23 мая 2016 г. |
Дело N А83-5615/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждерой А.Р.,
в отсутствии Службы финансового надзора Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "Крымвинпром", Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 февраля 2016 года по делу N А83-4271/2015 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Крымвинпром" о взыскании задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, при участии заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Крымвинпром" (далее по тексту - общество) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшейся в переходном периоде, в размере 1 461 890 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15 марта 2016 года заявленные требования Службы финансового надзора Республики Крым удовлетворены частично. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Крымвинпром" сумма задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 01 января 2015 года, образовавшаяся в переходном периоде, в размере 224 534,00 руб., а также государственная пошлина в размере 7 049,06 рублей в доход федерального бюджета. В иной части заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителем подтверждена документально сумма задолженности в размере 224534 руб., заявленная ко взысканию.
Не согласившись с указанным судебным актом, служба подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что во исполнение норм Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым", ему был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по Феодосийской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым, прошедших перерегистрацию за январь, февраль 2015 года, где за обществом числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 1 461 890 руб. При этом, переданный реестр был сформирован Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым в разрезе налогоплательщиков, с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчётов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр. Единственным доказательством в подтверждение задолженности предприятия перед бюджетом, которым располагает заявитель, является переданный реестр. Также заявитель указывает, что судом первой инстанции не были предприняты необходимые и достаточные меры, предусмотренные статьей 66 АПК РФ, по истребованию у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, как хранителей информации и органов, которые располагают данными о суммах, включенных в переданный службе реестр, документов, подтверждающих сумму задолженности ООО "Крымвинпром" перед бюджетом. Заявитель считает, что суд первой инстанции не выяснил, каким образом и на основании каких документов сумма в размере 1 461 890 руб. была включена в переданный реестр, при этом суд ограничился лишь приобщенными к материалам дела копиями налоговых деклараций на сумму 224 534 руб.
До начала судебного заседания от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым поступили заявления о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым поступили также пояснения к апелляционной жалобе в соответствии с которым инспекция подержала доводы апелляционной жалобы, а также просила учесть, что ею были представлены все документы о начислении налогов (сборов, обязательных платежей) обществу за период с 18.03.2014 по 31.12.2014, переданные на хранение Феодосийской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым, при этом электронные базы данных ей не передавались.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его частичной отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, службе был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по Феодосийской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым, прошедших перерегистрацию за январь, февраль 2015 года (далее по тексту - реестр), согласно которому за обществом числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 1 461 890 руб. В связи с указанным в адрес должника были направлены предписания от 09.06.2015 N 05-14/3016 и от 17.08.2015 N 05-14/4337 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которые были возвращены почтовой организацией в адрес службы с указанием причины возврата "истек срок хранения".
Поскольку обществом добровольно сумма задолженности оплачена не была, это стало причиной обращения службы в суд с настоящим заявлением.
Согласно статьям 212, 213 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Крым. Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - Положение), согласно которому Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
29.12.2014 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее по тексту - Закон N 56-ЗРК).
Статьей 2 вышеуказанного Закона с 01.01.2015 уполномоченным органом на взыскание задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
В пункте 2 части 2 статьи 4 данного Закона определено, что служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой Службы Республики Крым.
Таким образом, служба является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период.
Сведения об обществе, зарегистрированном как юридическое лицо на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в ЕГРЮЛ 20.01.2015, ОГРН 1159102031417.
В соответствии со ст. 5 Закона N 56-ЗРК порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, определяет Совет министров Республики Крым.
Советом Министров Республики Крым 12 мая 2015 года принято постановление N 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты, или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года" (далее по тексту - постановление N 254).
Пунктом 3 постановления N 254 Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым рекомендовано до 20.05.2015 сформировать учетные данные о налогоплательщиках, прошедших в период с 01.01.2015 процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 01.01.2015; до 20.05.2015 сформировать реестр налогоплательщиков, предусмотрев в нем общую сумму задолженности и общую сумму переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам, и обеспечить предоставление указанных данных Службе финансового надзора Республики Крым.
В реестре налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по Феодосийской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым, прошедших перерегистрацию за январь, февраль 2015 года, за налогоплательщиком - ООО "Крымвинпром" (ИНН 9108104682) числилась задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 1 461 890 руб.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В свою очередь частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования на сумму 224534,00 рублей, пришел к выводу о наличии у общества налоговых обязательств в период с 18.03.2014 по 31.12.2014 на указанную сумму, что подтверждается копиями налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за май - июнь 2014 года, предоставленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 4 по Республики Крым. При этом суд учел отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об оплате налога по декларациям за май, июнь 2014 года обществом, и не предоставление последним доказательств отсутствия у него задолженности в указанном размере.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Как указывает сам заявитель, реестр налогоплательщиков был сформирован Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым в разрезе налогоплательщиков, с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчётов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр. Таким образом, предоставить расчет суммы задолженности заявитель не имеет возможности.
Согласно письменным пояснениям Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Крым у территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации отсутствуют полномочия и возможности для внесения изменений в реестр данных сумм задолженности и переплат, а также предоставления детальной информации, находившейся в налоговых инспекциях Налоговой службы Республики Крым о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам.
Согласно письменным пояснениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым ею были представлены все документы о начислении налогов (сборов, обязательных платежей) обществу за период с 18.03.2014 по 31.12.2014, переданные на хранение Феодосийской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым, при этом электронные базы данных ей не передавались. Также пояснила, что предоставление расчета (расшифровки) суммы, включенной в реестр, сформированный Феодосийской ОНИ НС Республики Крым, образовавшейся в переходный период у налогоплательщиков, сведения о которых не внесены в ЕГРЮЛ в соответствии с законодательством, действовавшем в переходный период, выходит за рамки компетенции инспекции.
Судом установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым представлены в материалы дела копии налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и акцизного налога, копии отчетов про объемы производства и реализации алкогольных напитков и спирта за период март - июль 2014 года, из которых усматривается задекларированная сумма по налогу на добавленную стоимость за май, июнь 2014 года в общем размере 224534,00 рублей.
Иной первичной документации, подтверждающей налоговое обязательство общества за период с 18.02.2014 по 31.12.2014, в материалы дела не предоставлено.
В нарушение требований части 4 статьи 215 АПК РФ, каких-либо доказательств, подтверждающих, что указанная задекларированная сумма является задолженностью, которая включена в реестр и не оплачена налогоплательщиком, а также расчет суммы задолженности с указанием вида налога, сбора или обязательного платежа, который просит взыскать заявитель, ни службой, ни Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым, ни Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Крым не представлено.
В связи с вышеизложенным, учитывая отсутствие документов, подтверждающих возникновение задолженности в размере 224 534 руб. у общества перед бюджетом в переходной период, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления в указанной части в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Учитывая отсутствие документов, подтверждающих возникновение задолженности у общества перед бюджетом в переходной период, заявленные требования в оставшейся части - 1 237 356 руб. были правомерно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 2 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 марта 2016 года по делу N А83-5615/2015 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Крымвинпром" суммы задолженности в размере 224 534,00 руб. и государственной пошлины в размере 7 049,06 рублей.
В удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Крымвинпром" суммы задолженности в размере 224 534,00 руб. отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 марта 2016 года по делу N А83-5615/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5615/2015
Истец: Служба финансового надзора Республики Крым
Третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Крым, Межрайонная инспекция ФНС N4, ООО "КРЫМВИНПРОМ", Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым