Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 сентября 2016 г. N Ф06-12663/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А65-25611/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "АльфаВиста М" - извещен, не явился,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Шигабетдинов Р.Р. доверенность от 15.04.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "АльфаВиста М",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2016 года по делу N А65-25611/2015 (судья Путяткин А.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "АльфаВиста М", (ОГРН 1021602834054, ИНН 1654038043), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения N 31259А от 23.07.2015 г. и обязании внести запись о реорганизации закрытого акционерного общества "АльфаВиста М" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "АльфаВиста М",
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "АльфаВиста М" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик, налоговый орган) об отмене решения N 31259А от 23.07.2015 г. и обязании внести запись о реорганизации закрытого акционерного общества "АльфаВиста М" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "АльфаВиста М" (л.д. 3-5).
В суде первой инстанции заявитель уточнил заявленные требования, в соответствии с которыми просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан N 31259А от 23.07.2015 г. и обязать ответчика внести запись о реорганизации закрытого акционерного общества "АльфаВиста М" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "АльфаВиста М".
Уточнение принято арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 26.01.2016 года в удовлетворении заявления отказано (л.д. 90-94).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и обязать регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о реорганизации ЗАО "АльфаВиста М" в форме преобразования в ООО "АльфаВиста М".
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что у юридического лица, участники которого приняли решение о реорганизации в форме преобразования, отсутствует обязанность уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации.
Считает, что регистрирующим органом при вынесении решения об отказе в государственной регистрации должны соблюдаться нормы указанные в Гражданском кодексе.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 10.05.2016 г. N 2.2-08/00751.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. от 11.05.2015 г. N 2.2-08/007519).
Представитель третьего лица считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 13.05.2016 г.).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 даны разъяснения по применению судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ.
Пунктом 27 указанного постановления разъяснено, что реорганизуемое юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить регистрирующий орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования.
Как следует из материалов дела решение N 1/15 о реорганизации ЗАО "АльфаВиста М" в форме преобразования принято 13.07.2015 г.
Однако соответствующего письменного уведомления в регистрирующий орган общество не представило. В связи с чем, запись о начале процедуры реорганизации ЗАО "АльфаВиста М" в ЕГРЮЛ регистрирующим орган не вносилась. Соответственно, течение трехмесячного срока, установленного статьей 57 ГК РФ, не начиналось.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель и ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзывы на жалобу, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
16.07.2015 года от заявителя в налоговый орган поступило заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации с приложением соответствующих документов (том 1 л.д. 54-73).
Налоговым органом, по итогам рассмотрения документов, было принято решение N 31259А от 23.07.2015 г. об отказе в государственной регистрации на основании пункта 2 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон 129-ФЗ) в связи с неисполнением обязанности юридического лица уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации.
Указанным решением в качестве основания для отказа указано на нарушение требований Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающих реорганизацию юридического лица не ранее истечения трех месяцев после внесения записи о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ (том 1 л.д. 6-7).
Решение налогового органа N 31259А от 23.07.2015 г. об отказе в государственной регистрации было обжаловано заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по РТ, которое решением N 2.11-0-36/01658зг@ от 13.08.2015 г. жалобу заявителя оставило без удовлетворения (том 1 л.д. 8-10).
Заявитель, посчитав решение налогового органа N 31259А от 23.07.2015 г. об отказе в государственной регистрации незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель указал, что в соответствии с положениями статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.
26.01.2016 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение, отказав в удовлетворении заявления (л.д. 90-94).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 5 Закона 129 - ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, что предусмотрено статьей 11 указанного закона.
Согласно статье 13.1 Закона 129 - ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003) утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Уведомление о реорганизации публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации", что предусмотрено приказом Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации".
Перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, регламентирован статьей 14 Закона 129 - ФЗ.
Как установлено частью 1 статьи 16 Закона 129 - ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1 ГК РФ).
Согласно части 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что согласно абзацу второму пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исключением из этого правила является положение пункта 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязанности юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования.
Статьей 13.1 Закона 129 - ФЗ предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе, о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение N 1/15 о реорганизации ЗАО "АльфаВиста М" в форме преобразования в ООО "АльфаВиста М" принято 13.07.2015 г. (том 1 л.д. 73), соответственно, в течение трех рабочих дней после 13.07.2015 г. ЗАО "АльфаВиста М" в письменной форме должно было сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации.
Указанного письменного сообщения в регистрирующий орган направлено не было.
Кроме того, статьей 60.1 ГК РФ установлен трехмесячный срок для подачи требования о признании недействительным решения о реорганизации юридического лица, исчисляемый с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.
В отсутствие письменного сообщения в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры реорганизации не вносилась, соответственно, течение указанного трехмесячного срока в отсутствие данной записи не началось.
Вышеприведенные обстоятельства явились основанием для вынесения налоговым органом оспариваемого решения N 31259А от 23.07.2015 г. об отказе в государственной регистрации.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказана правомерность и обоснованность заявленных требований.
Налоговый орган во исполнение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом исполнил процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения положениям действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба закрытого акционерного общества "АльфаВиста М" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2016 года по делу N А65-25611/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25611/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 сентября 2016 г. N Ф06-12663/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "АльфаВиста М" ,г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление ФНС России по РТ