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу, что налоговым органом обоснованно сделан вывод об отсутствии у Общества права на применение ставки НДС 0 процентов на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ применительно к услугам, оказанным на территории НПБ "Грушовая" и "Шесхарис".
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2014 по делу N А32-37699/2013 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2015 N 308-КГ14-6886 в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано), от 07.05.2015 по делу N А32-38399/2012, от 08.05.2015 по делу N А32-8360/2013, от 15.05.2015 по делу N А32-21348/2013, от 15.05.2015 по делу N А32-35285/2013.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что заявитель принимает нефтепродукты на промплощадке "Грушовая" и осуществляет их технологическое накопление на промплощадке "Шесхарис", которая примыкает к морскому порту.
Поскольку организацией помимо перевалки оказываются услуги по транспортировке нефтепродуктов на нефтеналивные суда, оформлению первичной документации на нефтепродукты, оформлению прибывших на железнодорожную станцию "Грушовая" вагонов-цистерн, оформлению документации на налитые вагоны-цистерны, диспетчеризации процесса транспортировки нефтепродуктов, извещению РЖД, корректировке графика подвода составов, выгрузке нефтепродуктов, их сливу в резервуары, хранению и сепарации и другие, общество указывает на возможность применения нулевой ставки НДС на основании абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд признал правовую позицию заявителя ошибочной ввиду следующего.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Согласно абзаца 5 указанного пункта положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов транспортно-экспедиционных услуг (далее ТЭУ), к которым в частности относятся погрузо-разгрузочные работы, включающие услуги по перевалке (подпункт 3 раздела 3 Национального стандарта ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст (далее Национальный Стандарт)).
При этом для правомерного применения ставки НДС в размере 0% в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогоплательщиком должны быть соблюдены следующие условия:
1. наличие договора транспортной экспедиции, соответствующего требованиям Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности";
2. услуги должны соответствовать перечню, указанному в абзаце 5-м подпункта 2.1 статьи 164 НК РФ, с учетом характеристики, предусмотренной разделами 3 и 4 Национального Стандарта.
3. услуги должны оказываться при организации международной перевозки товаров. Из вышеуказанного следует, что договоры, заключенные между Обществом и его контрагентами -экспортерами по своим правовым характеристикам должны быть договорами транспортной экспедиции по содержанию и по форме.
Вместе с тем, представленные в материалы дела договоры об оказании услуг по перевалке мазута топочного, заключенный с контрагентами общества, являются договорами перевалки. Так, в частности, предметом договора от 26.12.2011 N 83/ЭМ об оказании услуг по перевалке мазута топочного заключенного между ЗАО "Морской портовый сервис" (Исполнитель) и Компания "Crudex Energy International LTD" (Заказчик), является оказание Исполнителем - ЗАО "Морской портовый сервис" услуг по перевалке нефтепродукта на ТПК Исполнителя.
Предметом договора от 26.12.2011 N 84/ЭД об оказании услуг по перевалке дизельного топлива заключенного между ЗАО "Морской портовый сервис" (Исполнитель), и ООО "НефтеГазИндустрия" (Заказчик) является оказание Исполнителем услуг по перевалке нефтепродукта на нефтебазе "Грушовая" и "Шесхарис".
Предметом договора от 26.12.2011 N 85/ЭД об оказании услуг по перевалке дизельного топлива заключенного между ЗАО "Морской портовый сервис" (Исполнитель), и ООО НефтеГазИндустрия" (Заказчик) является оказание Исполнителем услуг по перевалке нефтепродукта на нефтебазе "Грушовая" и "Шесхарис".
Договоры транспортной экспедиции общество с покупателями нефтепродуктов не заключало.
Таким образом, пакет документов, подтверждающий право на применение ставки 0% по НДС, сформирован в соответствии с позицией общества о том, что данное право общество намерено реализовать исключительно в соответствии с положениями подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, т. е. как организация трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также как налогоплательщик, выполняющий работы в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Национального Стандарта транспортно-экспедиционные услуги подразделяются, в том числе, на погрузочно-разгрузочные и складские услуги, к которым согласно п. 3.1.4 относятся:погрузку и выгрузку транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, соответственно на станциях (в портах) отправления и назначения, на складах грузоотправителей и грузополучателей; сортировку грузов; хранение, подработку и перевалку грузов; комплектование мелких партий товаров в поездные отправки и укрупнение грузовых единиц; разукрупнение поездных отправок для доставки грузополучателям; формирование и расформирование пакетов; прием и выдачу товаров, проверку количества мест, веса, внешнего вида груза, состояния тары и упаковки; погрузку грузов в контейнеры и выгрузку из них; маркировку грузов; упаковку, увязку, обшивку грузов; ремонт транспортной тары и упаковки.
Следовательно, понятие перевалки грузов, указанное в Национальном Стандарте относится к погрузочно-разгрузочным работам, выполняемым в рамках договора транспортной экспедиции при применении ставки 0% в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Суд правомерно отметил, что фактически оказанные обществом услуги (выгрузка ж/д цистерн на ж/д станции Новороссийск, слив нефтепродуктов в резервуары Заявителя, проверка количества и качества нефтепродуктов, хранение и сепарация нефтепродуктов (Заказчика) являются элементами перевалки, понятие которой приведено в абзаце 4 подпункта 2.2 п.1 ст.164 НК РФ.
