г. Санкт-Петербург |
|
19 мая 2016 г. |
Дело N А56-54050/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчиков: 1. Березкина Д.Н. по доверенности от 30.12.2015,
2. Минкевич Ю.Б. по доверенности от 25.02.2015
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8292/2016) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2016 по делу N А56-54050/2015 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску (заявлению) Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к 1. Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны,
2. Министерству обороны Российской Федерации
3-е лицо: ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга"
о взыскании задолженности
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее по тексту - Учреждение); а при недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту совместно именуемые ответчики) задолженности в сумме 21358,00 рублей; судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Определением суда от 05.08.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив представленные ответчиком в материалы дела документы, суд счел необходимым рассмотрено дело в порядке общего производства.
В ходе судебного разбирательства, по ходатайству учреждения определением суда от 30.11.2015 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" (далее по тексту - комиссариата).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2016 в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, а при отсутствии денежных средств с собственника его имущества - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации взыскана задолженность в сумме 21358,00 рублей; расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000,00 рублей. В удовлетворении требования в оставшейся части отказано.
Министерство обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Податель жалобы указывает на то, что ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не доказан факт оказания услуг. Кроме того, по мнению ответчика, Минобороны необоснованно привлечено к субсидиарной ответственности.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы Министерства.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Предприятием и Федеральным государственным учреждением "ФГУ "Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - абонент) заключен договор был заключен договор от 01.10.2010 N 01-99057/10-ОВ на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее по тексту Договор).
Впоследствии, согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1871 Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе Санкт-Петербургской квартирно-эксплуатационной части района.
Договор составлен в надлежащей форме, согласован по всем существенным условиям, подписан сторонами и, согласно пункту 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), считается заключенным.
Разделом 5 договора предусмотрено, что расчеты производятся по показаниям приборов учета, по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, путем выставления Предприятием платежного требования на инкассо в банк-эмитент для снятия с расчетного счета Абонента на расчетный счет Предприятия соответствующих денежных сумм, в порядке акцепта плательщиком. Расчетный период установлен равным одному месяцу.
В соответствии с пунктом 5.2. договора, в случае неисполнения ответчиком своих обязательств по оплате оказанных услуг истец вправе потребовать уплату неустойки в размере процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ установленной на день оплаты платежного требования или его соответствующей части за каждый день просрочки.
Истец обратился с требованием о взыскании с ответчиков имеющейся по состоянию на 08.05.2015 задолженности по оплате оказанных истцом услуг за период с 01.01.2015 по 30.06.2015, по платежным документам, сформированным с 31.01.2015 по 30.06.2015, в размере 21358,00 рублей.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возражая против заявленных требований, учреждение указывало на то, что здание, водоснабжение которого обеспечивалось истцом на основании заключенного договора, занимается комиссариатом, в настоящее время комиссариатом ведется работа по заключению с истцом договора водоснабжения, в связи с чем, по мнению учреждения, надлежащим ответчиком является комиссариат.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что условия заключенного сторонами договора изменены не были, тот факт, что самостоятельный договор с комиссариатом до настоящего времени не заключен, учреждением не оспаривается.
Не приняты судом и доводы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является ОАО Славянка". Действительно Соглашением от 15.09.2014 ОАО Славянка" были переданы обязанности абонента (учреждения) по оплате оказанных истцом услуг. Однако, пунктом 9 данного соглашения была установлена солидарная ответственность учреждения.
В соответствии с положениями статьи 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга.
Судом отмечен и тот факт, что как при заключении договора, так и при заключении Соглашения обязанность по оплате водоснабжения здания, в котором располагался комиссариат возлагалось именно на учреждение.
Представленный истцом расчет задолженности судом проверен и признан не противоречащим действующему законодательству и условиям рассматриваемого договора, ответчиком в порядке, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, не опровергнут.
Довод подателя жалобы об отсутствии субсидиарной ответственности отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего:
Координацию и регулирование деятельности Учреждения осуществляет Министерство, которое согласно положению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2004 N 1082, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и осуществляет реализацию возложенных на него полномочий, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений" (далее - Постановление N 21) при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В пункте 4 Постановления N 21 разъяснено, что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, взыскание задолженности производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств у учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
При этом судам следует учитывать, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Следовательно, суд первой инстанций сделал правомерный вывод о том, что в случае недостаточности денежных средств у Учреждения задолженность следует взыскать с Российской Федерации в лице Министерства.
Ссылка Министерства на государственный контракт согласно которому обязанности по оказанию услуг по обеспечению теплоснабжением потребителей Министерства возложена на ОАО "Славянка", и на то, что Министерство уже выделяло денежные средства на оплату тепловой энергии в рамках названного контракта, отклоняется, поскольку указанные доводы документально не подтверждены, в материалы дела не представлены доказательства перечисления денежных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявления исковых требований к Учреждению и Министерству.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2016 по делу N А56-54050/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54050/2015
Истец: Государственное униратное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "ЗРУПО" Минобороны России, Федеральное государственное казеное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга"