г. Самара |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А72-10322/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2016 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2016 года, принятое по делу N А72-10322/2015, судья Крамаренко Т.М.,
по иску муниципального учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Город Новоульяновск" (ОГРН 1047300811051 ИНН 7321307854), Ульяновская область, город Новоульяновск,
к открытому акционерному обществу "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" (ОГРН 1027301059598 ИНН 7321014311), Ульяновская область, город Новоульяновск, с. Криуши,
о признании права муниципальной собственности,
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области",
- Муниципального унитарного предприятия "Жилсервис",
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
- Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
установил:
Муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - наружные тепловые сети протяженностью 2949 м, расположенные по адресу: Ульяновская область, город Новоульяновск, село Криуши.
В обоснование требования истец указал, что спорный объект был выявлен и принят на государственный кадастровый учет 28.08.2013 г., фактически владельцем объекта является муниципальное образование "город Новоульяновск", в течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто на него свои права не заявил, в октябре 2014 г. МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск" обратилось в Ульяновский районный суд Ульяновской области с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, однако заявление было оставлено судом без рассмотрения в связи с заявленными ОАО "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" правами на спорный объект.
Заявлением от 10.11.2015 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил основания исковых требований, просил признать право собственности муниципального образования на объект недвижимого имущества наружные тепловые сети протяженностью 2949 п.м., расположенные по адресу Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, указав, что право муниципальной собственности в отношении спорного имущества возникло в силу закона с момента передачи имущества от муниципального образования "Ульяновский район".
В дополнительных письменных пояснениях по делу истец указывает на то, что ошибка в протяженности наружных тепловых сетей могла возникнуть по причине отсутствия документального подтверждения (технической инвентаризации сетей). Только при проведении работ по технической паспортизации была установлена действительная протяженность тепловых сетей села Криуши по состоянию на декабрь 2011 года - 2949 п.м. Согласно техническому паспорту от 21.12.2011 г., изготовленному Ульяновским ОГУП БТИ на объект нежилого фонда - наружные тепловые сети используются исключительно для оказания тепловых услуг населению и социальной инфраструктуры села Криуши города Новоульяновск. В сторону предприятия ответвлений тепловых сетей не имеется.
ОАО "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" в отзыве с заявленными требованиями не согласилось, указало на необоснованность ссылки истца на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, т.к. к муниципальной собственности не относились объекты инженерной инфраструктуры, входящие в состав имущества предприятий, кроме того ответчик отметил ошибку в указанной в исковом заявлении протяженности наружных тепловых сетей, которая, по мнению ответчика, составляет 1996 м, то есть за исключением 953 м внутренних тепловых сетей, находящихся на территории завода и являющихся собственностью завода. Подтверждением данного утверждения служит акт приема-передачи от 25.03.2003 г., заключенный между АООТ "Криушинский СРЗ" и МО "Ульяновский район". Кроме того, завод как собственник осуществляет все необходимые действия по содержанию спорного объекта, следовательно, данные тепловые сети не являются бесхозяйными объектами, и в силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ право собственности ответчика на внутренние тепловые сети протяженностью 953 м не нуждается в государственной регистрации.
В дополнении к отзыву в связи с изменением оснований исковых требований ОАО "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" отметило, что поскольку постановление Главы администрации МО "Ульяновский район" о передаче имущества в МО "Город Новоульяновск" датировано 18.12.2005 г. и акт о передаче из МО "Ульяновский район" в МО "Город Новоульяновск" датирован 01.01.2006 г., т.е. документы, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, составлены после вступления в силу Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, следовательно, право муниципальной собственности подлежало регистрации. Кроме того, неверно и мнение истца о том, что бремя обслуживания тепловых сетей несет МО "Город Новоульяновск" в лице МУП "Жилсервис", поскольку внутренние тепловые сети созданы для нужд завода и обслуживаются самим заводом, система отопления завода (котел и внутренние тепловые сети) абсолютно автономна и независима. Более того, на территории завода действует пропускной режим, что исключает возможность допуска к обслуживанию части сетей, находящихся в границах территории завода посторонних лиц, помимо уполномоченных ответчиком.