Кроме того, в ходе проверки налоговым органом установлено, что услуги, попадающие под определение "Транспортно-экспедиторские услуги" (далее ТЭУ), изложенные в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, оказаны не АО "Транснефть-Терминал", а третьими лицами, причем непосредственно Заказчику, о чем свидетельствует содержание договоров перевалки между Обществом и заказчиком.
Договоры об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов (мазута топочного), представленные проверяемым налогоплательщиком в подтверждение реализации услуг по ставке 0 процентов являются однотипными.
Кроме того в пункте 6 всех представленных договоров оговорены следующие условия: "Для применения налоговой ставки 0 процентов НДС по услугам Перевалки и для подтверждения правомерности ее применения Компания представляет Исполнителю следующие документы в двух четко написанных и хорошо читаемых экземплярах:
- копию поручения на отгрузку нефтепродуктов на экспорт с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни Российской Федерации "Погрузка разрешена";
- копию коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" должно быть указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
- копию полной таможенной декларации на нефтепродукт с отметкой российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза нефтепродукта "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен", с указанием количества вывезенного Нефтепродукта;
- копию договора (контракта), подтверждающего заключение Компанией (агентом/комиссионером Компании) внешнеэкономической сделки по реализации нефтепродукта, транспортируемого за пределы территории Российской Федерации. Либо копию договора (контракта), в соответствии с условиями которого, Компания, являясь агентом/комиссионером, заключила внешнеэкономическую сделку по реализации нефтепродукта, транспортируемой за пределы Российской Федерации (в этом случае необходимо также предоставление копии договора (контракта) по реализации нефтепродукта за пределы территории Российской Федерации).
Инспекцией в рамках встречной проверки были затребованы документы у контрагента ЗАО "Транснефть-Сервис".
В подтверждение оказания транспортно-экспедиционного обслуживания экспортных грузов ЗАО "Транснефть-Сервис" представлены по требованию налогового органа документы:
- договоры на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию нефтеналивных грузов (мазут топочный) от 29.07.2008 N 29708/М, заключенный между ЗАО "Транснефть-Сервис" и Компанией "Крудекс Энерджи Интернейшнл Лтд.";
- договор на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию нефтеналивных грузов (дизельное топливо) от 19.12.2011 N 169, заключенный между ЗАО "Транснефть-Сервис" и Компанией "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед";
- договор на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию нефтеналивных грузов (дизельное топливо) NGI от 25.01.2011 N 2011-01/, заключенный между ЗАО "Транснефть-Сервис" и ООО "НефтегаГазИндустрия";
- договор на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию нефтеналивных грузов (дизельное топливо) от 25.01.2011 N 2011-01/NGI-I, заключенный между ЗАО "Транснефть-Сервис" и ООО "Нефтегазиндустрия-Инвест";
- счета-фактуры, акты за транспортно-экспедиторские услуги; поручения на погрузку, оформленные ЗАО "Транснефть-Сервис";
- коносаменты, заверенные ЗАО "Транснефть-Сервис".
Услуги, оказываемые ЗАО "Транснефть-Сервис" облагались по ставке 0 %, как указано в счетах-фактурах и представленной выписке из книги продаж.
В результате сравнения налоговым органом документов: поручений на погрузку и коносаментов, установлено, что АО "Транснефть-Терминал" в своем пакете документов для подтверждения реализации по ставке 0 процентов представляет в Инспекцию идентичные документы.
Таким образом, поскольку транспортно-экспедиторские услуги (оформление поручений на погрузку, коносаментов) оказывались третьими лицами (ЗАО "Транснефть-Сервис"), применение подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ у АО "Транснефть-Терминал" не предусмотрено.
Ссылку заявителя на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2013 по делу N А32-8867/2013 и постановления вышестоящих судебных инстанций по тому же делу, судом не приняты по следующим основаниям.
В рамках указанного дела суд исходил из того, что осуществляемые обществом работы по перевалке ГСМ, осуществлялись в порту, в связи с чем нулевая ставка налога на добавленную стоимость должна применяется на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации как в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Обществом же услуги оказывались не в порту.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.05.2007 N 372-0-П, общество не вправе в произвольном порядке трактовать налоговое законодательство, заявлять ту или иную ставку налога на добавленную стоимость в зависимости от вынесенных судебных решений, не относящихся к предмету данного спора по существу и к деятельности Общества.
По смыслу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Указав в декларации вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов", АО "Транснефть-Терминал" совершенно определенно заявило ставку 0% по НДС, основания применения которой предусмотрены подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у общества отсутствует право на применение 0% ставки НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг на нефтеперевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис".
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.16 по делу N А32-519/2015 по спору между теми же лицами по аналогичным основаниям и обстоятельствам, об оспаривании аналогичных решений налогового органа за 4 квартал 2013 года.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают выводы суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016 по делу N А32-31861/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31861/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2016 г. N Ф08-5846/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: акционерного общества "Транснефть-терминал", АО "Транснефть -Терминал"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску, ИФНС ПО Г, НОВОРОССИЙСКУ
Третье лицо: ИФНС по г. Новороссийску Краснодарского края,