Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2016 г. N Ф08-5050/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Правоотношение: по сбору за негативное воздействие на окружающую среду
г. Ессентуки |
|
16 мая 2016 г. |
Дело N А63-13442/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления муниципального хозяйства администрации города Минеральные воды на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.02.2016 по делу N А63-13442/2015
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1102650002212, г. Ессентуки)
к Управлению муниципального хозяйства администрации города Минеральные воды (ОГРН 1062649002041, г. Минеральные Воды)
об обязании оплатить задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 333 374 руб.,
при участии в судебном заседании:
от Управления муниципального хозяйства администрации города Минеральные воды: представитель Яковенко И.В. (по доверенности от 26.02.2016),
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу: представитель Слюсарева С.В. (по доверенности от 11.01.2016), представитель Клинчаева М.Ю. (по доверенности от 11.01.2016),
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент Росприроднадзора) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению муниципального хозяйства администрации города Минеральные воды (далее по тексту - Управление) об обязании оплатить задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 333 374 руб.
Решением суда от 11.02.2016 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Управления муниципального хозяйства администрации города Минеральные воды в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 333 374 руб. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств оплаты со стороны Управления задолженности за негативное воздействие за окружающую среду.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представители Департамента Росприроднадзора возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.02.2016 по делу N А63-13442/2015 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением от 22.06.2010 о предоставлении водного объекта в пользование Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края предоставило Управлению муниципального хозяйства администрации г. Минеральные воды в пользование реку Кума в г. Минеральные Воды для использования с целью сброса сточных вод через ливневую канализацию.
Пунктом 4.1 указанного решения установлен срок водопользования с 01.07.2010 по 07.07.2015.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование зарегистрировано отделом водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления по Ставропольскому краю за N 26-07.01.00.003.-Р-РСбК-С-2010-00402/10.
На основании приказа Управления по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по Ставропольскому краю от 30.06.2008 N 303 Управлению муниципального хозяйства администрации г. Минеральные воды выдано разрешение от 30.06.2008 N 11730 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) в период с 30.06.2008 по 30.06.2013. Перечень и количество загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных и (или) дренажных вод, указанных в приложениях к указанному разрешению, являющихся его неотъемлемой частью.
Срок действия разрешения на сбросы вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты от 30.06.2008 N 11730 истек 30.06.2013.
За период с 3 квартала 2012 по 4 квартал 2013, с 1 квартала 2015 по 2 квартал 2015, Управление, являясь водопользователем, предоставляло в Управление Росприроднадзора по Ставропольскому краю ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и производила частичную оплату.
Приказами Росприроднадзора от 20.05.2013 N 259 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета", от 20.05.2013 N 258 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации" Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу наделен полномочиями по надзору в сфере природопользования.
Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу проведена сверка по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС), вносимая Управлением муниципального хозяйства администрации г. Минеральные Воды.
По результатам сверки выявлено, что плата за период с 3 квартала 2012 по 4 квартал 2013, с 1 квартала 2015 по 2 квартал 2015 Управлением муниципального хозяйства администрации города Минеральные Воды не вносилась, а за период с 1 квартала 2014 по 4 квартал 2014 внесена не в полном объеме, коэффициент экологической значимости в расчете за период с 3 квартала 2012 по 4 квартал 2012 указан неверно.
Кроме того, установлено, что в представленных Управлением муниципального хозяйства администрации г. Минеральные Воды расчетах суммы платы по объекту негативного воздействия в разделе 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты" за период с 3 квартала 2012 по 4 квартал 2014 не исчислена сумма за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ. В 3 и 4 кварталах 2012 фактический сброс выпусков N 1, N 2 N 4, N 5 и N 6 вещества нефтепродукты превышен установленного ПДС, согласно расчетам платы за 3 и 4 кварталы 2012.
Департаментом выставлено требование об оплате задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду от 03.08.2015 N 18-15/1173.
Неисполнение Управлением указанного требования послужило основанием для обращения Департамента с заявленными требованиями в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а постановлением от 28.08.1992 N 632 - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Используемые в расчете нормативные платы установлены в 2014 Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" с коэффициентом соответственно 2,33 и 1,89.
Из материалов дела следует, что Управление муниципального хозяйства администрации города Минеральные воды, являясь природопользователем и в соответствии с разрешением на сбросы вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты от 30.06.2008 N 11730 и решением от 22.06.2010 о предоставлении водного объекта в пользование, в установленные сроки не произвело в полном объеме уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты за период с 3 квартала 2012 по 2 квартал 2015.
Судом первой инстанции установлено, что в расчетах, заполненных и представленных Управлением в адрес истца во исполнение действующего законодательства, суммы платы по объекту негативного воздействия в разделе 3. "Сбросы вредных веществ в водные объекты" за период с 3 квартала 2012 года по 4 квартал 2014 года не исчислена сумма за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, а за период с 3 квартала 2012 по 4 квартал 2012 коэффициент экологической значимости указан неверно.
