Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2016 г. N Ф06-10899/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
25 мая 2016 г. |
Дело N А55-10790/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны -
Паладьев М.А.(доверенность от 28.07.2015 г.)
от Министерства имущественных отношений Самарской области -
Филиппова Е.С.(доверенность от 29.12.2015 г.)
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2016 года по делу А55-10790/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны, (ОГРНИП 304631227800023), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованных лиц:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными отказов и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Владимирова Татьяна Юрьевна (далее -заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просила признать незаконными отказы Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:5, площадью 76,10 кв.м. по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под мини -магазин и складское помещение; с кадастровым номером 63:01:0217003:667, площадью 50 кв.м. по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению; обязать принять решения о предоставлении в собственность за выкуп индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:5, площадью 76,10 кв.м. по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под мини-магазин и складское помещение; земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:667, площадью 50 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению, и направить проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков, а также актов приема-передачи земельных участков в адрес индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны в недельный срок с даты принятия решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне на праве собственности земельных участков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 г., заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2015 г. состоявшиеся по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2015 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена Администрация городского округа Самара.
Для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц, привлечен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
При новом рассмотрении ИП Владимирова Т.Ю. изменила предмет требований и просила признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 февраля 2014 года N 12-1/2340/12 в предоставлении в собственность индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяне Юрьевне за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:5 площадью 76,10 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под мини-магазин и складское помещение; признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 февраля 2014 года N 12-1/2341/12 в предоставлении в собственность индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяне Юрьевне за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:667 площадью 50 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению; обязать администрацию городского округа Самара после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны путем совершения действий, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:5 площадью 76,10 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под мини-магазин и складское помещение; обязать администрацию городского округа Самара после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны путем совершения действий, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:667 площадью 50 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению (л.д.118 т.3).
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением от 10-17.03.2016 г. изменение предмета требований было принято арбитражным судом,
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2016 г. в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, индивидуальный предприниматель Владимирова Татьяна Юрьевна подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, несоответствие разрешенного использования испрашиваемых земельных участков видам разрешенного использования территориальной зоны, в которой они расположены, не является основанием для отказа в предоставлении земельных участков заявителю.
Податель жалобы считает, что испрашиваемые заявителем земельные участки на основании п. 4 ст. 28, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть выставлены на торги в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, действовавшим на момент обращения заявителя в министерство.
В судебном заседании представитель ИП Владимировой Т.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
Представители Администрации городского округа Самара и третьего лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и министерства, ценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217003:5 площадью 76,10 кв.м. был предоставлен администрацией Кировского района г. Самары в соответствии с постановлением от 11.02.2000 г. N 249 "О предоставлении в аренду земельного участка, фактически занимаемого мини-магазином по ул. Стара Загора, 255 частному предпринимателю Владимировой Т.Ю.", а также постановлением администрации Кировского района г. Самары от 13.07.2000 г. N 1422 "О предоставлении в аренду земельного участка под установку складского помещения по ул. Стара Загора, 255, частному предпринимателю Владимировой Т.Ю." (л.д. 19, 20 т.1 ).
Объекты были введены в эксплуатацию в соответствии с Актами приемки в эксплуатацию объекта мелкорозничной торговли (бытового) обслуживания населения (л.д. 21, 139 т.1).
Распоряжением администрации Кировского района г. Самары от 07.05.2003 г. N 775 "О продлении срока аренды земельного участка занимаемого временным магазином "Продукты" и предоставлении дополнительного земельного участка по ул. Стара Загора, 255 индивидуальному предпринимателю Владимировой Т.Ю." срок аренды был продлен на три года (л.д. 22 т.1 ).
Впоследствии распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара от 22.05.2006 г. N 638 "Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого временным мини-магазином "Продукты", расположенного по ул. Стара Загора, 255, индивидуальному предпринимателю Владимировой Т.Ю." земельный участок площадью 76,1 кв.м. был вновь предоставлен на три года (л.д. 23 т.1).
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 05.03.2007 г. N 124 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, дом 255, заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, N 32а-2006/2011 от 5.03.2007 г. (л.д. 69-75 т.1).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34038/2012 признаны незаконными отказы министерства в предоставлении в собственность ИП Владимировой Т.Ю. за выкуп земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0217003:5, 63:01:0217003:667. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Владимировой Т.Ю. в соответствии с действующим законодательством.
Индивидуальный предприниматель Владимирова Т.Ю. 19.03.2013 г. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в собственность за выкуп земельных участков с кадастровым номером 63:01:0217003:5 площадью 76,10 кв.м., находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, для использования под мини-магазин и складское помещение; с кадастровым номером 63:01:0217003:667 площадью 50 кв.м., находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, для использования под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению.
