Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2016 г. N Ф08-6737/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Правоотношение: по договору купли-продажи в отношении земельного участка
город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2016 г. |
дело N А32-6145/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 17.03.2015 Штрауб С.И.; представитель по доверенности от 15.04.2016 Бунатян В.Г.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2015 по делу N А32-6145/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Волготранзгаз-Ейск",
заинтересованное лицо: департамент имущественных отношений Краснодарского края, принятое в составе судьи Боровика А.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края в передаче в собственность ООО Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" земельного участка, площадью всего 47483527 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:08:0000000:57, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, СХП "Советское", участок 31, обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении указанных земельных участков в собственность ООО Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" и в месячный срок направить проект договора купли-продажи.
Решением суда от 16.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок находится в гражданском обороте и не изъят из хозяйственного пользования, факт наличия на его территории объектов археологического наследия (курганов) не является основанием для отказа в приватизации данного земельного участка.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорные земельные участки могут использоваться заявителем на праве аренды. Общество имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на спорных земельных участках в соответствии с разрешенным использованием. Таким образом, отказ департамента в предоставлении в собственность спорных земельных участков заявителю не нарушает его прав и законных интересов.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08.02.2016 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Кубаньэнерго", Муниципальное образование Ейский район Краснодарского края; Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Ейского района просит решение суда отменить, апелляционную жалобу департамента - удовлетворить.
От Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия, списка выявленных объектов культурного наследия, материалам архива управления, земельный участок с кадастровым номером 23:08:0000000:57 частично расположен в границах объектов культурного наследия.
От ПАО "Кубаньэнерго" поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, общество ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. При этом ПАО "Кубаньэнерго" ссылается на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:08:0000000:57 находятся в охранной зоне, поскольку ПАО "Кубаньэнерго" принадлежат электросетевые устройства, расположеннее на земельных участках, принадлежащих ему на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании постановления главы администрации Ейского района от 12.02.1993 N 93 (государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 216-000108).
Заинтересованное лицо и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании также присутствовали журналисты "Новой газеты Кубани" и телепрограммы "Справедливая Кубань", которые вели аудио -видео запись.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26 сентября 1996 года между Администрацией Ейского района Краснодарского края и правопредшественником истца - предприятием "Волготрансгаз" был заключен договор о предоставлении земель в аренду N 10-Л-96-890.
Согласно указанному договору в аренду предприятию "Волготрансгаз" были переданы земельные участки, общей площадью 5223,0 гектар пашни для сельскохозяйственного использования.
В связи с проведенной реорганизацией и выделением из предприятия "Волготрансгаз" в ООО Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" договорные отношения были переоформлены с указанной организацией (филиал СП "Советское") путем заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Указанный договор был заключен между Администрацией Ейского района Краснодарского края (арендодатель) и ООО Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" (арендатор) 27 октября 1999 г.
Согласно указанному договору в аренду были переданы земельный участок общей площадью 5263,0 гектар пашни для сельскохозяйственного использования.
16 августа 2006 года в связи с разделением единого земельного участка на 4 отдельных участка стороны подписали дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 27 октября 1999 с участием Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Согласно дополнительному соглашению ООО Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" переданы в аренду в срок до 27 октября 2016 года следующие земельные участки:
1. земельный участок, площадью 1 332 471 кв.м., с кадастровым номером 23:08:0605000:8;
2. земельный участок, площадью 1 452 390 кв.м., с кадастровым номером 23:08:0605000:9;
3. земельный участок, площадью 1 661 588 кв.м., с кадастровым номером 23:08:0605000:10;
4. земельный участок, площадью 47 483 527 кв. м., с кадастровым номером 23:08:0:0057.
Согласно пункту 1.3. дополнительного соглашения стороны подтвердили, что договор является единственным документом, подтверждающим передачу земельных участков в аренду заявителю с даты принятия постановления главы Ейского района Краснодарского края от 14 октября 1999 года N 1095 "О продлении срока действия договора аренды с сельскохозяйственными предприятиями Ейского района".
