Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 сентября 2016 г. N Ф03-4142/16 настоящее постановление отменено
г. Владивосток |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А51-20683/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-3281/2016
на решение от 23.03.2016
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-20683/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2002) об обязании Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (ИНН 2540138254, ОГРН 1072540010982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.11.2007) перечислить в бюджет Артемовского городского округа недоперечисленную субсидию в размере 9 406 668,28 рублей,
третье лицо: Департамент финансов Приморского края,
при участии:
от Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - представитель Митусов И.А. (доверенность N 19-3142/4 от 30.10.2015 сроком на 1 год, служебное удостоверение), представитель Булейко А.В. (доверенность N 19-1556/4 от 18.05.2016 сроком на 1 год, служебное удостоверение);
от Администрации Артемовского городского округа - представитель Чуравская О.В. (доверенность N 06 от 11.01.2016, служебное удостоверение);
от Департамента финансов Приморского края - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Артемовского городского округа (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее - ответчик, департамент) перечислить в бюджет Артемовского городского округа недоперечисленную субсидию в размере 9 406 668,28 руб.
Определением от 08.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов Приморского края.
Решением от 23.03.2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Полагая, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств, установленных по делу, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что департамент является надлежащим ответчиком по делу, поскольку реализовать права главного распорядителя бюджетных средств по распоряжению соответствующей части бюджета, осуществлять финансирование в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, возможно в случае, если законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год департаменту предусмотрены денежные средства на данные цели.
Вместе с тем, в краевом бюджете на 2012 год денежные средства на реализацию программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края" предусмотрены не были, соответственно у департамента отсутствовали основания для выделения Артемовскому городскому округу субсидии в размере 9 406 668,28 руб. для реализации данной программы.
Также судом не учтено, что поскольку администрацией по итогам 2011 года были возвращены денежные средства, выделенные в качестве субсидии, потребность в указанных средствах у заявителя отсутствовала.
Кроме того, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о соблюдении Администрации АГО срока на обращение в суд, поскольку о нарушении своего права истец узнал не позднее 10.01.2012, соответственно именно с этого срока подлежит исчислению срок исковой давности.
Таким образом, по мнению апеллянта, администрация могла обратиться в суд до 10.01.2015, однако заявление по спорному делу было подано 28.09.2015, то есть за пределами срока, установленного статьями 199, 200 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Артемовского городского округа на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент финансов Приморского края своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Учитывая надлежащее извещение департамента финансов о времени и месте судебного заседания, а также отсутствие возражений представителей сторон, судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в отсутствие представителя третьего лица.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Постановлением Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па "О краевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края на 2011 год" была утверждена программа, направленная на решение проблемы обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.2012 N 28-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па "О краевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края на 2011 год", срок реализации указанной программы был продлен до 2012 года, программа стала именоваться "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края" на 2011-2012 годы.
Во исполнение Постановления Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па Администрацией Артемовского городского округа была принята муниципальная ведомственная целевая программа "Переселение граждан Артемовского городского округа из аварийного жилищного фонда" на 2011-2012 годы, утвержденная постановлением администрации Артемовского городского округа от 28.01.2011 N 76-па.
В соответствии с условиями указанной программы, для приобретения жилых помещений предусмотрено 91 117 680 руб., из них 68 164 431,45 руб. из средств бюджета Приморского края, 22 953 248,55 руб. из средств бюджета Артёмовского городского округа.
Департаментом как главным распорядителем Администрации АГО были перечислены денежные средства в размере 69 022 242 руб. в рамках краевой программы.
В целях реализации программы между Администрацией Артемовского городского округа и ЗАО "Стройинвест" заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность, в том числе муниципальный контракт N 64/11 АЭФ от 07.06.2011, цена контракта составляет 38 674 990 руб.; муниципальный контракт N 119/66 АЭФ от 24.09.2011, цена контракта составляет 36 503 090 руб., муниципальный контракт N 166/132 АЭФ от 22.11.2011, цена контракта составляет 15 939 600 руб.
По контракту N 64/11 АЭФ от 07.06.2011 ЗАО "Стройинвест" перечислено 38 674 990 руб., из них - 18 598 457 руб. - средства бюджета Приморского края, 20 076 533 руб. - средства бюджета Артемовского городского округа. Расчеты произведены и обязательства выполнены по контракту в полном объеме.
