Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2016 г. N Ф07-6375/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А66-14671/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.
при участии от администрации города Твери Воробьевой Ю.А. по доверенности от 23.09.2015, Репиной О.Ю. по доверенности от 16.09.2015, от общества с ограниченной ответственностью "ЮТАС" Михалёва А.В. по доверенности от 04.02.2016, от Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери Репиной О.Ю. по доверенности от 16.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 марта 2016 года по делу N А66-14671/2015 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮТАС" (ОГРН 1026900590441, ИНН 6905056515; место нахождения: 170100, город Тверь, Бульвар Радищева, дом 4; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 17.09.2015 N 01/6923-и в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100176:1106 и обязании в течении 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер 69:40:0100176:1106 в 3-х экземплярах, подписать и выдать 3 экземпляра проекта договора.
Определением суда от 26 ноября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери (ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788; место нахождения: 170000,город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - Департамент).
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Администрация в апелляционной жалобе и её представители в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зелёных насаждений общего пользования и тем самым является ограниченным в обороте; оспариваемым решением не нарушены права и законные интересы Общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал позицию Администрации.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N 030-з/14 от 07.05.2014, заключённого с Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, Обществу передан в аренду под станцию технического обслуживания автомобилей сроком до 06.05.2063 земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100176:1106 площадью 2000 кв.м (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, 128б).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.08.2015 Общество является собственником объекта недвижимости - станции технического обслуживания автомобилей, расположенной по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, 128б.
Руководствуясь подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и ссылаясь на наличие права собственности на здание - станцию технического обслуживания автомобилей, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100176:1106, Общество 12.08.2015 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Администрация письмом от 17.09.2015 N 01/6923-и со ссылкой на пункт 12 статьи 85, подпункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ сообщила о том, что испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность, поскольку в соответствии с Временными правилами землепользования и застройки города Твери, утверждёнными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 (далее - Временные правила), данный земельный участок относится к общественно-деловой зоне районного значения (К-2), и размещение станций технического обслуживания автомобилей не относится к основным и вспомогательным видам разрешённого использования земельных участков в данной территориальной зоне; в соответствии с генеральным планом города Твери, утверждённым решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), указанный земельный участок относится к зоне зелёных насаждений общего пользования; согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Не согласившись с решением Администрации, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что согласно Временным правилам размещение станций технического обслуживания автомобилей в общественно-деловой зоне К-2 допустимо исходя из перечня условно разрешённых видов использования. Суд принял во внимание заключение Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери, согласно которому спорный земельный участок относится к функциональной зоне зелёных насаждений общего пользования, но поскольку Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о фактическом использовании земельного участка в целях, установленных Генеральным планом, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для отказа Обществу в предоставлении земельного участка в собственность.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственного органа, осуществляющего публичные полномочия, являются несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 6 в предоставлении земельного участка может быть отказано в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2015 года N 301-КГ14-8993, не могут быть приватизированы земельные участки, на которых расположены как существующие, так и планируемые объекты, указанные в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ. Однако в данном случае Администрацией не представлены доказательства того, что на испрашиваемом земельном участке планируется размещение какого-либо из перечисленных в данной норме объектов.
Нахождение спорного земельного участка в зоне зелёных насаждений не препятствует его использованию для эксплуатации станции технического обслуживания, поскольку в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 марта 2016 года по делу N А66-14671/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14671/2015
Истец: ООО "ЮТАС"
Ответчик: Администрация города Твери
Третье лицо: Департамент архитектуры и строительства администрации г. Твери
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14671/15
17.07.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14671/15
28.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6375/16
26.05.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3305/16
23.05.2016 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14671/15
04.03.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14671/15