Из дополнительных пояснений ответчика, кроме того следует, что требования истца им оспариваются только в части превышающей протяженность тепловых сетей 1996 п.м., поскольку иные тепловые сети используются для нужд завода и вошли в план приватизации предприятия.
Определением от 23.09.2015 г. Арбитражный суд Ульяновской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек муниципальное образование "Ульяновский район" Ульяновской области в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области".
Определением от 12.10.2015 г. Арбитражный суд Ульяновской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечек муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.01.2016 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Муниципальное образование "Ульяновский район" Ульяновской области в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" поддержало требования истца в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены.
За муниципальным образованием "Город Новоульяновск" признано право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - наружные тепловые сети протяженностью 2949 м, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши.
С открытого акционерного общества "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования МУ КУМИЗО МО "Город Новоульяновск" удовлетворить частично - признать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - наружные тепловые сети протяженностью 1996 м, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, в остальной части иска отказать.
В обоснование жалобы, заявитель ссылается на неверное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
При этом ответчик полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении судебной экспертизы для определения (разграничения) внутренних тепловых сетей завода, которые проходят по территории завода и подключены к цехам, суд не дал оценки тому обстоятельству, что в плане приватизации (п. 8 - имущество не подлежащее приватизации) внутренние тепловые сети завода не были поименованы, истец не доказал передачу ему спорного объекта в заявленных технических характеристиках, поскольку от муниципального образования Ульяновский район истцу были переданы тепловые сети протяженностью 1996 п.м., в т.ч. 400 п.м. подземные, 1596 п.м. - воздушные.
Одновременно с жалобой ответчиком суду апелляционной инстанции заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения протяженности и местоположения наружных и внутренних тепловых сетей.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на жалобу муниципальное образование "город Новоульяновск" в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск" с жалобой не согласилось, указав на законность и обоснованность судебного акта.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Ульяновской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика поддержали апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просили суд апелляционную жалобу удовлетворить, поддержали заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
28.08.2013 г. объект "Наружные тепловые сети", назначение объекта нежилое, кадастровый (или условный) номер 73-73-01/124/2013-472 принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из ЕГПРН N 01/124/2-13-472 от 28.08.2013 г.
Согласно кадастровому паспорту от 21.12.2011 г. на основании инвентаризации от 17.10.2011 г. на учет поставлен объект недвижимого имущества - "Наружные тепловые сети", инвентарный номер 028833, литера I-VII, местоположение Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, протяженность 2949 м, назначение - наружные тепловые сети, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) 1963.
Согласно техническому паспорту 21.12.2011 г. объект нежилого фонда "Наружные тепловые сети" находится по адресу (местоположение) Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, инвентарный номер 028833, протяженность сетей 2948,8 кв.м. План наружных сетей содержит схематическое описание объекта, из которого усматривается, что объект представляет собой тепловые сети подземной и воздушной прокладки (соответственно 116,5 п.м. и 2832,3 п.м.), подключены к жилым домам, часть сетей (часть литеры I) находится в границах территории ответчика и подключена к котельной, находящейся на территории ответчика.
Постановлением Главы муниципального образования "Город Новоульяновск Ульяновской области" от 02.02.2006 г. N 5 в муниципальную собственность муниципального образования "Город Новоульяновск" принято передаваемое имущество с. Криуши и с. Панская Слобода муниципального образования "Ульяновский район" согласно акту приема - передачи, в том числе (пункт 54 акта) внесенные в реестр муниципального имущества на основании постановления Главы муниципального района N 1523-р от 27.10.2003 г. наружные тепловые сети, магистральные и отводы, подключенные к жилым домам и зданиям села Криуши, протяженностью 400 п.м., заложенные в грунте, 1596 п.м. - воздушные, год ввода 1963 - 1990, балансовая стоимость 796 000, износ 532 000, остаточная стоимость 264 000.
Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28.10.2014 г. заявление МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Город Новоульяновск" Ульяновской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - наружные тепловые сети протяженностью 2949 п.м., было оставлено без рассмотрения на основании части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с наличием спора о праве.
