г. Хабаровск |
|
26 мая 2016 г. |
А04-375/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамова Д.А.
от муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск": представитель не явился;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представитель не явился;
от муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго города Белогорск": представитель не явился;
от муниципального унитарного предприятия "Городские энергетические сети": представитель не явился;
от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск", муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго города Белогорск"
на решение от 14.03.2016
по делу N А04-375/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлениям муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск", муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго города Белогорска"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Городские энергетические сети", публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания"
о признании решения и предписаний недействительными
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений администрации г.Белогорск" (далее - комитет) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 16.10.2015 по делу N 17.1/45 2015, а также выданного на его основании предписания от 16.10.2015 N 29.
Определением от 18.01.2016 возбуждено производство по делу А04-375/2016, к участию в деле привлечены третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнерго города Белогорска" (далее - МУП "Теплоэнерго города Белогорска"), муниципальное унитарное предприятие "Городские энергетические сети" (далее - МУП "ГЭС"); публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (далее - ПАО "ДЭК").
Муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнерго города Белогорска" (ОГРН 1122804000582, ИНН 2804015434, далее - МУП "Теплоэнерго города Белогорска") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области о признании недействительным решения от 16.10.2015 по делу N 17.1/45 2015, а также выданного на его основании предписания от 16.10.2015 N 30.
Определением от 28.01.2016 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу А04-729/2016. К участию в деле привлечены третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорск" муниципальное унитарное предприятие "Городские энергетические сети", публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт".
Определением от 11.02.2016 однородные дела N А04-375/2016 и N А04-729/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением N А04-375/2016.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 14.03.2016 по делу N А04-375/2016 в удовлетворении заявленных комитетом, МУП "Теплоэнерго города Белогорска" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет и МУП "Теплоэнерго города Белогорска" обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 14.03.2016 по делу N А04-375/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалоб комитет, МУП "Теплоэнерго города Белогорска" ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. В судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, комитет и антимонопольный орган заявили ходатайства о рассмотрении жалоб в отсутствие их представителей. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные жалобы рассмотрены без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Определением суда от 06.05.2016 УФАС по Амурской области при отсутствии технической возможности не удовлетворено ходатайство о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи. В связи с этим антимонопольный орган просил апелляционный суд отложить судебное заседание. Суд считает причину отложения неуважительной и заявленное ходатайство отклонил.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалоб исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предусмотренных в ней случаев.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 названной статьи, перечень видов имущества, в отношении которого заключение этих договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (часть 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила) и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
Пунктом 8 Перечня к видам имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, отнесены системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства.
24.09.2012 на официальном сайте торгов (www.torgi.gov.ru) комитетом опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования комплексом технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования города Белогорск.
Распоряжением от 24.09.2012 N 201 МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорск" дал согласие собственника имущества победителю конкурса на передачу третьим лицам муниципального имущества по договору безвозмездного пользования комплексом технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования города Белогорск.
Протоколом от 30.10.2012 N 2 конкурс признан несостоявшимся. Договор купли-продажи права безвозмездного пользования комплексом технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования города Белогорск 14.11.2012 заключен с единственным участником - МУП "Теплоэнерго города Белогорск".
20.07.2015 между МУП "Теплоэнерго города Белогорск" (ссудодатель) и МУП "Городские энергетические сети" (ссудополучатель) заключен договор N 41/1 о передаче прав и обязанностей (переуступки) по договору ссуды (безвозмездного пользования) комплексом технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования города Белогорск N 41 от 14.11.2012, по условиям которого все права и обязанности перешли ссудополучателю. Договор согласован с комитетом.
01.08.2015 права и обязанности по договору о передаче прав и обязанностей (переуступки) от 20.07.2015 N 41/1 переданы от МУП "Теплоэнерго города Белогорск" МУП "Городские эергетические сети", о чем составлен передаточный акт.
04.08.2015 ПАО "ДЭК" в антимонопольный орган подано заявление на неправомерные действия комитета и МУП "Теплоэнерго города Белогорск" по передаче прав пользования комплексом технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования города Белогорск МУП "Городские энергетические сети" без проведения торгов.
Приказом антимонопольного органа от 22.09.2015 N 168 с учетом изменений, внесенных приказом от 13.10.2015 N 185, возбуждено дело N А-17.1/45 2015 по признакам нарушения комитетом и МУП "Теплоэнерго города Белогорск" части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), создана соответствующая комиссия.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела с участием представителей ПАО "ДЭК", МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г.Белогорск", МУП "Теплоэнерго города Белогорск" и МУП "Городские энергетические сети" управление пришло к выводу о нарушении действиями МУП "Теплоэнерго города Белогорск" по заключению договора переуступки от 20.07.2015 N 41/1, действиями комитета по согласованию указанного договора без проведения конкурса и аукциона части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принято решение от 13.10.2015 (в полном объеме изготовлено 16.10.2015).
