г. Саратов |
|
20 мая 2016 г. |
Дело N А12-53641/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Жаткиной С. А.,
судей Волковой Т. В., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евсеевой О. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройорганик" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2016 года по делу N А12-53641/2015 (судья И.В. Милованова)
по исковому заявлению комитета экономики Волгоградской области (ИНН 3444067813, ОГРН 1023403445075)
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройорганик" (ИНН 3435313861, ОГРН 1143435004679),
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - областной общественной организации "Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса "Дело" (ИНН 3445074997, ОГРН 1053400050747)
о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Комитет экономики Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стойорганик" (далее - ООО "Стройорганик", ответчик), в котором просит взыскать подлежащие возврату в областной бюджет субсидии в размере 296 820 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2016 года по делу N А12-53641/2015 с ООО "Стройорганик" в пользу Комитета экономики Волгоградской области взысканы денежные средства в сумме 296 820 рублей, подлежащие возвращению в областной бюджет.
С ООО "Стройорганик" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 8 936 рублей.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что спорная субсидия предоставлялась ему в качестве возмещения уже затраченных средств на покупку оборудования, необходимого для ведения предпринимательской деятельности. В соответствии с представленными в Комитет экономики документами, было подтверждено целевое использование средств.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте указанные лица извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 31.10.2014 N 621-п в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в целях реализации подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" государственной программы Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014-2016 годы утвержден "Порядок предоставления в 2014 годах субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области" (далее по тексту - Порядок N 621-п).
В пункте 1.2 Порядка N 621-п (в первоначальной редакции) указано, что субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, и (или) собственных средств областного бюджета (далее именуются - средства областного бюджета).
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (далее по тексту - Министерство; после переименования - Комитет экономики Волгоградской области).
Согласно пункту 1.3 Порядка N 621-п субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора на право получения субсидий, в соответствии с требованиями настоящего Порядка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2014 год, и лимитов бюджетных обязательств.
Одним из условий предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 5.4 Порядка N 621-п, является прохождение начинающим субъектом предпринимательства (индивидуальным предпринимателем или учредителем (ями) юридического лица) краткосрочного обучения предпринимательской деятельности.
ООО "Стройорганик" подало заявление о предоставлении субсидии (как субъект малого и среднего предпринимательства), содержащую документы, предусмотренные разделом 1 и 5 Порядка, а также сведения, подтверждающие произведенные им расходы в размере 349 200 рублей.
Ответчик прошел конкурсный отбор и в соответствии с приказом Министерства от 05.12.2014 N 551 ему назначена к выплате субсидия в сумме 296 820 рублей.
Между Министерством и ООО "Стройорганик" заключено соглашение N 2/14/Н-5 от 10.12.2014 о предоставлении субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Соглашение).
Во исполнение обязательств по данному Соглашению Комитетом по платежному поручению N 530270 от 08.05.2015 на расчетный счет ООО "Стройорганик" перечислена субсидия в размере 296 820 рублей (источником финансового обеспечения которой являлся трансферт из федерального бюджета).
В пунктах 6.22, 6.29 Порядка N 621-п и в пункте 2.1.2 Соглашения предусмотрено, что Комитет осуществляет проверку соблюдения субъектом предпринимательства условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Осуществив такую проверку в начале августа 2015 года, Комитет обнаружил, что несколько обществ (субъектов предпринимательства) - победителей конкурсного отбора (все зарегистрированы в г. Волжском Волгоградской области), в том числе ООО "Стройрганик", представили копию одинакового по внешним признакам документа - сертификата, но на имя разных лиц, в подтверждение участия в цикле семинаров "Основы ведения предпринимательской деятельности" 08-09 октября 2013 года, выданного Областной общественной организацией "Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса "Дело".
10.08.2015 Комитет направил запрос в указанную Областную общественную организацию о прохождении (не прохождении) начинающими субъектами предпринимательства 08-09 октября 2013 года краткосрочного обучения предпринимательской деятельности.