По контракту N 119/66 АЭФ от 24.09.2011 ЗАО "Стройинвест" перечислено 30 822 896,09 руб. из них - 22 720 775,63 руб. - средства бюджета Приморского края, 8 102 120,46 руб. - средства бюджета Артемовского городского округа.
Из бюджета Приморского края не перечисленной осталась сумма в размере 5 680 193, 91 руб., которая взыскана в судебном порядке ЗАО "Стройинвест" с администрации Артемовского городского округа.
По контракту N 166/132 АЭФ от 22.11.2011 ЗАО "Стройинвест" перечислено 12 213 125,63 руб.: из них - 8 695 106,85 руб. - средства бюджета Приморского края, 3 518 018,78 руб. - средства бюджета Артемовского городского округа.
Из бюджета Приморского края не перечисленной осталась сумма в размере 3 726 474, 37 руб., которая взыскана в судебном порядке ЗАО "Стройинвест" с администрации Артемовского городского округа.
Обязательства администрации Артемовского городского округа в части оплаты 10% стоимости контрактов N 119/66 АЭФ от 24.09.2011, N 166/132 АЭФ от 22.11.2011 исполнены в полном объеме.
Муниципальные контракты были исполнены застройщиком в 2012 году. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства неиспользованные в 2011 году средства в размере 10 063 593 руб. возвращены Администрацией Артемовского городского округа в краевой бюджет в 2011 г.
Обращениями в адрес губернатора Приморского края заявитель неоднократно сообщал о необходимости перечисления в бюджет Артемовского городского округа в 2012 году денежных средств в размере 9 406 668, 28 руб. в целях полного завершения программных мероприятий и окончательного расчета с ЗАО "Стройинвест" (письма от 29.11.2011 N 27-1062, от 05.06.2012 N 27-330, от 10.10.2012 N 27/615, от 26.12.2012 N 27/819, от 06.03.2014 N 28-17/294, от 05.03.2015 г. N 27/275).
Поскольку до настоящего времени указанные денежные средства в адрес заявителя не были перечислены и 03.08.2015 был получен ответ из департамента о том, что средства на завершение реализации Программы в краевом бюджете на 2012 год предусмотрены не были, решение вопроса о финансировании завершения мероприятий в рамках программы возможно только в судебном порядке, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия у департамента обязанности перечислить Администрации АГО остаток субсидии.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе департамента, отзыве администрации, заслушав пояснения сторон, коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 41 БК РФ межбюджетные трансферты являются безвозмездными поступлениями в доход соответствующего бюджета.
Межбюджетные трансферты предоставляются в виде:
- дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенций из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ;
- иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов устанавливаются постановлениями Правительства РФ (в части федерального бюджета), законами субъектов РФ (в части бюджетов субъектов РФ), решениями представительных органов муниципальных районов (в части местных бюджетов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий на решение проблемы обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, были определены Постановлением Администрации Приморского края 16.11.2010 N 371-па "О краевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2011-2012 год.
В соответствии с указанной программой общий объем финансирования из средств краевого бюджета составил 223,20 млн. руб., в том числе в 2011 году - 223,20 млн. руб., в 2012 году - 52,89 млн. руб.
В соответствии с пунктом 5.1 краевой программы субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с переселением граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Согласно пункту 5.2. краевой программы субсидия предоставляется бюджету муниципального образования Приморского края при условии принятия муниципальной программы и муниципального правового акта о бюджете муниципального образования, предусматривающего бюджетные ассигнования на исполнение муниципальной программы в размере не менее 10 процентов размера субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек включительно.
Пунктом 5.5 краевой программы предусмотрено, что за счет средств краевого бюджета оплачивается стоимость приобретаемой жилой площади в размере 90 %, оставшаяся часть в размере 10 % - за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 5.6 Программы субсидии предоставляются департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Учитывая исполнение администрацией АГО обязанности по принятию соответствующего муниципального акта от 28.01.2011 N 76-па, а также численного населения городского округа, 19.07.2011 департаментом, как главным распорядителем бюджетных средств, платежным поручением N 18 заявителю были перечислены денежные средства в размере 69 022 242 руб. в качестве субсидии на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья в рамках указанной Программы.