За период с 3 квартала 2012 по 4 квартал 2013, с 1 квартала 2015 по 2 квартал 2015 Управлением сумма не вносилась, за период с 1 квартала 2014 по 4 квартал 2014 внесена не в полном объеме.
При этом, в 3 и 4 квартале 2012 фактический сброс выпусков N 1, N 2, N 4, N 5 и N 6 вещества нефтепродукты превышен установленного ПДС, что подтверждается приложенными расчетами платы за 3 и 4 кварталы 2012 и протоколами лабораторных исследований за заявленный период.
При заполнении раздела 3 "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" Управлением также не учтены требования пунктов 2, 13, 20 Порядка заполнения указанного раздела, а также пунктов 5, 6 Порядка.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управлением не представлено доказательств того, что до истечения срока действия разрешения, выданного на предшествующий период были разработаны все необходимые документы для оформления разрешения на выбросы в атмосферу, равно как и принятие мер по получению разрешения.
В силу пункта 6 Порядка N 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 данного Порядка.
Судом правильно указано, что учитывая срок действия выданного ответчику разрешения от 30.06.2008, а также факт превышения установленных лимитов, Департамент обоснованно применил в расчетах платы коэффициент 5 к объему загрязняющих веществ в период отсутствия разрешений, учитывая ее как сверхлимитную.
При этом, допустимых доказательств, опровергающие доводы истца по расчету, ответчиком в материалы дела не представлены.
Довод заявителя жалобы о том, что при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности установлено, что Управление муниципального хозяйства администрации г. Минеральные Воды не является собственником ливневого коллектора, судом не принимается, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество, в том числе путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не принимается довод апеллянта о том, что непосредственно Управление муниципального хозяйства администрации г. Минеральные Воды в своей деятельности не осуществляло сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в связи с чем, суду надлежит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующих обстоятельств.
Подпунктами 4, 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из статей 34, 35 Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края, утвержденного решением Минераловодской городской Думы N 102 от 29.04.2011 (действующего на момент учреждения Управления, Устав имеется в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте администрации http://www.min-vodi.ru) следует, что администрация города - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края, в том числе выполнение функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений города.
Согласно пункту 1.1. Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского муниципального района" (далее по тексту - Положение, имеется в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте администрации http://www.min-vodi.ru), утвержденного решением Минераловодского Совета от 21.01.2013 N 22/260 муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского муниципального района" Ставропольского края является структурным подразделением администрации Минераловодского муниципального района, созданным для осуществления управленческих функций в сфере строительства; реконструкции, капитального и текущего ремонта, содержания и эксплуатации зданий и сооружений, объектов внешнего благоустройства Минераловодского муниципального района, обеспечения предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде, контроля за качеством и количеством выполняемых работ и услуг, контроля за санитарным состоянием территорий Минераловодского муниципального района. Управление выполняет функции муниципального заказчика и плательщика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта зданий и сооружений, а также содержания и ремонта объектов внешнего благоустройства Минераловодского муниципального района.
Кроме того, согласно пунктам 2.1., 2.2.1. Положения Управление создано для осуществления полномочий единого заказчика и плательщика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, содержанию и эксплуатации зданий и сооружений, объектов внешнего благоустройства Минераловодского муниципального района, обеспечения предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде, формирования системы эффективных договорных отношений с подрядчиками и исполнителями работ и услуг для муниципальных нужд. Управление выполняет, в том числе, функции заказчика и плательщика по следующим видам работ за счет предусмотренных действующим законодательством источников финансирования: организация санитарной уборки территории Минераловодского муниципального района.
В пункте 1.6. Положения указано, что Управление в пределах своей компетенции является главным распорядителем средств бюджета Минераловодского муниципального района, в соответствии с решением Минераловодского Совета "О бюджете Минераловодского муниципального района" на очередной финансовый год.
Исходя из цели создания Управления и возложенных на него задач, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оно является лицом, деятельность которого связана с обеспечением надлежащего санитарного состояния территорий городского округа и оно, в свою очередь, организовывает сброс загрязняющих веществ образовавшихся в ходе жизнедеятельности жителей муниципального образования в водный объект.
В том случае, если Управление полагает, что третьи лица незаконно подключились к инженерным системам городского округа и через данные системы осуществляют сброс загрязняющих веществ в водный объект, а также наличии у ливневого коллектора о котором указано в апелляционной жалобе признаков самовольной постройки, оно вправе обратится в суд с соответствующими требованиями.
Остальные доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.02.2016 по делу N А63-13442/2015 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.02.2016 по делу N А63-13442/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Г.В.Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13442/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2016 г. N Ф08-5050/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, Департамент Росприроднадзора по СКФО
Ответчик: Муниципальное хозяйство администрации города Минеральные Воды СК, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