Требование: о взыскании денежных средств
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А48-2910/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алферовой Е.Е., |
судей |
Яковлева А.С., |
|
Афониной Н.П., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зеленской Ю.А.,
при участии:
от Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.03.2016 по делу N А48-2910/2015 (судья Волкова Е.Н.) по иску Муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) и Субъекту Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959) о взыскании 1 935 000 руб., при участии третьего лица: Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ОГРН 1095753001695),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "Город Орел" в лице Администрации города Орла (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 1 935 000 руб.
К участию в деле в качестве второго ответчика по делу привлечен Субъект РФ - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области, Департамент финансов Орловской области исключен из числа третьих лиц по делу.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.03.2016 исковые требования к Субъекту Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области за счет казны Субъекта Российской Федерации - Орловская область удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что расходные обязательства по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения инвалиду, страдающему хроническим заболеванием, подлежат возмещению из федерального бюджета.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле не явились.
От Департамента финансов Орловской области, Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Администрации города Орла поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел жалобу в отсутствие представителей не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
От Администрации города Орла поступили возражения на апелляционную жалобу, которые суд приобщил к материалам дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Пивоваров Игорь Александрович, страдающий заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 и его опекун Пивоварова Нина Ильинична постановлением администрации г. Орла N 84 от 06.02.2007 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Решением Советского районного суда г. Орла от 29.01.2013, оставленным без изменения апелляционным определением Орловского областного суда от 19.03.2013, на администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить Пивоварову И.А., Пивоваровой Н.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. Орла с учетом права на дополнительную жилую площадь не менее 54 кв.м. (л.д. 11-21,22-26).
Приведенным выше решением суда общей юрисдикции установлено, что Пивоваров И.А. относится к категории инвалидов, страдает психическим заболеванием, включенным в перечень заболеваний, дающих право на внеочередное предоставление жилья.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта между администрацией г. Орла и Пивоваровым И.А., Пивоваровой Н.И. заключен договор социального найма жилого помещения от 16.04.2014 г. N 121, находящегося в муниципальной собственности, а именно двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Машкарина, д. 14, кв. 19, общей площадью 53,7 кв.м. (л.д. 27-28).
25 сентября 2014 года указанное жилое помещение передано администрацией г. Орла в собственность Пивоварову И.А., Пивоваровой Н.И. по договору на передачу квартиры в собственность (л.д. 30).
Согласно отчету N 2791-12-14 от 09.12.2014 "Об оценке рыночной стоимости квартиры, назначение: жилое, общая площадь 53,7 кв. м, этаж 5, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Машкарина, д. 14, кв. 19", подготовленного независимым оценщиком "Лидер" ИП Бондаревой Г.В., рыночная стоимость двухкомнатной квартиры площадью 53,7 кв.м., расположенной по адресу: г. Орел, ул. Машкарина, д. 14, кв. 19, составила 1 935 000 руб. (л.д. 31-80).
Полагая, что расходы на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения инвалиду, страдающему хроническим заболеванием, подлежат возмещению из федерального бюджета, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
В данном случае, семья Пивоварова И.А., являющегося инвалидом по заболеванию, включенному в перечень заболеваний, дающих право на внеочередное предоставление жилья, была признана нуждающейся в предоставлении жилья, и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005.
Обстоятельства предоставления жилого помещения, сумма расходов истца на это стороны не оспаривали.
Администрацией города Орла выполнена обязанность по предоставлению жилого помещения Пивоварову И.А., при этом субъект Российской Федерации - Орловская область встречную обязанность не исполнил, расходы администрации не компенсировал.
При таких обстоятельствах, учитывая действующие на территории Орловской области законы и иные нормативные правовые акты, которые регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 (Закон Орловской области от 6 февраля 2006 года N 573-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", постановление Правительства Орловской области от 04.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области", постановление Правительства Орловской области от 21.07.2011 N 219 "О реализации на территории Орловской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу о том, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в данном случае Орловской области.
Доказательств тому, что истец или субъект Российской Федерации (Орловская область) обращались к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалиду Пивоварову А.И., суду не представлено. Противоправность действий (бездействия) Российской Федерации и причинная связь между этими действиями (бездействием) и убытками истца истцом не доказана, в связи с чем, оснований для привлечения Российской Федерации к ответственности в виде взыскания убытков у арбитражного суда не имеется.
Вопросы государственного межбюджетного регулирования, полноты бюджетного финансирования субъекта РФ подлежат самостоятельному рассмотрению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Заявитель жалобы в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.03.2016 по делу N А48-2910/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2910/2015
Истец: МО "Город Орел" в лице Администрации города Орла
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице УФК по Орловской области, Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Департамент финансов Орловской области