город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2016 г. |
дело N А32-2989/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 20.04.2016 Покатилов С.А.; представитель по доверенности от 03.07.2015 Павлов С.А.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2015 по делу N А32-2989/2015 по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Покатилов В.И.", заинтересованное лицо: департамент имущественных отношений Краснодарского края, принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Покатилов В.И." (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 06.11.2014 N 52-17026/14-32.20 в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0807006:14, общей площадью 192 800 кв.м., с возложением на департамент обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0807006:14, общей площадью 192 800 кв.м.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2015 признан незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженный в письме от 06.11.2014 N 52-17026/14-32.20, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:14, площадью 192 800 кв.м. в собственность за плату крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Покатилов В.И.", как не соответствующий статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статье 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:14, площадью 192 800 кв.м. в собственность за плату крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Покатилов В.И.", подготовить и направить в адрес крестьянского (фермерского) хозяйства "Покатилов В.И." подписанный департаментом имущественных отношений Краснодарского края проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:14 площадью 192 800 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, х. Раздольный. Суд взыскал с департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства "Покатилов В.И." в порядке возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению 3 000 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что документально не подтверждено, что указанный "ручей" на истребуемом земельном участке является водным объектом.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что заявитель при обращении в департамент не представил доказательств надлежащего использования земельного участка. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0807006:14 ограничен в обороте в связи с нахождением его в пределах береговой полосы, на территории участка находится водный объект - ручей.
Согласно представленным в материалы дела актам обследования, данный земельный участок расположен в балке "Крутая", примыкает и пересекает к ручей, протекающей по балке. К акту приложены фотографии участка местности и ручья.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 20.05.2016, в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в очередном трудовом отпуске, произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Смотрову Н.Н. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом имущественных отношений Краснодарского края и крестьянским (фермерским) хозяйством "Покатилов В.И." в лице главы КФХ Покатилова В.И. был заключен договор N 0000000999 от 15.06.2005 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:08 07 006:0014, площадью 19,28 га по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, примерно в 5000 м. по направлению на юг от ориентира х. Раздольный, для ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 7.2 договор действует в течение 10 лет, до 15.06.2015.
Действие договора аренды земельного участка прекращается по истечении срока аренды участка (пункт 8.1).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.04.2015 N 23-0-1-232/4020/2015-123 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:14, площадью 192 800 кв.м. зарегистрировано право собственности Краснодарского края 18.03.2008, 25.08.2005 зарегистрирована аренда в пользу КФХ "Покатилов А.И." на основании договора аренды земельного участка от 15.06.2005.
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Покатилов В.И." 08.10.2014 обратилось с заявлением в департамент имущественных отношений Краснодарского края о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:08 07 006:0014.
В письме от 06.11.2014 N 52-17026/14-32.20 департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку земельный участок попадает в границы прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны балки Крутая. Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования запрещена (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Не согласившись с указанным отказом, крестьянское (фермерское) хозяйство "Покатилов В.И." обжаловало его в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 10 переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закон N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.
Согласно "Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 и абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Из сферы действия названного закона изъяты земельные участки, указанные в части 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
В силу абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат приватизации земельные участки в составе земель водоохранного и санитарно-защитного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты, подземные водные объекты.
Водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (части 2, 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу). Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1 части 1, пункт 2 части 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации). Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Из информации, предоставленной департаментом архитектуры и градостроительства Краснодарского края в письме от 22.10.2014 N 71-5560/14-04-01 следует, что в соответствии с генеральным планом Советского сельского поселения Новокубанского района, утвержденным решением Совета Советского сельского поселения Новокубанского района от 14.09.2011 N 206, земельный участок с кадастровым номером 23:21:0807006:14 попадает в границы прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны балки Крутая.
Правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации), на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений.
Актом обследования земельного участка N 100 от 24.04.2015, проведенного специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль" в присутствии Главы КФХ "Покатилов В.И." установлено, что земельный участок частично расположен в балке "Крутая" пересекает и примыкает к ручью, протекающему по балке.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 15.07.2009 N 1492-П "Об установлении ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос рек и ручьев, расположенных на территории Краснодарского края" определена ширина водоохранных зон рек и ручьев, расположенных на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 68 раздела 2 приложения к указанному постановлению Законодательного собрания Краснодарского края водоток под названием Балка Крутая относится к бассейну реки Лаба, длина водотока составляет 27 км, а воохранная зона 100 м.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.04.2016 была запрошена информация у Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов информацию о наличии водных объектов, в том числе ручьев на территории земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:0014, крутая Балка, хутор Раздольный, Новокубанский район, при наличии такого объекта, указать, какой именно объект, его параметры и характеристики.
Во исполнение определения суда Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов был дан ответ, из которого следует, что по материалам публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:21:0807006:0014 прилегает к водному объекту балка без названия - правому притоку первого порядка балки Крутая, пересекает водный объект балка Крутая и прилегает к её границе по левому берегу.
Балка Крутая является поверхностным водным объектом, относится к водотокам, входит в гидрографическую схему бассейна реки Кубань, впадает в реку Синюха с правого берега на 65 км от устья, в районе станицы Новоалексеевская, Курганинского района. Длина водотока 27 км, площадь водосбора 150 км2, имеет 4 притока длиной 9 км.
В соответствии со статьями 65, 6 Водного кодекса Российской Федерации водоохранная зона, её прибрежная защитная и береговая полоса водотока балка Крутая установлены в размере 100 м, 50 м и 20 м соответственно. Водоохранная зона балки без названия совпадает с её прибрежной защитной полосой и установлена в размере 50 м, береговая полоса - 5 м.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый обществом земельный участок не может считаться находящимся в пределы береговой полосы водного объекта и не относится к землям, ограниченным в обороте, является ошибочным.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, в результате чего сделаны ошибочные выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, что в силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2015 по делу N А32-2989/2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2989/2015
Истец: КФХ "ПОКАТИЛОВ В. И. ", КФХ "Покатилов В. И."
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: *Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Департаменот имущественных отношений Краснодарского края