В целях реализации краевой Программы между Администрацией Артемовского городского округа и ЗАО "Стройинвест" заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность N 64/11 АЭФ от 07.06.2011, N 119/66 АЭФ от 24.09.2011, N 166/132 АЭФ от 22.11.2011 на общую сумму 91 117 680 руб., из них 68 164 431,45 руб. - средства краевого бюджета, 22 953 248,55 средства бюджета Артемовского городского округа.
Письмом от 19.12.2011 N 27-1027, адресованным губернатору Приморского края, глава Артемовского городского округа сообщил о невозможности освоения выделенной субсидии в 2011 году в полном объеме, поскольку исполнение муниципальных контрактов требует значительных временных затрат, в том числе связанных с согласованием и получением технических условий на подключение объектов к городским инженерным сетям.
Кроме того, в связи с поздним заключением муниципального контракта N 166/32 от 25.11.2011, его исполнение до 31.12.2011 не может быть завершено, поскольку при условии соблюдения строительных норм и правил, выполнение указанного вида работ возможно только при положительных температурах.
Таким образом, администрацией АГО в 2011 году при реализации краевой программы освоена субсидия в размере 58 958 649 руб. (вместо выделенной субсидии в размере 28 164 431,45 руб.), в связи с чем муниципальное образование, учитывая неполное выполнение обязательств по приобретению жилья для расселения граждан, проживающих в аварийных домах, просило продлить действие программы на 2012 год.
Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.2012 N 28-па указанная краевая программа " Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" была продлена на 2012 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ (в редакции федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ) не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Согласно пункту 5.9.1 краевой программы в случае невозможности завершения программных мероприятий в 2011 году остаток неиспользованных субсидий подлежит возврату в краевой бюджет до завершения 2011 финансового года. В 2012 году остаток неиспользованных субсидий подлежит использованию на завершение программных мероприятий с внесением соответствующих изменений в нормативный правовой акт Администрации Приморского края, предусмотренный пунктом 5.8 Программы.
Поскольку муниципальные контракты N 119/66 АЭФ от 24.09.2011 и N 166/132 АЭФ от 22.11.2011, заключенные Администрацией Артемовского городского округа и ЗАО "Стройинвест" были исполнены в 2012 году, остаток неизрасходованной субсидии в размере 10.063.593 руб. подлежал возврату в краевой бюджет в соответствии со статьей 242 БК РФ и пунктом 5.9.1 краевой программы.
Фактически неиспользованная сумма субсидии перечислена в краевой бюджет 27.12.2011.
В соответствии пунктом 5.9.2 краевой программы распределение субсидий на завершение программных мероприятий в 2012 году осуществляется между муниципальными образованиями, которым субсидии были распределены в 2011 году в соответствии с нормативным правовым актом Администрации Приморского края согласно пункту 5.8 Программы, в размере подтвержденной фактической потребности в субсидии на 2012 год.
Пунктом 5.8 Программы закреплено, что распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается нормативным правовым актом Администрации Приморского края.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, нормативно правовой акт Администрации Приморского края о распределении остатка неиспользованных субсидий между бюджетами муниципальных образований принят не был.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, установлены Приказом Минфина России от 11.06.2009 N 51н.
В соответствии с требованием пункта 5 приказа Минфина России от 11.06.2009 N 51н (ред. от 23.09.2013) "Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2009 N 14422), возврат излишне перечисленных остатков целевых средств, а также остатков целевых средств, которые могут быть использованы на те же цели при установлении наличия потребности в них в соответствии с решениями главных администраторов доходов федерального бюджета от возврата остатков, оформленных Уведомлениями по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0504817), направленными администраторами доходов федерального бюджета от возврата остатков соответствующим администраторам доходов по возврату, осуществляется в соответствии с пунктом 10 Общих требований.
Таким образом, межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. При отсутствии оснований для использования в очередном финансовом году указанных межбюджетных трансфертов они перечисляются либо в установленном порядке взыскиваются в доход соответствующего бюджета (п. 5 ст. 242 БК РФ, Письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/294).
