Требование: о признании недействительным акта органа власти по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А40-6510/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.05.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Кольцовой Н.Н., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2016
по делу N А40-6510/16, принятое судьей Шевелевой Л.А.
по заявлению ОАО "УДХИБ г. Зеленограда" (124527, Москва, Зеленоград, дом 836)
к Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (127006, Москва, Страстной бульвар, дом 7, строение 1)
о признании недействительным решения и обязать устранить нарушения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Филина В.С. по доверенности от 09.07.2015;
установил: решением от 01.03.2016 Арбитражный суд г. Москвы признано недействительным, принятое ГУ - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 40) в отношении ОАО "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Зеленограда" (ОАО "УДХИБ г. Зеленограда" решение N 34 ОСС/Р от 29.10.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 5.637, 35 руб., пени в размере 163.058, 20 руб., начисления недоимки по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 838.319, 53 руб. и в порядке устранения нарушений на фонд возложена обязанность принять к зачету расходы, произведенные "УДХИБ г. Зеленограда" на цели обязательного социального страхования в сумме 838.319, 53 руб. (в том числе 188.143, 47 руб. за счет работодателя).
ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, до рассмотрения дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что фондом в период с 01.01.2012 по 31.12.2014 проведена документальная выездная проверка страхователя ОАО "УДХИБ г. Зеленограда" по вопросу правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, результаты которой отражены в акте N 31 ОСС/Д от 24.09.2015.
По результатам рассмотрения материалов, 29.10.2015 фондом вынесены решения N 34 ОСС/Р и N 35 ОСС/Р.
Решением N 34 ОСС/Р от 29.10.2015 установлена неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а именно принят к зачету расход не подтвержденный документами в установленном порядке (к проверке не представлены листки нетрудоспособности в количестве 134 штук за 2012 и 1 штуки за 2013) вследствие их утраты.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании частично недействительным решения фонда от 29.10.2015 N 34 ОСС/Р и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 5.637, 35 руб., пени в сумме 163.058, 20 руб., начисления к уплате недоимки по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 838.319, 53 руб. и просил обязать фонд принять к зачету расходы, произведенные на цели обязательного социального страхования в сумме 838.319, 53 руб. (в том числе 188.147, 47 руб. за счет работодателя).
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из фактических и правовых оснований.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подп. 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установлено, что по общему правилу финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч. 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ и п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно подп. 4 ч. 2 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Из материалов дела следует, что основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных в качестве выплаты пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, послужило непредставление страхователем к проверке 135 листков нетрудоспособности по застрахованным лицам за 2012-2013.
Из материалов дела следует, что общество с целью подтверждения наличия оснований для возмещения расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обратилось в медицинские учреждения с заявлениями, в которых просило выдать дубликаты утраченных листков нетрудоспособности или подтвердить факт выдачи данных документов сотрудникам предприятия.
В материалы дела заявителем представлены сведения (ответы) из медицинских учреждений, которые содержат сведения о выданных листах нетрудоспособности с указанием серий и номеров листков нетрудоспособности; фамилии, имени, отчества работников, которым были выданы листки нетрудоспособности; периодов нетрудоспособности.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, принимая во внимание, что действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных, оценив ответы медицинских учреждений, подтверждающие факт 103 страховых случаев, с учетом того, что фондом не оспаривается факт выплаты им пособия, обоснованно признал их надлежащими доказательствами наступления страховых случаев, периода нетрудоспособности застрахованных лиц и несения страхователем соответствующих расходов, в связи с чем произведенные расходы по социальному обеспечению подлежат возмещению обществу, поскольку совершены в соответствии с законодательством о социальном страховании.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции исходит и из неправомерности привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в связи с непредставлением истребованных документов, исходя из следующего.
Статьей 40 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии с положениями названного Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в числе прочих обстоятельств выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
В статье 43 Федерального закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Такими обстоятельствами фактически являются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Из оспариваемого решения следует, что обстоятельства, исключающие вину общества, фондом не выявлялись и не исследовались.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2016 по делу N А40-6510/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6510/2016
Истец: ОАО "УДХИБ г. Зеленоград", ОАО "УДХиБ г. Зеленограда"
Ответчик: ГУ-МРО ФСС РФ, Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