г. Тула |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А54-1001/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Защитник" (ОГРН 1026201271964, ИНН 6231031416) - Ахадуллаевой Е.Н. (доверенность от 01.04.2016), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Защитник-Авто" (г. Рязань, ОГРН 1026200951688, ИНН 6228049639) - Ахадуллаевой Е.Н. (доверенность от 06.03.2016), в отсутствие заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, ОГРН 1026200702330, ИНН 6215001598), общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (Рязанская область, Рязанский район, д. Хирино, ОГРН 1046216002524, ИНН 6215013346), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Защитник" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.02.2016 по делу N А54-1001/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Защитник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - управление) о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации права собственности от 10.10.2013 N 12/186/2013-245, от 10.10.2013 N 12/186/2013-247, от 10.10.2013 N 12/186/2013-248, от 10.10.2013 N 12/035/2013-137, от 10.10.2013 N 12/035/2013-138, от 10.10.2013 N 12/186/2013-246, от 10.10.2013 N 12/035/2013-139, от 07.10.2013 N 12/036/2013-210, от 07.10.2013 N 12/036/2013-211, от 07.10.2013 N 13/036/2013-209 и от 10.10.2013 N 12/035/2013-140; понуждении управление осуществить государственную регистрацию права собственности на спорные объекты недвижимого имущества и выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Определением от 28.02.2014 по делу N А54-6835/2013 требование общества о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности от 10.10.2013 N 12/186/2013-247 выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А54-1001/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области, общество с ограниченной ответственностью "Авангард", общество с ограниченной ответственностью "Защитник-Авто".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы общество ссылается на то, что поскольку заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для регистрации права собственности на спорный энергетический объект, то у управления не имелось оснований для отказа обществу в регистрации. Указывает, что спорный объект обладает самостоятельным функциональным назначением (энергоснабжение комплекса придорожного сервиса), в связи с чем имеет самостоятельное хозяйственное назначение и является отдельным объектом гражданского оборота.
ООО "Защитник-Авто" поддержало позицию общества.
Управление просило оставить решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание заинтересованное лицо и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя и ООО "Защитник-Авто", Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество в 1996-2000 годах построило и ввело в эксплуатацию комплекс придорожного сервиса. На основании распоряжения главы администрации Рязанского района от 10.01.2001 N 03-р в связи с завершением строительства комплекса АЗС на 180 км автодороги Москва-Самара был зарегистрирован акт от 25.12.2000 приемки в эксплуатацию комплекса АЗС (акт N 1). В данном акте указано на то, что в эксплуатацию вводятся АЗС, СТО, кафе-гостиница, стоянка.
В последующем акт был изменен (акт N 2) в части указания объектов, принятых законченным строительством, а именно: АЗС и магазин, стоянка, СТО, кафе-гостиница.
В последней редакции акта (акт N 3) в составе комплекс придорожного сервиса были указаны: автозаправочная станция (операторная) и магазин, литер Б-Б1, инвентарный номер 10499; водопровод (водоснабжение АЗС на 4 колонки контейнерного типа при автодороге Москва - Самара) (кадастровый номер 62:00:0000000:12); линии электропередач напряжением 380/220 В для электроснабжения АЗС общего пользования на 200 заправок в сутки (кадастровый номер 62:15:0010133:39); нежилое здание (металлическое) - одноэтажное (кадастровый номер 62:15:0010133:37); топливораздаточные колонки Нара 28-16 (для выдачи нефтепродуктов в топливные баки автотранспортных средств и тару потребителя) (кадастровый номер 62:15:0010133:41); топливный резервуар РГС-60 (5 штук) - назначение для хранения нефтепродуктов (кадастровый номер 62:15:0010133:40); комплектная трансформаторная подстанция КТП 160/10 N 5618 10/0.4 кВА, назначение - электроснабжение АЗС на 4 колонки контейнерного типа при автодороге Москва-Самара) (кадастровый номер 62:15:0010133:43); ВЛ 10 кВ от ПС "Элеватор" ф1 до КТП 160/10 N 5618 10/0.4 кВА; примыкание к Федеральной автомобильной дороге "Москва-Самара", для въезда; стоянка: замощение автозаправочного комплекса - для стоянки и проезда автотранспортных средств (кадастровый номер 62:15:0010133:42); ограждение комплекса придорожного сервиса (кадастровый номер 62:15:0010133: 38); станция технического обслуживания (СТО): станция технического обслуживания, литер В, инвентарный номер 10499; нежилое здание (кирпичное) одноэтажное (кадастровый номер 62:15:0010133:36); кафе-гостиница: кафе-гостиница, литер А инвентарный номер 10499; жилой дом двухэтажный (кадастровый номер 62:15:0010133:44).