28 ноября 2014 года общество обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка площадью 47 483 527 кв. м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:08:0000000:57, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, СХП "Советское", участок 31.
Письмом N 52-20155/14-32.20 от 25 декабря 2014 года Департамент отказал в выкупе указанного земельного участка. В качестве оснований для отказа в письме указано на наличие на земельных участках линий электропередач, подземно-надземного магистрального газопровода и водопровода. Указано также на наличие в границах испрашиваемого земельного участка юго-восточнее пос. Дальний территории площадью 0.8 га, ранее используемой под пруд для ловли рыбы, которая на момент обследования осушена и заросла камышом. Кроме того указано, что по сведениям, предоставленным управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, в границах испрашиваемого земельного участка расположены 4 объекта археологического наследия (Курганы).
Не согласившись с данными выводами, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения соответствующего требования необходимо одновременное установление несоответствия обжалуемого решения нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации действовавшей до 01.03.2015 редакции установлено право граждан и юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом установленных законодательством ограничений. Оборот земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу пунктов 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции на дату обращения общества в департамент с заявлением о приватизации земельных участков - 25.09.2014) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, в соответствии со статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливаются и вносятся в государственный кадастр недвижимости охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель. Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты, а также земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в ред. от 05.11.2015) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением земельных участков:
- предоставленных сельскохозяйственным организациям, а также гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, либо предоставленных арендаторам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и на которых отсутствуют здания или сооружения в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды; (в ред. Закона Краснодарского края от 17.02.2015 N 3121-КЗ);
- предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями;
- переданных в аренду гражданину или юридическому лицу из фонда перераспределения земель по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Как следует из материалов дела, на основании дополнительного соглашения от 16.08.2006 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 27 октября 1999 года N 0800000127, заключенного департаментом имущественных отношений Краснодарского края, администрацией муниципального образования Ейский район и ООО "Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск", департамент принял на себя права и обязанности арендодателя по данному договору. Тем же дополнительным соглашением стороны изложили договор аренды земельного участка в новой редакции, указав в качестве арендодателя департамент имущественных отношений Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" - в качестве арендатора.
В соответствии с данным дополнительным соглашением в аренду обществу были переданы земельные участки с кадастровыми номерами 23:08:06 05 000:0008, площадью 1332471 кв.м., 23:08:06 05 000:0009, площадью 1452390 кв.м., 23:08:06 05 000:0010, площадью 1661588 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, Ейский район, СХП "Советское", участки N N 32, 33, 34, с кадастровым номером 23:08:0000000:57, расположенные по адресу: Краснодарский край, Ейский район, СХП "Советское", участок 31 для ведения сельскохозяйственного производства. Договор действует до 27.10.2016.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.06.2015 N 23/020/008/2015-2614 земельный участок с кадастровыми номерами 23:08:0000000:57 находится в собственности Краснодарского края. В отношении земельного участка зарегистрирована 06.05.2009 аренда в пользу ООО "Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" на основании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 16.08.2006, договора аренды от 27.10.1999 N 0800000127.
Департаментом титул общества на земельные участки не оспаривался. Таким образом, общество владело спорными земельными участками свыше трех лет и продолжает владеть ими на основании действующего договора аренды.
В соответствии с кадастровым паспортом от 23.07.2014 N 2343/12/14-634691 земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, поставлен на кадастровый учет.
Надлежащее использование земельного участка на протяжении трех лет, предшествовавших обращению общества в департамент за выкупом земельного участка, подтверждается справками отдела государственной статистики в г.Ейске Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю от 06.07.2015 N 11-01-06/350, от 17.08.2015 N 11-01-06/387, N11- 01-06/388, от 17.08.2015 N11-01-06/389, в которых приводятся сведения об урожайности сельскохозяйственных культур, выращиваемых обществом в 2011 - 2014 годах, а также актами обследования земельных участков.
В соответствии с актами обследования земельных участков ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 10.12.2014 N 722, земельные участки используются в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Департамент, будучи арендодателем спорных земельных участков, не привел ни одного случая нарушения обществом условий договора аренды, режима использования земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суд правомерно и обоснованно пришёл к выводу о доказанности обществом факта надлежащего использования земельных участков в течение трехлетнего периода, предшествующего обращению в департамент.
Как установлено судом первой инстанции, заинтересованное лицо в качестве основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату указано, что в соответствии с предоставленными материалами проверки ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 10.12.2014 по Северо-западной стороне арендуемого участка проходит ЛЭП ПО кв (12 высоковольтных столбов), вдоль ЛЭП проходит подземный газопровод, находящиеся в собственности третьих лиц.
В силу пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02,2009 N 160.
Согласно пункту 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно пункту 4 Правил земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Таким образом, особые условия использования земельного участка не являются препятствием для передачи земельного участка в собственность, а налагают на пользователей земельных участков обязанность предпринимать все зависящие от них меры, способствующие обеспечению сохранности этих линий, и запрет на осуществление любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или), повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил),
Аналогичное нормативное регулирование установлено и в отношении земельных участков, по которым проходят газопроводы - пункты 7, 14-16, 46-48 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридическим лицам предоставлено право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких, земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, линейные объекты (линии электропередач, телефонные линии, газопроводы, водопроводы и т.д.) сами по себе не относятся в категории зданий, строений и сооружений, принадлежность которых порождает исключительное право их собственников на приватизацию земельных участков.
В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления частей испрашиваемого земельного участка для размещения ЛЭП и подземного газопровода собственникам указанных линейных, объектов на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно представленным ПАО "Кубаньэнерго" документам, принадлежащие указанной сетевой организации линии электропередач ВЛ 110 кв "Отпайка Моревская 1,2 цепь" и ВЛ 35 кв "Моревская-Советская" расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 23:00:0000000:334 (поставлен на кадастровый учет 04.09.2002) и 23:00:0000000:343 (поставлен на кадастровый учет 16.09.2002) соответственно.
Данные земельные участки находятся в федеральной собственности и отнесены к категориям - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРП от 12.03.2016.
Согласно государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 216-000108 и приложенному к нему чертежу границ земель, указанный акт был выдан сетевой организацией лишь на земельные участки, занятые электрическими подстанциями.
Доказательства предоставления частей испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:57 ПАО "Кубаньэнерго" для размещения ЛЭП на праве постоянного (бессрочного) пользования в материалах дела отсутствуют.
Испрашиваемый земельный участок имеет кадастровый номер 23:08:0000000:57, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, был поставлен на кадастровый учет 07.12.2005 и находится в государственной собственности Краснодарского края.
В момент постановки на государственный учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:00:0000000:343, 23:00:0000000:334, 23:08:0000000:57, действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Таким образом, если бы при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:57 был выявлен факт наложения его границ с земельными участками часть кадастровыми номерами 23:00:0000000:343, 23:00:0000000:334, поставленными на учет ранее, то в постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка было бы отказано ввиду нарушения прав смежного землепользователя - Российской Федерации.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности отказа департамента в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, в обжалуемом отказе от 25.12.2014 департамент указывает, что на территории испрашиваемого земельного участка находится "территория площадью 0,8 га, ранее используемая под пруд для ловли рыбы, которая на момент обследования осушена и заросла камышом".
Указанное обстоятельство, по мнению департамента, является препятствием для приватизации испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение указанной нормы департаментом не представлены документальные доказательства наличия на территории испрашиваемого земельного участка водных объектов. Более того, заинтересованное лицо указывает на то, что в настоящий момент на испрашиваемом земельном участке отсутствует ранее существовавший там водный объект пруд для ловли рыбы, территория которого в настоящий момент осушена и заросла камышом.
Между тем в письме от 10.07.2015 N 06-7/3596 Кубанское бассейновое водное управление сообщило, что не располагает сведениями о наличии водных объектов на территории спорных земельных участков.