МУП "Теплоэнерго города Белогорск" выдано предписание от 16.10.2015 N 30, которым возложена обязанность в срок до 14.12.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции путем принятия мер по возврату имущества, указанного в договоре переуступки от 20.07.2015 N 41/1. В случае необходимости передачи имущества, указанного в договоре от 20.07.2015 N 41/1, обеспечить проведение конкурса или аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорск" выдано предписание от 16.10.2015 N 29, возложена обязанность прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно в случае необходимости передачи имущества, указанного в договоре от 20.07.2015 N 41/1 обеспечить проведение конкурса или аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В срок до 18.12.2015 уведомить об исполнении антимонопольный орган.
Не согласившись с указанными выше решением антимонопольного органа и выданными на его основе предписаниями, комитет и МУП о признании их незаконными обратились в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении требований.
Указывая в апелляционных жалобах на правомерность своих действий, комитет и МУП "Теплоэнерго города Белогорск" ссылаются на исключительный случай, допустимость которого указана в пункте 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на полученное согласие собственника имущества победителю конкурса на передачу такого имущества третьим лицам, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает доводы жалоб ошибочными, а вывод суда верным о том, что с учетом норм статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и статей 615, 689 ГК РФ без проведения торгов допускается передача прав на такое имущество в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов (или если торги признаны несостоявшимися). При этом такое лицо не утрачивает права владения и (или) пользования в отношении передаваемого государственного (муниципального) имущества полностью, а замены арендатора (ссудополучателя) в обязательстве по аренде (ссуде) не происходит.
В то время как правовым последствием заключения 20.07.2015 договора N 41/1 о передаче прав и обязанностей (переуступки) по договору ссуды (безвозмездного пользования) явилась передача всех прав и обязанностей по договору N 41 от 14.11.2012 МУП "Городские энергетические сети", выбытие из отношений по договору N 41 от 14.11.2012 МУП "Теплоэнерго города Белогорск", которое утратило все права по упомянутому договору. Фактически заявителями произведена смена лиц в обязательстве - договоре ссуды (безвозмездного пользования) N 41 от 14.11.2012.
При этом доступ на соответствующий товарный рынок МУП "Городские энергетические сети" был обеспечен вне конкуренции и договор N 41/1 от 20.07.2015 о передаче прав и обязанностей (переуступки) по договору ссуды (безвозмездного пользования) заключен при отсутствии иных заинтересованных лиц возможности принять участие в конкурсной процедуре.
При изложенных выше обстоятельствах и правовых норм апелляционный суд считает доказанным по материалам дела действиями МУП "Теплоэнерго города Белогорск" и МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г.Белогорск" нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Ссылки в жалобах на сложившееся финансовое положение не являются основанием для возможного нарушения законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 23, статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдала предписания от 16.10.2015 N 29 и N 30, соответствующие закону.
Поскольку спорное имущество по договору переуступки от 20.07.2015 N 41/1 минуя конкурсные процедуры, то с учетом пункта 4 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, на МУП "Теплоэнерго города Белогорск" правомерно возложена обязанность принять меры по возврату имущества, указанного в договоре переуступки от 20.07.2015 N 41/1, а случае необходимости дальнейшей передачи имущества, указанного в договоре от 20.07.2015 N 41/1, обеспечить проведение конкурса или аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Комитет является лицом, реализующим правомочия собственника имущества, а также заключившим договор безвозмездного пользования N 42 от 14.11.2012, а также утвердившего (согласовавшего) уступку прав по договору от 20.07.2015 N 41/1. Поэтому ему правомерно предписано прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции любым доступным способом, а в случае необходимости передачи имущества, указанного в договоре от 20.07.2015 N 41/1, обеспечить проведение конкурса или аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В срок до 18.12.2015 уведомить об исполнении антимонопольный орган.
Исходя из содержания предписаний, проведение конкурса или аукциона обеспечивается в случае необходимости передачи имущества, указанного в договоре от 20.07.2015 N 41/1. Суд не считает предписания не исполнимыми.
Поскольку апелляционная жалоба муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго города Белогорска" оставлена без удовлетворения, а при её принятии определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 предприятию предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, то на основании статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с МУП "Теплоэнерго города Белогорска" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 14.03.2016 по делу N А04-375/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго города Белогорска" (ОГРН 1122804000582, ИНН 2804015434) государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-375/2016
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
Третье лицо: МУП "Городские энергетические сети", МУП "Теплоэнерго города Белогорск", ПАО "Дальневосточная энергетическая компания"