03.04.2001 Рязанской областной регистрационной палатой зарегистрировано право собственности общества на нежилое здание, 170,3 кв. м, инв. номер 10499, литера А (кафе-гостиница); нежилое здание, 127, 1 кв.м, инв. номер 10499, лит. Б, Б1 (автозаправочная станция (операторная) и магазин); нежилое здание, 250 кв.м, инв. номер 10499, лит. В (СТО). На регистрацию был представлен акт N 2.
22.08.2013 общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - иное назначение (для электроснабжения АЗС общего пользования на 200 заправок в сутки), протяженностью 1600 м, адрес: Рязанская область, Рязанский район, Тюшевское сельское поселение, Федеральная автомобильная дорога "Москва-Самара", 180 км, кадастровый номер 62:15:0010133:39. К заявлению были приложены доверенность от 10.07.2013, кадастровый паспорт сооружения от 19.06.2013, платежное поручение от 19.08.2013 N 15.
Уведомлением от 09.09.2013 N 12/186/2013-247 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию в связи с наличием противоречий в представленных документах и документах, имеющихся в управлении, а именно: между актом N 3, заверенным печатью администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (ОГРН 1026200702330), и актом N 2, заверенным печатью администрации Рязанского района Рязанской области. В акте N2 отсутствует указание на введение в эксплуатацию линии электропередач.
01.10.2013 общество представило в управление декларацию об объекте недвижимого имущества от 20.09.2013.
10.10.2013 управление сообщением от 10.10.2013 N 12/186/2013-247 отказало обществу в государственной регистрации. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило несоответствие в акте приемки законченного строительством объекта и актом, имеющимся в правоустанавливающем деле, а также непредставление обществом документов, подтверждающих вспомогательное назначение спорного объекта. Кроме того заявителем не представлены документы, устанавливающие право общества на земельные участки, в пределах которых расположен объект недвижимого имущества.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государственном возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка деятельности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона N 122-ФЗ, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены статьей 17 Закона N 122-ФЗ, в том числе: акты изданные органами местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 2, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Законом; не представлены документы, необходимые в силу названного Закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как установлено судом, общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение - иное назначение (для электроснабжения АЗС общего пользования на 200 заправок в сутки), протяженностью 1600 м, адрес: Рязанская область, Рязанский район, Тюшевское сельское поселение, федеральная автомобильная дорога "Москва-Самара", 180 км, кадастровый номер 62:15:0010133:39.
Согласно декларации об объекте недвижимого имущества указанный объект представляет собой сооружение для электроснабжения АЗС, внутриплощадные электросети напряжением 0,4 кВ, 1600 м.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации линии электропередач. Данное обстоятельство подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Доказательств обратного обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 11.02.2005 N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи", в пункте 1 которого указано, что под линейно-кабельными сооружениями связи, права на которые подлежат государственной регистрации в ЕГРП, понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
В соответствии с пунктами 2, 3 названного Положения к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой: 1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки: наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; наличие протяженности (длины); 2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
В силу пункта 4 Положения линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 1 пункта 3 настоящего Положения, может регистрироваться как одна сложная вещь. Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 2 пункта 3 настоящего Положения, рассматривается как отдельный объект недвижимости.
Согласно пункту 5 указанного Положения к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности: кабельная канализация; наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов; кабельные переходы через водные преграды; закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).
Как обоснованно указал суд первой инстанции в рассматриваемом случае истец просит признать право собственности на составную часть сооружения - линию электропередачи, которая сама по себе не может считаться объектом недвижимости.
Ссылки заявителя на кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества и декларацию, в которых данная сеть электроснабжения именована в качестве объекта недвижимости правомерно отклонены судом, поскольку данные документы сами по себе не являются безусловными доказательствами того, что принадлежащая заявителю линия электропередач является недвижимой вещью.
Общество ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не подтвердило, что в соответствии с вышеприведенными требованиями закона спорный объект является самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона N 122-ФЗ. Сам по себе факт наличия у линии электропередач функционального назначения - энергоснабжение комплекса принадлежащего обществу придорожного сервиса, на который ссылается заявитель, основанием для данного вывода не является, а напротив, свидетельствует о вспомогательном значении данного объекта.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.02.2016 по делу N А54-1001/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Защитник" в федеральный бюджет госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1001/2014
Истец: ООО "Защитник"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области
Третье лицо: Администрация МО Рязанский муниципальный район Рязанской области, Администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, Общество с ограниченной ответственной ответственности "Авангард", ООО "Защитник авто"