Министерство имущественных отношений Самарской области уведомлениями от 18.02.2014 N 12-1/2340/12, N 12-1/2341/12 со ссылкой на часть 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" отказало индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, площадью 76,10 кв.м. под мини-магазин и складское помещение, а также земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, площадью 50 кв.м. для использования под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению (л.д. 11, 18 т.1 ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято постановление от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2.2.). К заявлению, указанному в пункте 2.1 Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к Порядку. При этом заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство, не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка. При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Согласно пункту 2.12 Порядка Министерство, в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя. Указанное решение подлежит публикации в газете "Волжская коммуна" и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области (пункт 2.13).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 ЗК РФ (действующей в спорный период), при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
То есть защита преимущественного права арендатора на покупку арендуемого им земельного участка может быть осуществлена посредством установленного названной нормой способа судебной защиты в случае продажи земельного участка иному лицу.
По смыслу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не следует, что муниципальное образование обязано предоставить любому лицу любой земельный участок из муниципальных земель в собственность.
Предоставление земельного участка в собственность должно быть основано на соответствующем праве лица, испрашивающего земельный участок в собственность.
Такое право заявителю предоставлено по основаниям, предусмотренным как статьей 34 Земельного кодекса РФ, так и Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 во исполнение данной нормы.
Суд правильно указал в решении, что, поскольку обращение заявителя имело место в марте 2013 года, то в соответствии с вышеуказанным Порядком у граждан и юридических лиц отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков под временными объектами.
Кроме того, согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении дел о приобретении земельного участка в собственность в предмет судебного исследования включаются вопросы об ограничении участка в обороте, запрете его приватизации, установленном федеральным законом, либо его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании для других целей (государственных или публичных нужд).
При этом отсутствие в сведениях государственного кадастра недвижимости (кадастровых паспортах) информации об отнесении спорного участка к землям общего пользования само по себе не свидетельствует о том, что такой участок не является территорией общего пользования. Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости обязательным не является.
Согласно доводам Министерства имущественных отношений и Департамента градостроительства Самарской области, испрашиваемые заявителем земельные участки находятся в зоне Р-2, предназначенной для организации мест отдыха населения, то есть является территорией, которой пользуется неограниченный круг лиц и которая не предусматривает размещение торговых объектов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из приведенных норм права, нахождение земельного участка в границах той или иной территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки, определяет режим его использования в соответствии с градостроительным регламентом и само по себе не влияет на ограничение оборотоспособности участка, запрет на приватизацию земельного участка закон связывает не с нахождением его в границах той или иной территориальной зоны, а с вхождением земельного участка в состав, в частности, земель общего пользования, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок) (действовавшему на момент обращения заявителя), граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка.
Пунктом 2.4. указанного Порядка было предусмотрено, что министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Для обеспечения принятия законного и обоснованного решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка министерство направило запрос в Департамент о предоставлении сведений о территориальной зоне, в которой находится испрашиваемый земельный участок, а также наличии ограничений (обременении) в использовании данного земельного участка.
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
Департамент в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Согласно представленному в материалы дела заключению Департамента от 11.12.2014 г. N САМВ-168780 испрашиваемые земельные участки расположены в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2), в соответствии с Картой правового зонирования действующих Правил. Основные разрешенные виды использования земельных участков:
-прогулочные аллеи, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе,
-элементы благоустройства, малые архитектурные формы. Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:
-10 мест парковки легковых автомобилей на 1 га территории парка.
* спортплощадки;
* пункты первой медицинской помощи,
-киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания,
* общественные туалеты,
* некапитальные строения для кафе и закусочных.
Таким образом, предполагаемые виды использования объектов "под мини-магазин и складское помещение", "под временный пристрой к мини - магазину и складскому помещению" не соответствуют основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как следует из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент является составной частью Правил землепользования и застройки. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
Испрашиваемые виды использования земельных участков "под мини-магазин и складское помещение", "под временный пристрой к мини - магазину и складскому помещению" соответствует разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам использования.
Согласно статье 9 Правил виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами.
Судом верно отмечено в решении, что доказательств использования указанного земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования заявителем не представлено.
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Таким образом, использование земельного участка под временный магазин не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне и относится к сопутствующим видам разрешенного использования данного земельного участка, которые не подлежат использованию при отсутствии использования земли по основному виду использования.
Таким образом, принимая во внимание, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (для размещения временного торгового павильона) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, препятствующие предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Аналогичная правовая позиция подтверждается также сложившейся судебной практикой - постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2016 г. по делу N А55-7201/2015, от 20.01.2016 г. по делу N А55-2245/2015.
Также эта правовая позиция основана на нормах п. 6 статьи 1 и статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, а также п.4 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2016 года по делу N А55-10790/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10790/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2016 г. N Ф06-10899/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Владимирова Татьяна Юрьевна
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10899/16
25.05.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6203/16
24.03.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10790/14
10.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23860/15
25.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1952/15
20.01.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19313/14
05.11.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10790/14