Истец, полагая, что тепловые сети являются его собственностью, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
02.07.1993 г. Председателем комитета по управлению имуществом Ульяновской области утвержден План приватизации обособленного подразделения государственного предприятия - Волжского объединенного речного пароходства Криушинской ремонтно-эксплуатационной базы флота Криушинская РОБ, находящегося в федеральной собственности. В результате приватизации базы было образовано Акционерное общество открытого типа "Криушинский судоремонтный завод".
Пункт 8 Плана приватизации содержал перечень объектов, не подлежащих приватизации и не вошедших в уставный капитал приватизированного предприятия, включающий, в том числе, инженерные сети стоимостью 52 тыс. рублей (т. 1 л.д. 102).
Согласно пункту 8 Изменений к Плану приватизации Криушинской ремонтно-эксплуатационной базы Волжского объединенного речного пароходства, утвержденных Председателем комитета по управлению имуществом Ульяновской области от 25.09.1995 г., конкретизирован состав инженерных сетей. К ним отнесена отопительная система, тепловые сети на сумму 44 тыс. рублей (т. 1 л.д. 115).
В силу пункта 9 Изменений к Плану приватизации объекты, не подлежащие приватизации, оставлены на балансе АО до передачи их в муниципальную собственность.
23.11.1993 г. между Комитетом по управлению имуществом Ульяновской области и АООТ "Криушинский судоремонтный завод" был заключен договор о передаче государственного имущества на баланс акционерного общества открытого типа, согласно которому Комитет передал на баланс акционерному обществу государственное имущество, для которого действующим законодательством установлении особый режим приватизации (в т.ч. пункт 10 - инженерные сети остаточной стоимостью 52 тыс. рублей).
Согласно пункту 2 договора указанные объекты госимущества передаются во временное пользование с момента подписания настоящего договора до передачи в муниципальную собственность в установленном действующим законодательством порядке.
Акционерное общество обязуется выполнять все требования, связанные с хозяйственным ведением, обслуживанием и содержанием переданного на баланс предприятия государственного имущества (пункт 4 договора).
По состоянию на 01.01.2001 г. неприватизированными объектами инженерной инфраструктуры АООТ "Криушинский СРЗ" оставались (наряду с иными): инженерные сети жилищного строительства, год ввода в эксплуатацию 1990, балансовая стоимость 336 тыс. руб., остаточная стоимость 175,763 тыс. руб., краткая индивидуальная характеристика объекта - 786 п/м, отопительная система, год ввода в эксплуатацию 1963, балансовая стоимость 135 тыс. руб., краткая индивидуальная характеристика объекта - 210 п/м, воздушная линия, год ввода в эксплуатацию 1963, балансовая стоимость 28 тыс. руб., краткая индивидуальная характеристика объекта - 110 п/м, наружные тепловые сети, год ввода в эксплуатацию 1987, балансовая стоимость 297 тыс. руб., остаточная стоимость 142,373 тыс. руб., краткая индивидуальная характеристика объекта - 908 п/м.
Актом приема-передачи от 25.03.2003 г., подписанным на основании постановления Главы администрации Ульяновского района N 50 между АООТ "Криушинский СРЗ" и Главой администрации Ульяновского района, подтверждается передача от АООТ "Криушинский СРЗ" в муниципальную собственность Ульяновского района инженерных сетей: фидерных, теплосетей, сетей холодного водоснабжения и канализации, подключенных к жилым домам в с. Криуши.
Согласно пункта 1 акта в муниципальную собственность переданы наружные тепловые сети, магистральные и отводы, подключенные к жилым домам и зданиям села. Общая протяженность 1996 п.м, из них 400 п.м заложены в грунт в лотках на глубину 1,7 п.м, трубы стальные d=150 мм. 1596 п.м, воздушка в железных лотках d=150 мм, дата ввода 1963-1990 г.г., балансовая стоимость 796 000 руб., износ 532 000 руб., остаточная стоимость 264 000 руб. (т.1 л.д. 60).
