Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Саратов |
|
19 мая 2016 г. |
Дело N А12-52787/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Курышовой Е.В.,
при участии в заседании:
от комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский - Липина Екатерина Александровна, действующая по доверенности от 16.11.2015 N 15/56-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский (Волгоградская область, г. Волжский, ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 02 марта 2016 года по делу N А12-52787/2015 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский (Волгоградская область, г. Волжский, ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759)
заинтересованные лица:
комитет финансов Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
комитет ветеринарии Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления комитета финансов Волгоградской области (финансовый орган) от 20.10.2015 N 06-06-01-32/10278, выданного комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет ветеринарии Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 02 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 13 апреля 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей комитета финансов Волгоградской области, комитета ветеринарии Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, комитетом финансов Волгоградской области в соответствии с планом контрольных мероприятий на 2015 год в отношении комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области проведена плановая выездная проверка соблюдения основных условий предоставления, целевого и эффективного использования субвенций, предоставляемых бюджету городского округа город Волжский Волгоградской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных за период с 1 января 2014 года по истекший период 2015 года, по результатам которой установлено ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 13.10.2015, а также в представлении от 20.10.2015 N 06-06-01-32/10278, выданном по результатам проверки комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области.
В указанном представлении комитета финансов Волгоградской области отражены требования в части необходимости комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области рассмотреть настоящее представление и принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем, а также рассмотреть вопрос применения мер дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим выявленные нарушения. Информацию о результатах рассмотрения и принятых мерах предоставить в срок до 30.10.2015.
Полагая, что оспариваемое представление не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что комитетом допущено ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных, выразившееся в нарушении подпункта 1 пункта 2 статьи 4 Закона Волгоградской области от 15.07.2013 N 94-ОД, пункта 1.1 соглашений, заключенных комитетом ветеринарии Волгоградской области и администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области от 20.01.2014 N 34 и от 25.12.2014 N 34.
Апелляционная инстанция, оценив в совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, считает выводы суда первой инстанции противоречащими обстоятельствам дела и нормам материального права по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3, в том числе в подпункте 49, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать, в том числе, способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Во исполнение указанных нормативных актов принят Закон Волгоградской области от 15.07.2013 N 94-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных", статьей 2 которого предусмотрено, что органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных (далее - государственные полномочия).
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 25.02.2014 N 1260 комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области определен исполнительным органом, уполномоченным на организацию и осуществление мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных в соответствии с требованиями положений Закона Волгоградской области от 15.07.2013 N 94-ОД.
При рассмотрении спора судами установлено, что за проверяемый период комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в рамках соглашений от 20.01.2014 N 34 и от 25.12.2014 N 34, заключенных между комитетом ветеринарии Волгоградской области и администрацией городского округа - город Волжский, из областного бюджета выделены субвенции на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных, предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных в общей сумме 3527, тысяч рублей.
В соответствии с соглашениями от 20.01.2014 N 34 и от 25.12.2014 N 34 комитетом ветеринарии Волгоградской области перечислены средства субвенций на лицевой счет комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в сумме 3749,5 тысяч рублей, в том числе в 2014 году - 2812,5 тысяч рублей, за восемь месяцев 2015 года - 937,0 тысяч рублей.
Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области заключены муниципальные контракты (договоры) на выполнение работ по отлову и уничтожению агрессивных безнадзорных животных (собак) на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области на сумму 3527,6 тысяч рублей, в том числе: с обществом с ограниченной ответственностью "Учреждение санитарно-эпидемиологической службы" заключен муниципальный контракт от 16.07.2014 на сумму 2125,3 тысяч рублей, с индивидуальным предпринимателем Зубенко Е.В. заключены муниципальные контракты от 31.03.2014 N 371 на сумму 486,0 тысяч рублей и от 30.03.2015 года N 2015.10444 на сумму 916,5 тысяч рублей.
В ходе проверки установлено, что аукционной, конкурсной документацией предусмотрено выполнение работ по отлову и уничтожению агрессивных безнадзорных животных (собак) на территории городского округа - город Волжский, что не соответствует условиям предоставления субвенции, предусмотренным соглашениями от 20.01.2014 N 34 и от 25.12.2014 N 34, а именно: в аукционной, конкурсной документации отсутствуют работы (мероприятия) по содержанию безнадзорных животных.
Средства поступивший из областного бюджета субвенций в сумме 3527,8 тысяч рублей направлены на оплату выполненных работ по отлову и уничтожению агрессивных безнадзорных животных (собак), в том числе в 2014 году - 2611,3 тысяч рублей, в 2015 году - 916,5 тысяч рублей.
