Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2016 г. N Ф05-11497/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А41-98228/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "36.6-КНИЖНЫЙ ДВОР": Фролов С.И., по решению от 01.11.2007, от Администрации городского округа Балашиха: Павлов И.В., по доверенности от 25.02.2016 N 278 ИСХ,
от Смирновой Елены Михайловны: Миловидов В.С., по доверенности от 04.02.2014, от Дубовицкой Надежды Владимировны: Миловидов В.С., по доверенности от 29.08.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Балашиха на решение Арбитражного суда Московской области от 29 февраля 2016 года по делу N А41-98228/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш, по заявлению ООО "36.6-КНИЖНЫЙ ДВОР" к администрации городского округа Балашиха при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Смирновой Елены Михайловны, Дубовицкой Надежды Владимировны, о признании недействительным постановления администрации Городского округа Балашиха от 28.09.2015 г. N490/5-ПА об изъятии для муниципальных нужд городского округа Балашиха земельных участков путем прекращения права аренды и изъятия нежилых помещений путем их выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "36.6-Книжный двор" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - Администрация г.о.Балашиха, администрация, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
- признать недействительным постановление администрации Городского округа Балашиха от 28.09.2015 г. N 490/5-ПА об изъятии для муниципальных нужд городского округа Балашиха земельных участков путем прекращения права аренды и изъятия нежилых помещений путем их выкупа.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле принимают участие Смирнова Елена Михайловна и Дубовицкая Надежда Владимировна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Представитель администрации городского округа Балашиха в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель ООО "36.6-КНИЖНЫЙ ДВОР" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилого помещения площадью 27,9 кв.м. с условным номером 50-50- 007/2006-484, расположенного по адресу: Московская область, г.Балашиха, ул.Советская, д. 4Б, пом. 003 (свидетельство о госрегистрации от 10.03.2011).
Также заявитель является арендатором земельного участка, необходимого для использования принадлежащего ему нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, ул. Советская, у остановки "Школа", общей площадью 55 кв.м., по договору аренды от 16.10.2000 N 949.
28 сентября 2015 года Администрация г.о.Балашиха приняла постановление N 490/5-ПА об изъятии для муниципальных нужд городского округа Балашиха земельных участков путем прекращения права аренды и изъятия путем выкупа нежилых помещений.
Согласно данному постановлению, оно принято в соответствии со ст. 279 ГК РФ, ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, и в соответствии с муниципальной программой г.о.Балашиха "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на территории г.о.Балашиха на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением Администрации г.о.Балашиха от 26.11.2013 N 1316/3-ПА, в целях расширения дорог общего пользования по ул. Советская и проспект Ленина.
Не согласившись с постановлением N 490/5-ПА от 28.09.2015, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований мотивировано тем, что заинтересованным лицом оспариваемое постановление принято в отсутствие генерального плана городского округа с содержащимися в нем сведениями о том, для чего изымается земельный участок, а также нарушением процедуры принятия постановления, в частности надлежащего уведомления заявителя о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными и основанными на материалах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту части 2 статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется Главой VII.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 56.2 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии со статьей 56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Частью 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ к числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов.
По смыслу приведенных норм Градостроительного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков доя государственных или муниципальных нужд может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа.
Из частей 3 и 6 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ следует, что порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:
1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.
Следовательно, генеральный план должен содержать: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
При этом решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято органом только при наличии в генеральном плане городского округа соответствующих сведений об этих объектах.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение действующего градостроительного и земельного законодательства заинтересованным лицом принято постановление об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в отсутствие необходимого для принятия такого постановления генерального плана городского округа с содержащимися в нем сведениями о том, для чего (для каких именно объектов) изымается земельный участок.
Также суд первой инстанции обосновано сделал вывод о недоказанности заинтересованным лицом надлежащего уведомления заявителя о предстоящем изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд ввиду следующего.
Согласно части 5 статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством, а именно согласно 56.5 Земельного кодекса РФ, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны осуществить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ, каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Вместе с тем, администрацией не представлены доказательства надлежащего уведомления заявителя о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, согласно письму Администрации г.о.Балашиха от 19.02.2015 N ОГ-539-17 в ответ на обращение Смирновой Е.В. (одного из собственников помещения в здании, расположенном на спорном участке), муниципальная программа г.о.Балашиха "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на территории г.о.Балашиха на 2014-2018 годы", утвержденная постановлением Администрации г.о.Балашиха от 26.11.2013 N 1316/3-ПА, на основании и во исполнение которой принято оспариваемое постановление, признано утратившей силу.
По состоянию на текущий период постановлением Администрации г.о.Балашиха от 26.10.2015 N 566/3-ПА утверждена муниципальная программа г.о.Балашиха "Развитие и функционирование дорожно - транспортного комплекса на территории г.о.Балашиха" на срок 2016-2020 годы".
При данных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции оснований считать оспариваемое постановление законным и обоснованным не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены обоснованно.
Из доводов администрации, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2016 по делу N А41-98228/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-98228/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2016 г. N Ф05-11497/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "36.6-КНИЖНЫЙ ДВОР"
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха
Третье лицо: Дубовицкая Надежда Владимировна, Смирнова Елена Михайловна, Администрация городского округа Балашиха