Письмом N 146 от 20.08.2015 Областная общественная организация "Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса "Дело" сообщила, что перечисленные в запросе предприниматели, в т.ч учредитель и директор ООО "Стройорганик" Старцев Антон Андреевич, не являлись в 2013-1014 годах членами Областной общественной организации "Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса "Дело" и не участвовали в образовательных семинарах по основам предпринимательской деятельности, в т.ч за период с 08 по 09 октября 2013 года.
Аналогичные письменные объяснения представлены Областной общественной организацией "Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса "Дело" (3-м лицом) и в материалы настоящего дела.
В пункте 6.30 Порядка N 621-п предусмотрено, что в случае выявления нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, установленных настоящим Порядком, представления недостоверных сведений, документов, повлекших необоснованное получение субсидий, получатели субсидий уведомляются о выявленных нарушениях и о необходимости возврата полученных субсидий письмом Комитета в течение трех рабочих дней со дня обнаружения нарушений. Получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления Комитета. В случае невозврата субсидий в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уведомлением от 24.08.2015, а затем повторно 13.10.2015 года Комитет потребовал от ООО "Стройиорганик" возвратить полученную субсидию в связи с представлением при подаче заявки на конкурсный отбор недостоверного документа.
Ответчик уклонился от добровольного возвращения субсидии, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Принимая законный и обоснованный судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пункт 3 части 1 и подпункты 1, 2 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" устанавливают обеспечение равного доступа к участию в программах поддержки для субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным программами развития субъектов предпринимательства, а также обязательный отказ в оказании поддержки тем субъектам, которые предоставили недостоверные сведения и документы.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются без установления обязательства по возврату.
Однако такое правило не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 настоящего Кодекса).
Одним из таких условий является прохождение отбора, одним из критериев которого, в свою очередь, является отсутствие недостоверных сведений и документов.
Материалами дела установлено и ответчиком не опровергнуто, что при подаче заявки на получение субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства от ответчика был представлен фактически подложный документ.
Копия сертификата, якобы выданного Старцеву Антону Андреевичу (директор и учредитель ООО "Стройорганик") в подтверждение его участия в цикле семинаров "Основы ведения предпринимательской деятельности" 08-09 октября 2013 года, была заверена лично Старцевым А.А. и скреплена печатью ООО "Стройорганик", а согласно пункту 1.12. Порядка N 621-п субъект предпринимательства несет ответственность за достоверность представленных сведений.
Положения, регламентирующие возврат субсидий, установленные пунктом 6.30 Порядка N 621-п, выполнены Комитетом после обнаружения нарушения обществом условий получения субсидии.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства. Такая мера ответственности носит по своей правовой природе административный характер.
В пункте 4 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Предпринимательская деятельность должна осуществляться в границах установленного правового регулирования, что предполагает необходимость оценки субъектами данной деятельности соответствия требованиям закона принимаемых ими решений. Все риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности, включая риски от принятия неверных решений и совершения неправильных действий, несет само юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
На основании вышеизложенного, вследствие предоставления ООО "Стройорганик" недостоверных сведений и документа при получении субсидии, у ответчика возникла обязанность возвратить в бюджет незаконно полученные денежные средства.
При таких обстоятельствах требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Стройорганик" якобы было не известно о существовании указанного документа судебной коллегией отклоняются как необоснованные, они опровергаются материалами дела.
Сертификат об обучении, представленный для получения субсидии, заверен самим ответчиком (т. 1 л.д. 79).
О фальсификации представленного документа, равно как об утрате печати, оттиском которой скреплена подпись Старцева А. А., ответчиком не заявлялось.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2016 года по делу N А12-53641/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройорганик" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-53641/2015
Истец: Комитет экономики Волгоградской области
Ответчик: ООО "СТРОЙОРГАНИК"
Третье лицо: ООО "Волгоградский центр защиты и развития бизнеса "Дело"