В соответствии с письмом Минфина РФ от 25.02.2010 N 02-03-10/654 целевые межбюджетные трансферты являются источником финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений) целевые межбюджетные трансферты, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Довод апелляционной жалобы о том, что департамент не имел оснований для выделения субсидии в 2012 году, поскольку субсидии на реализацию краевой программы не были внесены в бюджет Приморского края на 2012 год, подлежит отклонению.
Как установлено судом, департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края не была представлена в департамент финансов информация об остатках межбюджетных трансфертов, полученных из краевого бюджета.
Кроме того, департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству расходные обязательства на реализацию краевой программы на 2012 год не были согласованы с Губернатором, в связи с чем не были включены в краевой бюджет.
Таким образом, департамент, являясь главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий на реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья и достоверно зная о необходимости выделения субсидий администрации АГО на 2012 год для завершения программы, не принял необходимых мер, направленных на выделение соответствующих денежных средств.
При таких обстоятельствах, указание департамента на то, что им были подготовлены предложения по корректировке Программы в части объемов финансирования, в связи с чем направлены обращения о необходимости внесения изменений в Законы Приморского края о краевом бюджете на 2012, 2013 годы, однако такие изменения внесены не были, соответственно у департамента отсутствовали правовые основания для перечисления администрации в 2012 году ранее возвращенной субсидии в сумме 9 406 668,28 руб., коллегией отклоняется как противоречащий пунктам 5.9.1, 5.9.2 краевой программы.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования.
Также не может быть прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство только по основаниям невключения в краевой бюджет на 2012 год ассигнований на реализацию программы, учитывая, что в самой программе на 2012 год предусмотрено выделение муниципальным образованиям субсидий в сумме 52,89 млн. руб.
В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Муниципальное образование в лице Администрации в рамках настоящего дела является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 БК РФ) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации.
Субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на выполнение работ для нужд населения.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Поскольку обязательства по софинансированию приобретения жилых помещений для переселения граждан, проживающих в аварийных домах, приняты на себя субъектом федерации, отказ от исполнения предусмотренного обязательства по софинансированию в связи с истечением текущего финансового года не может быть признан соответствующим законодательству о местном самоуправлении, поскольку данным отказом субъект федерации фактически возлагает на органы местного самоуправления обязательства, возникшие у субъекта федерации.
Довод департамента о том, что поскольку Администрация АГО возвратила в 2011 году остатки неосвоенной субсидии, соответственно в 2012 году у заявителя отсутствовала потребность в субсидии подлежит отклонению, как противоречащий обстоятельствам, установленным по делу.
Довод департамента, о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно пункту 5.6 Программы именно Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края предоставляет субсидии в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту на указанные цели, а также является государственным заказчиком, разработчиком и исполнителем Программы.
Кроме того, согласно пункту 8.26 Положения о департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 N 197-па, департамент осуществляет функции главного администратора расходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него полномочий.
Таким образом, именно департамент был полномочен осуществлять возврат субсидий.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти субъектов РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
С учетом изложенного, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что именно департамент является надлежащим ответчиком по делу.
Также коллегия находит необоснованным довод департаменты о пропуске срока обращения Администрации АГО в суд с указанным заявлением, поскольку финансовый год в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определен с 1 января по 31 декабря текущего года, то есть предоставить субсидию за 2012 год, департамент мог с 01.01.2012 по 31.12.2012. Таким образом, срок для исчисления срока давности начинает течь с 01.01.2013, что согласуется с положениями статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что администрация обратилась в суд с настоящим заявлением 28.09.2015, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок исковой давности не истек.
Тот факт, что муниципальные контракты исполнены в январе 2012 года, не имеет правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку с января 2012 года у администрации АГО перед подрядчиком возникла кредиторская задолженность, в то время как право на предоставление субсидии могло быть реализовано вплоть до 31.12.2012.
С учетом изложенных норм суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Администрации не выплаченной в соответствии с краевой программой субсидии в сумме 9 406 668,28 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ) нет, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2016 по делу N А51-20683/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20683/2015
Истец: Администрация Артемовского городского округа
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ТОПЛИВНЫМ РЕСУРСАМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Департамент финансов Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2871/17
27.07.2017 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3281/16
24.04.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2585/17
27.02.2017 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20683/15
21.09.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4142/16
24.05.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3281/16
23.03.2016 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20683/15