г. Москва |
|
27 мая 2016 г. |
Дело N А41-100873/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
в судебном заседании участвуют:
от Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области: Голохвастов М.В., по доверенности от 29.12.2015;
от ООО "ЭСКОРТ": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2016 года по делу N А41-100873/15, принятое судьей Востоковой Е.А., по заявлению ООО "ЭСКОРТ" к Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭСКОРТ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области о признании незаконным решения от 24.07.2015 N51427/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части штрафа в сумме 17 064 469,08 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2016 года по делу N А41-100873/15 требования ООО "ЭСКОРТ" удовлетворены в части. Суд решил: Решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области от 24.07.2015 N 51427/13 о привлечении к налоговой ответственности признать незаконным в части штрафа в сумме 9 480 260,60 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2016 года по делу N А41-100873/15 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Инспекция направила в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2014 года, по итогам которой был составлен Акт N 54025/13 от 13.05.2015.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель налогового органа принял решение N 51427/13 от 24.07.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 18 960 521,20 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 30.10.2015 N 07-12/64964@, принятого по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая решение Инспекции незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявление в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, ООО "ЭСКОРТ" указало, что ему неправомерно был начислен штраф за совершение налогового правонарушения в связи с наличием смягчающих вину обстоятельств.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно статье 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором совершены указанные ошибки (искажения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном этой статьей.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ закреплено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В силу пунктов 1, 3 статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Пунктом 1 статьи 112 НК РФ установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, к числу которых относятся:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ (п. 4 ст. 112 НК РФ).
При этом в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.
Налоговый орган, привлекая лицо к налоговой ответственности, обязан всесторонне изучить материалы дела, учесть все обстоятельства, которые могут повлиять на привлечение или отказ от привлечения к налоговой ответственности лица и размер применяемой санкции.
Заявитель просит признать решение инспекции незаконным в части штрафа в сумме 17 064 469,0 руб. в связи с наличием смягчающих обстоятельств (фактически просит снизить штраф в 10 раз). К смягчающим обстоятельствам заявитель относит тяжелое финансовое положение общества, в обоснование чего представляет справки банков об отсутствии денежных средств на счетах, справки их налоговой инспекции, пенсионного фонда, ФСС о состоянии расчетов, расшифровку кредиторской задолженности, а также ссылается на наличие не вступивших в законную силу судебных актов, по которым с него взыскано 931 515 160,50 руб.
Исследовав и оценив представленные заявителем доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд полагает, что обстоятельства, на которые ссылается ООО "ЭСКОРТ", являются смягчающими, что свидетельствует о наличии оснований для снижения суммы штрафа в два раза.
В соответствии со статьей 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В нарушение статьи 200 АПК РФ Межрайонной ИФНС N 17 по Московской области доказательств наличия умысла в действиях ООО "ЭСКОРТ" по исчислению и уплате НДС за 1 квартал 2014 года не представлено.
Действия ООО "ЭСКОРТ" по корректировке ранее поданной налоговой декларации соответствуют статье 81 НК РФ и свидетельствуют о добросовестности налогоплательщика, а не об умышленном совершении им налогового правонарушения.
При этом апелляционный суд учитывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В указанном Постановлении отмечается, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно снизил сумму штрафа, наложенного на ООО "ЭСКОРТ".
Ссылка инспекции на то, что заявитель ранее привлекался к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ не может служить основанием к неприменению положений ч. 3 ст. 144 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 114 НК РФ при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
Следовательно, основанием увеличения штрафных санкций в связи с наличием отягчающих ответственность обстоятельств является совершение налогоплательщиком аналогичного правонарушения повторно.
Заявитель привлекался к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 5 562 695 руб. за неполную уплату налога на прибыль решением от 24 марта 2014, которое не обжаловалось и вступило в силу по истечение срока для обжалования (1 месяц).
Следовательно, на дату принятия оспариваемого решения (24.07.2015), заявитель в силу п. 3 ст. 112 НК РФ не считался подвергнутым этой санкции для целей признания обстоятельств отягчающими.
Межрайонной ИФНС N 17 по Московской области не представлено доказательств правомерности начисления ООО "ЭСКОРТ" штрафных санкций в заявленном размере, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал решение налогового органа недействительным в соответствующей части.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как документально неподтвержденные, основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2016 года по делу N А41-100873/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-100873/2015
Истец: ООО "Эскорт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области
Третье лицо: Базиян Владимир Кямович, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция ФНС России N 17 по Московской области