С учетом изложенного комитет финансов Волгоградской области в оспариваемом представлении от 20.10.2015 N 06-06-01-32/10278 указал, что комитетом допущено ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных, выразившееся в нарушении подпункта 1 пункта 2 статьи 4 Закона Волгоградской области от 15.07.2013 N 94-ОД, пункта 1.1 соглашений, заключенных комитетом ветеринарии Волгоградской области и администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области от 20.01.2014 N 34 и от 25.12.2014 N 34.
Перечисленные нарушения согласно указанному представлению и доводам комитета финансов Волгоградской области, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, выразились в непринятии комитетом мер по содержанию отловленных животных, что не соответствует Федеральным законам от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Закону Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", постановлению правительства Волгоградской области от 23.12.2013 N 776-п, которым утвержден Порядок отлова, содержания и уничтожения безнадзорных животных на территории Волгоградской области, пунктами 4.4, 4.5 которого предусмотрено, что все отловленные безнадзорные животные должны содержаться в приюте для безнадзорных животных в течение 10 дней. Умерщвление (эвтаназия) отловленных безнадзорных животных допускается в случае: а) выявления больных бешенством животных; б) необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом; в) причинения животным увечья человеку; г) если животное является повышенно агрессивным - проявляет действия в адрес других животных или человека, приводящие к нанесению физических травм. Согласно положениям пунктов 4.2 Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, пунктов 7.2, 8.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 следует, что животное, покусавшее человека или другое животное (кроме явно больного бешенством), подлежит доставке в ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней, по истечении которых (если животное не погибло и не заболело) оно подлежит вакцинации, идентификации и учету. Согласно ветеринарным свидетельствам при осмотре отловленных безнадзорных животных больных и подозрительных по заболеванию заразными болезнями не обнаружено.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы комитета финансов Волгоградской области и считает, что у указанного комитета не имелось законных оснований для выдачи оспариваемого представления и выводов о ненадлежащем исполнении комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области переданных государственных полномочий Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 положения о комитете финансов Волгоградской области, утвержденного постановлением губернатора Волгоградской области от 08.04.2014 N 309, комитет финансов Волгоградской области является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, исполнение полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.
Согласно статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Как было указано выше, при осуществлении полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля комитетом финансов Волгоградской области в соответствии с планом контрольных мероприятий на 2015 год проведена плановая выездная проверка соблюдения основных условий предоставления, целевого и эффективного использования субвенций, предоставляемых бюджету городского округа - город Волжский Волгоградской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животным, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных за период с 1 января 2014 года по истекший период 2015 года в комитете по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 названного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу ч. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что орган финансово-бюджетного надзора уполномочен на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления по устранению установленных в ходе проверки нарушений только бюджетного законодательства.
Таким образом, орган финансово-бюджетного надзора имеет право в пределах своей компетенции направлять получателю бюджетных средств представления по устранению бюджетных нарушений, влекущих нецелевое использование бюджетных средств и иные перечисленные в главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации последствия, но не абсолютно любых, установленных в ходе проверки нарушений, в том числе, так называемых "нефинансовых нарушений". Выдача представлений по устранению "нефинансовых нарушений" выходит за рамки полномочий органа, осуществляющего финансовый надзор.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2013 по делу N А06-4500/2012.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора установлено, что информация, содержащаяся в оспариваемом представлении, не свидетельствует о выявлении в ходе проверки нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Ссылка в представлении на нарушение комитетом постановления правительства Волгоградской области от 23.12.2013 N 776-п не свидетельствует о нарушении заявителем бюджетного законодательства, поскольку, указанный ненормативный правовой акт, также как и Федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, на которые комитет финансов Волгоградской области ссылался при рассмотрении спора, не относятся к нормам бюджетного законодательства и не могут служить основанием для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основанием для принятия представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса является наличие нарушений субъектами бюджетных правоотношений бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренных ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также наличие оснований для применения мер принуждения за указанные выше нарушения, предусмотренных в ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и иных оснований в соответствии с Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральными законами.
Таких оснований при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции не установлено.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств применительно к обстоятельствам настоящего спора имело бы место в том случае, если получатель бюджетных средств использовал бюджетные средства не в соответствии с условиями, определенными соглашением, сметой доходов и расходов, либо в случае использования получателем бюджетных средств не в соответствии с целями их получения, указанными в соглашении, бюджетной смете, либо с превышением лимита, установленного по конкретной статье, подстатье классификации операций сектора государственного управления.
Из оспариваемого представления финансового органа не следует, что в проверяемом периоде комитетом допущено нецелевое использование бюджетных средств, выделенных из областного бюджета в виде субвенций, и в каком размере.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления, расходования и учета субвенций из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных, утвержденному постановлением Правительства Волгоградской области от 09.12.2013 N 726-п, главным распорядителем средств областного бюджета является комитет ветеринарии Волгоградской области.
Комитетом сделан запрос в комитет ветеринарии Волгоградской области от 03.12.2015 N 06-07/14168 с просьбой сообщить о существовании приказов комитета ветеринарии Волгоградской области, которыми утверждены расчеты объема субвенции, предоставляемой из областного бюджета городскому округу - город Волжский Волгоградской области на осуществление государственных полномочий на 2014 и 2015 годы с разбивкой по видам работ.
На запрос от комитета ветеринарии Волгоградской области получен ответ от 09.12.2015 N 01-09/12099, согласно которому стоимость единицы услуги по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных для расчета субвенции утверждается приказом комитета ветеринарии Волгоградской области и является нормативным актом для внутреннего пользования.
Таким образом, доказательства, подтверждающие доведение до сведений комитета, являющегося согласно соглашениям N 34 от 20.01.2014 г. и от 25.12.2014 г. получателем субвенций, информации о разбивке суммы субвенции по видам работ, т.е. отдельно на отлов, отдельно на содержание и отдельно на уничтожение животных, отсутствуют.
Соглашения N 34 от 20.01.2014 года, от 25.12.2014 года (т.1 л.д.57-66), заключенные между комитетом ветеринарии Волгоградской области и администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области на представление субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных в 2014, 2015 годах, также не содержат разбивки размера выделяемых субвенций, определенных в приложении N 1 к соглашениям, в 2014 в сумме 2812,50 тыс. рублей, в 2015 году в сумму 937 тыс. рублей, раздельно по видам услуг: отлов, содержание, уничтожение.
Оспариваемое представление финансового органа не содержит выводов об использовании комитетом выделенных средств субвенций не в соответствии с целями их получения, указанными в соглашении, либо с превышением их размера.
Кроме того, в связи с отсутствием на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области специализированных приютов (питомников) для содержания отловленных бродячих животных в целях получения информации о таких приютах (питомниках) на территории Волгоградской области заявителем сделаны соответствующие запросы в комитет ветеринарии Волгоградской области от 26.11.2015 N 06-07/13742 и от 02.12.2015 N 06-07/14019.
В ответ на указанные запросы комитет ветеринарии Волгоградской области письмом от 18.12.2015 N 01-09/12694 сообщил, что не обладает сведениями об указанных питомниках на 01.01.2014, 01.01.2015 и 01.12.2015. Кроме того, сообщено, что органы местного самоуправления с целью реализации права по отлову и содержанию безнадзорных животных могут создавать за счет собственных финансовых средств приюты (пункты) временной передержки отловленных безнадзорных животных. При этом, в соответствии с Решением Волжской городской Думы Волгоградской области N 108-ВГД от 12.12.2014 "О бюджете городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" прогнозируемый дефицит на 2015 год составляет 144,6 млн. руб., что свидетельствует об отсутствии финансовой возможности создать за счет собственных средств приюты (пункты) временной передержки отловленных безнадзорных животных у городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое представление вынесено с существенным нарушением установленной процедуры, перечисленные в нем нарушения, не являются нарушениями бюджетного законодательства и не доказаны в ходе судебного разбирательства.
Выводы комитета финансов Волгоградской области о том, что комитетом допущено ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных, опровергнуты вступившим в законную силу решением Волжского городского суда Волгоградской области от 25.02.2016 по делу N 12-139/2016, в рамках рассмотрения которого судом общей юрисдикции установлено, что комитетом нарушений исполнения переданных государственных полномочий не допущено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что представление комитета финансов Волгоградской области от 20.10.2015 N 06-06-01-32/10278, выданное комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, является необоснованным, не соответствующим законодательству и нарушает права комитета в сфере экономической деятельности и в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию судом недействительным.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении, основаны на неправильном применении норм материального права, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 02 марта 2016 года по делу N А12-52787/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным представление Комитета финансов Волгоградской области от 20.10.2015 N 06-06-01-32/10278.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-52787/2015
Истец: Комитет по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
Ответчик: Комитет финансов Волгоградской области
Третье лицо: Комитет ветеринарии Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12166/16
29.06.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11221/16
19.05.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3757/16
02.03.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-52787/15