г. Чита |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А58-6974/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2016 года по делу N А58-6974/2015 по заявлению Районной администрации муниципального района "Мегино- Кангаласский улус" (ОГРН 1031400727038 ИНН 1415008873) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании незаконным решения от 01.12.2015 N 02-57/2015 и отмене предписания от 01.12.2015 N 02-57/2015
суд первой инстанции, судья Андреев А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц:
Муниципальное бюджетное учреждение "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" (ОГРН 1031400727610 ИНН 1415009250): не было;
Администрация Муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1061415002538 ИНН 1415010199): не было;
установил:
Заявитель, Районная администрация муниципального района "Мегино-Кангаласский улус", обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными решения о нарушении антимонопольного законодательства от 01.12.2015 N 02-57/2015 и предписания от 01.12.2015 N 02-57/2015.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2016 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что Управление, рассматривая дело N 02-57/15А пришло к выводу о том, что предоставление в безвозмездное срочное пользование на 1 (один) год земельных участков, находящихся в государственной собственности, муниципальному бюджетному учреждению "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус" является муниципальной преференцией. Вместе с тем, из оспариваемого решения невозможно определить на основании каких критериев установленных законом данная передача земельных участков, подведомственного Администрации (выполняющего его управленческие функции) была расценена Управлением как муниципальная преференция.
Из содержания Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 и Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.11.2015 по делу N А58-928/2015 (являющегося преюдициальным по отношению к данному спору, поскольку рассмотрение материалов дела было приостановлено Управлением до его рассмотрения) следует, что из содержания Распоряжения N 1974 "О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус" не усматривается, что кому- либо избирательно предоставлялись бы льготы, а деятельность третьего лица не может быть расценена как деятельность хозяйствующего субъекта, которому предоставлены преференции.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200297619885.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Так суд не принял во внимание, что Муниципальное бюджетное учреждение "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" является хозяйственным субъектом, которому не может быть предоставлена преференция в виде предоставления имущества без согласования антимонопольным органом.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200297619861.
Представитель Муниципального бюджетного учреждения "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200297619892.
Представленным ходатайством Муниципальное бюджетное учреждение "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель Администрации Муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200297619878.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Администрация Муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 28.04.2016.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
22.05.2015 в Управление поступила жалоба от Администрации Муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (вхд. N 2835 от 22.05.2015) в котором было указано на нарушение антимонопольного законодательства Распоряжением Bp. И.о. Главы Района от 04.12.2014 N 1974 "О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям MP "Мегино-Кангаласский улус".
17.11.2015 Управление, рассмотрев материалы дела N 02-57/15А, пришло к выводу о том, что предоставление в пользование земельных участков согласно Распоряжению от 04.12.2014 N1974 является муниципальной преференцией хозяйствующему субъекту - МБУ "Агентству по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям MP "Мегино-Кангатасский улус".
Установив, что Администрация в нарушение требований статьи ст. 20 Закона о защите конкуренции не обратилась в Управление с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, Управлением вынесено решение от 01.12.2015, согласно которому Администрация и МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям MP "Мегино-Кангатасский улус" были признаны нарушившими п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании данного решения, указанным лицам было выдано предписание о принятии мер по возврату муниципального имущества, переданного в качестве муниципальной преференции МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям MP "Мегино-Кангатасский улус".
Администрация MP "Мегино-Кангатасский улус" посчитав, что указанное решение и предписание антимонопольного органа нарушает его права и законные интересы, и не ответствует антимонопольному законодательству, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судебными актами по делу по делу N А58-928/15 распоряжение N 1974 "О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус" от 04.12.2014 признано соответствующим положениям Земельного кодекса РФ, Федеральных законов N 131-ФЗ и N 137-ФЗ и не нарушающим прав и законных интересов Администрации Муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия).
Оспариваемым решением антимонопольного органа, заявитель признан нарушившим п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Статьей 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социального обеспечения населения;
(п. 10 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ч.1).
Запрещается использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям (ч.2).
Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;
4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (ч.3).
Не является государственной или муниципальной преференцией:
1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;
5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка;
6) предоставление концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий, имущественных прав по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с частями 4.1 - 4.12 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (ч. 4).
Статья 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает порядок предоставления преференции.
Из решения антимонопольного органа следует, что нарушение Администрации MP "Мегино-Кангатасский улус" состоит в том, что она распоряжением N 1974 от 04.12.2014, передала поименованные в нем земельные участки, муниципальному бюджетному учреждению "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус" в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования с антимонопольным органом, как это установлено ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (п.20).
Антимонопольный орган пришел к выводу, что муниципальное бюджетное учреждение "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус" является хозяйствующим субъектом, в силу чего на него распространяются требования, установленные главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п.5).
Между тем, в соответствии с уставом (т. 2, л. 102), Муниципальное бюджетное учреждение "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям", создано в соответствии с распоряжением Главы МО "Мегино-Кангаласский улус (район) N 629 от 10 июля 2003 года.
Имущество Учреждения находится в собственности муниципального района "Мегино-Кангаласский улус".
Учреждение действует на основе финансового обеспечения выполнения муниципального задания и несет ответственность, установленную законодательством РФ, за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнения обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.
Целью создания учреждения является исполнение полномочий муниципального района в вопросах владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и иных полномочий муниципального района в области земельно-имущественных отношений.
Для достижения указанных целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
осуществление учета муниципального имущества;
ведение реестра муниципального имущества;
ведение реестра муниципальных учреждений и предприятий;
осуществление функций арендодателя при сдаче в аренду муниципального имущества;
выполнение функций по приему и передаче объектов муниципальной собственности;
участие от имени муниципального района в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях;
Осуществление организационного, материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района, муниципальных учреждений, в том числе:
транспортные услуги;
услуги но содержанию имущества;
услуги в области информационных технологий;
услуги по организации и проведению мероприятий;
услуги по приему и обслуживанию делегаций;
услуги по охране имущества;
Осуществление учета, приобретение, содержание и разведение скаковых лошадей чистокровной верховой породы;
Осуществление учета, приобретение, содержание, разведение и реализация товарных лошадей;
Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов муниципальной собственности;
Строительство гидротехнических сооружений;
Строительство жилых и нежилых зданий, административных зданий;
Строительство зданий объектов промышленности и производства, за исключением как нефтеперерабатывающие, химические заводы";
Строительство Объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
Строительство автомобильных дорог, инженерных сооружений по водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, линий местных линий электропередачи и связи;
Осуществление полномочий муниципального района в распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения права собственности и земель, находящихся в собственности, в том числе:
Подготовка решений органов местного самоуправления района:
- по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, государственной собственности (до разграничения государственной собственности) в целях строительства;
- по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, государственной собственности ( до разграничения государственной собственности) для целей не связанных со строительством;
- по изменению видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;
- по продлению сроков аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;
Осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
Осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в установленном порядке;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
осуществление функции специальной организации при продаже земельного участка и права аренды на земельные участки на территории муниципального рациона МР "Мегино-Кангаласский улус";
учреждение вправе оказывать платные услуги по ценам и тарифам, установленным администрацией муниципального района. Средства, полученные Учреждением от оказания платных услуг, а также безвозмездные перечисления учитываются на лицевом счете, открытом в финансовом управлении Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Мегино-Кангаласскому улусу.
Статьей 123.22 Гражданского кодекса установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ч.1).
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (ч.5).
Статьей 9.1 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (ч.1).
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (ч.2).
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя) (ч.3.).
Статьёй 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч.1).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (ч.3).
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (ч.4).
По смыслу ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования признаются землепользователями, земельные участки предоставляются им исключительно с целями, предусмотренными ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив организационно-правовую форму, характер уставной деятельности МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус" суд апелляционной инстанции не усматривает, что оно относится к хозяйствующим субъектам, как это понимается в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку деятельность данного юридического лица не связана (не направлена) с осуществлением профессиональной деятельности, приносящей доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
То обстоятельство, что бюджетное учреждение в силу закона и устава вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в законе, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а также, что оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах, не свидетельствует о том, что МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям MP "Мегино-Кангатасский улус" является хозяйствующим субъектом, как это понимается в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доказательства, указывающие на то, что земельные участки, поименованные в распоряжении от 04.12.2014 N 1974 "О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям MP "Мегино-Кангаласский улус" используются МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям MP "Мегино-Кангаласский улус" в экономической деятельности, в материалы дела не представлены.
Материалами дела не опровергаются доводы заявителя о том, что указанные земельные участки переданы МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям MP "Мегино-Кангаласский улус" с целью реализации учреждением полномочий муниципального района в Мегино-Кангаласский улус" связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и иных полномочий муниципального района в области земельно-имущественных отношений.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что указанное решение и предписание антимонопольного органа нарушают права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "18" марта 2016 года по делу N А58-6974/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6974/2015
Истец: Районная администрация муниципального района "Мегино-Кангаласский улус"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Администрация Муниципального образования "посёлок Нижний Бестях" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия), Муниципальное бюджетное учреждение "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус"
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5253/16
03.08.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4705/16
30.05.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2366/16
16.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6974/15