На основании акта (накладная) приема-передачи основных средств от 11.06.2003 г. тепловые сети, магистральные и отводы, подключенные к жилым домам и зданиям села, протяженностью 1996 п.м, из них 400 п.м заложены в грунт в лотках на глубину 1,7 п.м, трубы стальные d=150 мм 1596 п.м, воздушка в железных лотках d=150 мм приняты в муниципальную собственность Ульяновского района.
Впоследствии в соответствии с законом Ульяновской области от 30.09.2003 г. N 050-ЗО "Об образовании муниципального образования "Город Новоульяновск" образовано муниципальное образование "Город Новоульяновск" посредством выделения части территории муниципального образования "Ульяновский район", на которой расположен непосредственно город Новоульяновск.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 13.07.2004 г. N 043-ЗО "О муниципальных образованиях Ульяновской области", Законом от 02.12.2004 г. N 096-ЗО "О внесении изменений в Закон Ульяновской области "О муниципальных образованиях Ульяновской области"", постановлением Главы Ульяновского района от 11.10.2004 г. N 184 "О передаче Криушинской и Приволжской сельских администраций в муниципальное образование "Город Новоульяновск", постановлением главы Ульяновского района от 17.02.2005 г. N34 "О передаче Меловской сельской администрации в муниципальное образование "Город Новоульяновск"" по акту приема-передачи от 01.01.2006 г. было передано в казну МО "Город Новоульяновск" перечисленное в акте имущество, в том числе: наружные тепловые сети, магистральные и отводы, подключенные к жилым домам и зданиям села, протяженность 400 п.м, заложенные в грунте, 1596 п.м - воздушные.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные названным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 г. N3020-1 объектами, относящимся к муниципальной собственности, являются, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Пунктом 5 названного постановления, предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
Исходя из пункта 3 указанного постановления утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235, предусмотрено, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе, сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Согласно пункту 4 названного Положения в плане приватизации предприятия (изменениях в плане приватизации предприятия), включающем в себя перечень передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в обязательном порядке делается указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность города (района) соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 данного Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
Следовательно, как правомерно указано судом первой инстанции, в уставный капитал создаваемого в результате приватизации Акционерного общества открытого типа "Криушинский судоремонтный завод" тепловые сети включены не были и, соответственно, в состав имущества предприятия данные объекты войти не могли.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие включение в состав приватизированного имущества завода какие-либо тепловые сети. В силу этого возражения ответчика не подтверждены надлежащими доказательствами, а рассуждения носят исключительно предположительный характер, не основанный на плане приватизации, либо иных сделках, подтверждающих приобретение тепловых сетей на каком-либо праве. В силу этого ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы не подлежит удовлетворению ввиду его необоснованности.
Суд первой инстанции правильно установил, что спорное имущество было передано на баланс АООТ "Криушинский судоремонтный завод" во временное пользование по договору от 23.11.1993 г. до передачи в муниципальную собственность, в соответствии с действующим на тот момент законодательством и Планом приватизации предприятия.
Право собственности муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области на сети канализации возникло в силу закона с момента передачи имущества и не требует государственной регистрации. В то время как, право собственности открытого акционерного общества "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" на спорное имущество не могло возникнуть, поскольку данное имущество приватизации не подлежало.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорные сети проходят только по территории завода является несостоятельным.
Судом первой инстанции установлено, что от котельной (право собственности на которую в настоящее время зарегистрировано за ОАО "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод") отходят теплосети 1-го контура, по которым осуществляется теплоснабжение производственных объектов ответчика, и тепловые сети 2-го контура, которые в целом запитаны на поселок Криуши.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
В удовлетворении ходатайства ответчика о назначении по делу судебной экспертизы - отказать.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2016 года, принятое по делу N А72-10322/2015, оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10322/2015
Истец: МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Город Новоульяновск", Муниципальное учреждение КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД НОВОУЛЬЯНОВСК"
Ответчик: ОАО "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод", ОАО "Криушинский судостроительный-судоремонтный завод"
Третье лицо: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, МО "Ульяновский район" в лице КУМИЗО МО "Ульяновский район", МО "Ульяновский район" Ульяновской области в лице МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Ульяновский район" Ульяновской области", МУП "Жилсервис", МУП Жилсервис, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области