В свою очередь, водопровод не подпадает под понятие водного объекта, данное в статье 1 Водного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, положения земельного законодательства относительно особенностей оборота земель, на которых расположены водные объекты, не применимы к земельным участкам, по которым проходят подземные водопроводы
В соответствии с частями 2-4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.
В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об отнесении пруда, упоминаемого департаментом, к территориям общего пользования, что подтверждается соответствующей выпиской из ГКН.
С учетом изложенного, доводы заинтересованного лица в данной части признаются необоснованными.
Кроме того, департамент в оспариваемом отказе в качестве обоснования принятого решения указал на то, что на территории земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:57 находятся 4 объекта археологического наследия (курганы).
В соответствии с положениями статьями 47.6-49 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при наличии на территории испрашиваемого земельного участка объектов археологического наследия (курганов), Департамент имущественных отношений должен был разработать и утвердить охранное обязательство, а также включить в действующий договор аренды с Агрофирмой условие о выполнении данного охранного обязательства.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что договор аренды от 27.10.1999, и дополнительное соглашение к нему от 16.08.2006, не содержат упоминания о наличии на территории земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:57 объектов археологического наследия (курганов) и не возлагают на арендатора каких-либо обязательств по соблюдению охранных обязательств.
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ курганы отнесены к категории объектов археологического наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона N 73-ФЗ объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
В то же время согласно части 2 статьи 49 Федерального закона N 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находится в гражданском обороте раздельно.
При этом часть 1 статьи 50.1 Федерального закона N 73-ФЗ прямо предусматривает возможность заключения договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ. Указанными положениями Закона установлена необходимость включения в условия договора купли-продажи земельного участка условий охранного обязательства (при его наличии).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях указывал на то, что наличие на территории земельного участка объектов археологического наследия не является основанием, препятствующим приватизации такого земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 15355/06, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 3573/09, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2009 N ВАС-15575/09).
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 08.02.2016 по настоящему делу был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:57.
По итогам проведения осмотра земельного участка бала составлена схема, а также произведена фотосъемка мест предполагаемого нахождения объектов археологического наследия (курганов) в соответствии с координатами, указанными Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
В ходе осмотра было установлено, что объекты археологического наследия (курганы) на территории (в границах) земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:57 отсутствуют.
Данный вывод отражен в акте обследования земельного участка N 207 от 25.02.2016, составленное ГКУ КК "Кубаньземконтроль".
Согласно информации от 22.03.2016, полученной из управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, истребуемый спорный земельный участок расположен на территории объектов культурного наследия, то есть в охранной зоне. Между тем, сведения о том, что данные объекты культурного наследия расположены непосредственно на спорном земельном участке, не представлены, хотя суд апелляционной инстанции в своем определении от 29.02.2016 прямо указал о необходимости представления такой информации и доказательств.
Отсутствие подобных доказательств и ссылка на такие доказательства в совокупности с остальными вышеуказанными доказательствами, суд апелляционной инстанции расценивает как недоказанность наличии объектов культурного наследия непосредственно на спорном земельном участке.
Таким образом, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в гражданском обороте и не изъят из хозяйственного пользования, факт его нахождения в охранной зоне не является основанием для отказа в приватизации данного земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отказа для удовлетворения заявленных требований суд апелляционной инстанции не усматривает.
Идентичная правовая позиция изложена в постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.05.2016 по делу N А32-44660/2014 по аналогичному спору между теми же лицами.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно возложил уплату государственной пошлины на заинтересованное лицо.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2015 по делу N А32-6145/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6145/2015
Истец: ООО "Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск", ООО Агрофирма Волготрансгаз-Ейск
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Муниципальное образование Ейский район Краснодарского края, ПАО "Кубаньэнерго", Управление Государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, Администрация муниципального образования Ейский район, Департамент Имущественных отношений КК
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-289/20
25.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18169/19
30.07.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6145/15
11.07.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6145/15
03.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6737/16
28.05.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22744/15
16.11.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6145/15